Предмет, задачи и принципы психологии воспитания. Лекции по психологии воспитания

Предмет психологии воспитания

Задачи психологии воспитания

Принципы психологии воспитания

Воспитание мотивационно - потребностной сферы — главная задача воспитания

Воспитание является объектом изучения как педагогики так и психологии. Предметом изучения педагогики является содержание воспитательного процесса, его организация, методы, приёмы, формы. В отличие от педагогики предметом изучения психологии воспитания является изучение психологической сущности воспитательного процесса, его влияния на развитие личности. «Психология воспитания выявляет, как целенаправленные воспитательные меры взаимодействуют с внутренними психологическими особенностями человека» (А.В. Петровский) [13, с.230]. Разделение это достаточно условно, так, например, специфика содержания, форм и методов воспитания не может не учитывать психологических особенностей детей, их возраста, особенностей социальной ситуации, в которой находятся дети и т.п. Равно как и изучение психологической сущности воспитания не может остаться в стороне от приёмов и методов воспитания. Внимание педагогики сосредоточено на формах и методах воспитания, а психологии на особенностях взаимодействия воспитательных мер с психологическими и личностными особенностями детей. Однако при этом цели и задачи педагогики и психологии едины: это развитие личности ребёнка.

Психология воспитания – это особая отрасль педагогической психологии, которая исследует внутреннюю психологическую сущность воспитательного процесса, психологические механизмы воспитания.

Психология воспитания молодая отрасль педагогической психологии. Её выделение в самостоятельный раздел обусловлено тем, что данные психологии детского развития невозможно перенести в педагогику, и тем более в школьную практику. Психология воспитания призвана соединить, связать психологию и педагогику.

Задачи психологии воспитания:

1. Раскрыть психологические и личностные особенности и возможности каждого возрастного этапа, учёт которых позволит максимально развивать личность в каждом возрасте. В связи с этим - создание портрета личности для каждого возрастного периода.

2. Выявление качественных сдвигов в развитии личности ребёнка под влиянием воспитания. Выяснение того, как целенаправленные воспитательные меры взаимодействуют с внутренними психологическими особенностями человека, как это взаимодействие влияет на формирование его личности.

3. Изучение процесса формирования мотивационно-потребностной сферы: потребностей и мотивов, под влиянием которых складываются черты характера, привычки, развивающиеся под воздействием воспитания и обучения. Это особенно важно, так как «усвоение нравственных форм поведения без соответствующих мотивов ведёт к формированию своеобразного нравственного формализма» [13, c. 234]

4. Выяснение оптимальных с точки зрения целей воспитания условий педагогического воздействия.

5. Особенности современной ситуации детства требуют постановки актуальной задачи психологии воспитания, которую определила В.В. Абраменкова. Изучая детскую картину мира, систему отношений ребёнка с миром. Она говорит о том, что «устранение негативных факторов современной социальной ситуации развития детства возможно на путях гуманизации прежде всего отношений взрослого сообщества к миру детства, в обеспечении особого (одухотворённого) пространства детской жизни. Это даст ребёнку защиту от негативного влияния агрессивной среды, повысит уровень его психоэмоционального благополучия и нравственно-духовного здоровья… Гармонизация связей личности с миром является условием полноценного взросления… и критерием его личностного развития.»[1]

Принципы психологии воспитания

В соответствии с этими задачами формулируются следующие принципы психологии воспитания:

1. Учёт возможных последствий тех или иных воспитательных воздействий. Это предполагает некоторое предвосхищение последствий воспитательных воздействий в конкретной ситуации. Так, например, в раннем детстве ребёнок для нормального развития нуждается в одобрении со стороны взрослого, отсутствие одобрения, в случае если ребёнок в нем нуждается, может привести к страху и чувству незащищённости. Но похвала других детей в контексте негативного сравнения ребёнка для его устыжения нередко приводит к зависти, ревности, гневу. Неверное использование этого механизма может искажать развития личности. Поэтому любое педагогическое воздействие должно быть исполнено с большим тактом, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка, специфики ситуации, в которой он находится, предвосхищая последствия тех или иных воспитательных воздействий. В этом случае необходима педагогическая интуиция.

2. Воспитательные воздействия должны быть всегда согласованны с особенностями внутреннего мира ребёнка и обстоятельствами, в которых он находится (учет намерений ребёнка, семейной ситуации и т.п.)

Примером успешного следования этому принципу может послужить молодая учительница из к/ф «Доброта» (роль учительницы исполняет Т. Сёмина). Она пытается понять поведение сложного, агрессивного подростка. Идёт к нему домой и выясняет, что ситуация в которой находиться мальчик (его со старой бабушкой бросила мать) провоцирует такое вызывающее поведение. Учёт семейной ситуации заставляет директора школы по-иному взглянуть на мальчика. Или аналогичная ситуация (из того же фильма): мальчика исключили из пионеров за то, что он отдал в макулатуру письма своего деда с фронта, не осознав их ценности. Учительница встаёт на защиту подростка: призывая присутствующих учесть намерения подростка.

