Семейная психология Андреева

Страница 115 из 118

Содержание дисциплины

Раздел 1. Семья и брак (основные понятия)

1.1.    Определение брака и семьи.

1.2.    Функции семьи. Классификация семей по их структуре: семья нуклеарная, пополненная, смешанная, семья родителя-

одиночки. Особенности семей разного состава.

1.3.    Жизненный цикл семьи. Стадии развития семьи по различным классификациям. Сложности, возникающие на разных

 

стадиях. Изменения в семье: позитивные и негативные, нормальные и ненормальные, неожиданные и ожидаемые, их влияние на супружеские отношения.

1.4.    Семейные легенды. Понятие семейных легенд и мифов, их

роль в семейных отношениях. Связи семейных легенд с куль-

туральными мифами, со сведениями средств массовой ин

формации. Примеры семейных легенд.

1.5.    Семейные правила. Понятие семейных правил, их роль в

жизни семьи. Правила открытые и скрытые.

Вопросы для самопроверки

1.    Стадии развития семейных отношений.

2.    Роль семейных легенд в поддержании «устойчивого состояния» семейных отношений.

3.    Открытые и скрытые семейные правила.

4.    Изменения в жизни членов семьи и их роль в возникновении

семейных кризисов.

Раздел 2. Проблема половых различий и семейные отношения

2.1.    Понятия полового диморфизма и дипсихизма. Концепция В. А. Геодакяна о женском и мужском как наследственности

и изменчивости в развитии вида. Теория психологической

андрогинии. Достоверные, сомнительные и неподтвержденные исследования между полами по данным Э. Маккоби и

К. Джеклин. Данные лаборатории Б. Г. Ананьева о половых

различиях в познавательной сфере и в стрессовой ситуации.

2.2.    Социально-психологические различия мужчин и женщин.

Половые различия в ценностях и жизненных фазах. Различия в социальной реализации потенциала, в отношении к

интимности и автономии, в ориентациях на оценку окружающих. Различия в стилях общения между мужьями и жена

ми.

2.3.    Потребности мужей и жен в браке, их различия, связь с удовлетворенностью браком. Сравнение данных американских

исследований (У. Харли) и отечестненных исследований

(Т. В. Андреева, 1999). Возрастные различия в потребностях

в браке.

Вопросы для самопроверки

1.    Факты, подтверждающие теорию В. А. Геодакяна о половом

диморфизме.

2.    Половые различия в познавательной и эмоциональной сферах.

 

3.    Социально-психологические различия между мужчинами и

женщинами.

4.    Различия в потребностях мужей и жен в браке.

Раздел 3. Подготовка к семейной жизни.

3.1.    Половая социализация и подготовка к браку. Понятие поло

вой социализации. Психологические механизмы половой социализации и формирования половой идентичности: теории идентификации, половой типизации, самокатегоризации.

Проблема полового воспитания.

3.2.    Проблема адекватных брачно-семейных представлений юно

шей и девушек. Предбрачные представления молодежи по

исследованиям социологов, «пигмалионизм» в межличностном восприятии юношей и девушек. Проблема формирования эталонов мужественности и женственности. Основные

направления деятельности по подготовке к семейной жизни. Понятие «способности к браку».

3.3.    Выбор супруга и факторы риска при вступлении в брак. Проблема неадекватности выбора брачного партнера, его факторы. Теории выбора брачного партнера. Благоприятные и

негативные факторы для будущих супружеских отношений.

Вопросы для самопроверки

1.    Теории формирования половой идентичности.

2.    Особенности предбрачных представлений молодежи.

3.    Факторы риска при вступлении в брак.

Раздел 4. Проблемы любви и брака

4.1. Сексуальность, любовь и брак. Типы мотивации сексуального поведения. Типология чувств по античным представлениям. Типология любви по исследованиям американских психологов. Гипотезы о механизмах зарождения любовных переживаний и природы любовной страсти (психологические модели Д. Теннов, Бершайда и Уостера, Д. Делиса, О. Вейнингера).

Мотивация вступления в брак. Типы брачных мотивов. Механизм «эмоциональной идентификации с семьей» как фактор, укрепляющий брак.

Вопросы для самопроверки

1.    Типология любовных переживаний по античным представ

лениям.

2.    Типология чувств по исследованиям Д. Ли.

 

3.    Мотивация брака и ее влияние на удовлетворенность супружескими отношениями.

Раздел 5. Проблемы молодой семьи

5.1.    Классификация семей по жизненному циклу. Периодизация

семейной жизни и трудности в отношениях на разных ее стадиях. Понятие «идеализация партнера».

5.2.    Понятие адаптации и интеграции в семье. Адаптация материально-бытовая, нравственно-психологическая и интимно-

личностная. Цели супружеского союза и супружеское благополучие. Конфликты в молодой семье и их связь с

правилами в родительских семьях.

5.3.    Проблема распределения ролей в семье. Основные виды супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские (по Киркпатрику К.). Согласованность мнений супругов по различным аспектам семейной жизни (профессиональной занятости женщины, проведении досуга и др.), их влияние на удовлетворенность браком. Период жизни молодой семьи, связанный с рождением ребенка-первенца, и его особенности. Вопросы для самопроверки

1.    Семейные трудности, связанные с различными стадиями существования семьи.

2.    Виды супружеской адаптации.

3.    Классификация супружеских ролей.

Раздел 6. Удовлетворенность браком и супружеская совместимость

6.1.    Удовлетворенность браком. Понятие удовлетворенности бра-

ком и его стабильности. Характеристики, влияющие на удовлетворенность браком.

6.2.    Супружеская совместимость. Аспекты (уровни) супружеской

совместимости. Результаты конкретных исследований, соотнесенные с уровнями совместимости. Понятие компле-ментарности и гомогамии применительно ксупружеской совместимости. Становление личности в родительской семье и супружеская совместимость. Позиция ребенка в родительской семье и ее влияние на различные сферы жизни (в том числе на построение семейных отношений). Зрелость личности и построение семейных отношений. Вопросы для самопроверки

1.    Факторы, влияющие на удовлетворенность браком.       I!

2.    Супружеская совместимость и ее уровни.

 

3.    Совместимость по характеристикам темперамента.

4.    Совместимость на социальном уровне (понятие гомогамии).

5.    Становление личности и совместимость в браке.

6.    Позиция ребенка в семье и ее влияние на совместимость в

браке.

Раздел 7. Проблемы семейного общения

7.1.    Возможности позитивного общения в семье. Принципы бе

зобвинительного общения. Коррекция семейных проблем

при «дисбалансе объективных обстоятельств».

7.2.    Трудности общения в семье. Типы семейных конфликтов и

их причины. Закон многоуровневой круговой каузальности

и различные аспекты межличностных отношений. Отличия

счастливых и несчастливых семей по данным американских

исследований.

Вопросы для самопроверки

1.    Принципы безобвинительного общения.

2.    Причины семейных конфликтов и их типы.

3.    Закон многоуровневой каузальной атрибуции.

Раздел 8. Разрушение брака и семьи

8.1.    Проблема ревности и супружеских измен. Понятие ревности и ее типы. Ревность и фазы развития любовных отношений. Особенности мужской и женской ревности.

8.2.    Внебрачные связи. Отношение к супружеским изменам по

данным опросов. Отношение к изменам и реальное поведение граждан. Мотивы вступления во внебрачные связи. Различия в мотивировках измен у мужчин и женщин. Супружеские измены и их связь с неудовлетворенностью в браке.

8.3.    Проблема разводов и повторного брака. Разводы: факторы

экономического, культурного, религиозного и политического характера. Причины разводов по данным отечественных

психологов. Статистика разводимости. Период жизненного

цикла семьи и опасность развода. Периодизация послераз-

водного процесса. Типы взаимоотношений разведенных супругов по данным американских авторов. Понятие бинук-

леарной семьи и правила в ней. Последствия разводов для

детей, мужчин и женщин. Статистика повторных браков и