3. Наказание должно быть для исправления, а не для возмездия.

Примером нарушения этого принципа, когда наказание было возмездием, может служить несчастный случай суицида 12 летнего подростка из Санкт-Петербурга, который оставил после себя записку, обвиняющую учительницу в его смерти. Поводом к этой драме послужило то обстоятельство, что мальчик не сдал деньги на ремонт школы (в семье была сложная материальная ситуация). Учительница заставила его в качестве наказания убирать класс. Не были учтены ни возрастные, ни личностные особенности мальчика, ни особенности семейной ситуации в которой находился подросток.

Как правило, адекватное наказание воспринимается как справедливое и не обижает ребёнка.

4. Развитие потребностей соответствующих здоровой части души: потребность в труде, помощи, терпении и других добродетелей. Такого рода развитие будет способствовать торможению примитивных влечений. Проявлять же сочувствие негативным потребностям и желаниям, как это делают многие современные родители, значит поддерживать и закреплять их. «Хочу это… …купи…ааааа!» - мамы в растерянности. А дети требует настойчиво, с полной уверенностью в том, что все его желания непременно должны быть удовлетворены. Эта уверенность детей передаётся и родителям, которые конечно немного смущаются, но вместе с тем полагают, что жить нужно ни в чём себе (а тем более детям) не отказывая, получать от жизни максимум удовольствия. А иначе, зачем жить? Да и вообще все так живут? Если задача родительского долга сводиться к удовлетворению потребностей детей, то у детей формируется потребительская установка. Когда потребление становиться основным в жизни, тогда вытесняются человеческие потребности другого рода, которые должны быть взращены воспитанием. У нас есть опыт воспитания здоровых потребностей оставленный нам в наследие, например, В.В. Сухомлинским, где всё было направлено на воспитание потребности в труде, помощи, терпении, доброте и чуткости, а не в потреблении. Где у детей развивали способность видеть и замечать красоту слова, природы, людей и радоваться этому.

5. Воспитание примером, способом жизни, укладом семьи. Пример постоянно раздражающейся матери никогда не научит ребёнка не быть злобным, а все разговоры об ответственности не принесут плодов, если родители сами при удобном случае стремятся избежать её. Трудно воспитать у ребёнка ответственность, если, например, на глазах у детей родители отказываются помочь сделать ремонт соседке, которую они затопили, ссылаясь на то, что они не виноваты, или уходят от ответственности, когда врезавшись в чужой автомобиль разбивают боковое стекло. Эти «мелочи» воспитывают ребёнка своим примером. Или родители, которые игнорируют своих детей, когда те хотят с ними провести время, вместе пошалить, поиграть, говоря при этим: «Отстать, я устала». Пусть тогда не удивляются, если стариками они услышат подобную фразу от своих детей.

6. Развитие чётких представлений о добре и зле, а так же эмоционально положительного отношения к добру.

Профессор А.И. Осипов, описывая особенности современной социальной ситуации говорит, что для того, что бы помочь человеку стать лучше, очиститься, первое, что необходимо сделать, это научить человека видеть в себе всё дурное и бороться с самим собой. Победа из побед, победа над самим собой. Главным условием, которого является осознание того, что является дурным, злым, а что есть добро. Без этих ориентиров нет воспитания в неискажённом виде.

Воспитание мотивационно-потребностной сферы – главная задача воспитания

Сущность личности определяется не столько поведением, сколько мотивами, которые лежать в его основе. Качеством личности считается единство устойчивого мотива и устойчивой формы поведения. Из этого вытекает, что совершенно одинаковые формы поведения, могут быть проявлениями совершенно разных качеств, в зависимости от мотива, побуждающего человека к такому поведению. Например, вежливое обращение или прилежание из страха совсем не равно прилежанию из интереса, чувства долга, или стремления получить хорошую отметку или похвалу. Здесь будут проявляться совсем разные качества личности. Трусость или тщеславие, корыстолюбие или чувство долга. И, наоборот, одинаковые потребности и мотивы могут по-разному проявляться в поведении.

Внешний контроль за своим поведением должен перейти во внутренний. Каковы условия этого перехода? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Но если в человеке не развита сила слова, то вырабатывается нравственный формализм. Слово теряет силу. Сила слова есть сила примера. И если Мария Ивановна являет собой образец терпения, доброты и духовного совершенства, то разговоры о нравственности могут быть лишними, так как её жизнь есть образец слова воплощённого. Поэтому образец поведения или способ жизни взрослого есть один из лучших способов воспитания.

Основная задача воспитания – это воспитание направленности личности. Направленность личности это система доминирующих мотивов, потребностей, ценностей, установок. Специальные исследования показали, что к подростковому возрасту более чем у 50% детей уже сформировывается определённая направленность личности.

Как показывает опыт и специальные психологические исследования не всегда происходит закрепление поведения в устойчивые качества личности, даже если воспитанники понимают важность, значимость, моральную ценность и важность того или иного поведения. И, наоборот, целые комплексы качеств формируются у детей без объяснения их значимости. Почему это так?

Любой воспитательный приём или метод определённым образом преломляется в личности ребёнка, и в каждом ребёнке результат того или иного воздействия может быть разным. Это не означает отсутствия неких педагогических универсалий, а говорит лишь, во-первых, о неповторимом своеобразии личности и, во-вторых, о том, что любое педагогическое воздействие тогда эффективно когда оно имеет живой отклик в душе ребёнка, соответствует его внутреннему устроению. Говоря психологическим языком, когда соответствует его устремлениям и потребностям. А.В. Петровский так говорит об этом: «Любой метод будет иметь успех, если он опирается на имеющиеся у ребёнка потребности. Любой метод не достигнет цели, если он будет действовать вопреки, имеющимся у ребёнка потребностям». [13, с.248] Опора на имеющиеся потребности, с перспективой формирования высших потребностей — один из вариантов воспитательных подходов. Интересна в этом отношении работа Г.Г. Бочкарёвой «Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков – правонарушителей» об опыте исследования подростков – правонарушителей, а так же об опыте помощи таким подросткам через опору на имеющиеся у них потребности к выработке высших потребностей. В результате обследования она выделяет

3 группы подростков:

1 группа – «раскаивающиеся»: у которых нравственная тенденция имела место, но оказалась нереализованной, и это выразилось в неудовлетворённости собой;

2 группа – «бесконфликтные»: слабость или отсутствие нравственных побуждений, способных вступить в конфликт с примитивными побуждениями: они опасаются только наказания. У них нет угрызения совести;

3 группа – «циники» сформирована аморальная убеждённость: сознательное сопротивление моральным требованиям, которое позволяет им с легкостью идти на преступления.

В качестве работы с детьми 1 и 2 группы автор предлагает учитывать мотивацию, степень взаимоотношения нравственного начала с примитивными устремлениями правонарушителей. Для третьей группы детей она предлагает труд через утилитарный интерес, затем через мотивы самоутверждения к высшим, нравственным мотивам, так как «лобовая атака» в случае асоциальных установок бывает неэффективна.

Опыт известных педагогов свидетельствует о возможности выработки высших потребностей через приобщение к высшим ценностям, без учёта другого рода потребностей. У А.С. Макаренко ценности коллектива складывающиеся под влиянием авторитете педагога, вытесняют аморальные установки. Здесь основным управляющим фактором являются не сложившиеся утилитарные интересы, а коллектив: групповые требования и ожидания, которые создаются педагогами в процессе трудной и терпеливой работы. У А.В. Сухомлинского – это так же опыт восхождения через, личный пример, приобщение к нравственному через все возможные источники: природу, литературу, труд во благо другого, творчество.

При таких подходах утилитарные потребности и устремления гасятся сами собой. Условием такого «восхождения» является наличие среды сверстников в которой, не без помощи взрослых, культивируются ценности высшего порядка.

Воспитание потребностей

В воспитании потребностей необходимо осознать отличие между потребностью и нуждой. Не всякая потребность отражает действительную нужду в чём-либо. Сейчас, в связи с развитием общества потребления, активно взращиваются все новые и новые, нужные и не нужные потребности, которых прежде не знали люди. Это в основном потребности материальные — потребности в технике, бытовых товарах, услугах и т.п. Даже, если эти потребности не могут быть удовлетворены, они вольно или невольно взращиваются и образуют определённые доминанты. Л.И. Божович говорит о том, что если так называемое самодвижение потребностей, связанное с желанием получить положительные переживания направлено на низшие потребности, то это ведёт к страстям и извращениям. Задача воспитания — это взращивание потребностей другого рода, тех которые станут основанием здоровой личности.

«Полноценное формирование человеческой личности решающим образом зависит от того, какие именно по содержанию потребности приобретут у него форму самодвижения и дело воспитания управлять этим процессом» (Л.И. Божович) [6] К сожалению, многие родители не понимают или не хотят понимать смысл родительского долга. Полагая, что залогом душевного благополучия является удовлетворение всех или многих желаний ребёнка, подогретых многочисленной рекламой и установкой на потребление. Как показывает опыт, это не так. Напротив, человек, не умеющий воздерживаться от желаний, которые мешают нормальному развитию или даже вредят ему, находиться во власти и зависимости от них. Он не свободен.

Душевным благополучием можно считать то состояние души, которое соответствует требованиям совести. Недаром на русском языке говориться об этом в разных категориях: поступить по совести, жить в ладу со своей совестью, спать спокойно, мучает совесть, угрызения совести, стыдно, совестно и т.д. Жить по совести может быть нелегко, но радостно! Сдержался, не ударил товарища. Поделился конфетой. Помог маме, хотя не хотел. Эта победа над собой приносит радость.

Если в семье культ потребления, то можно ли ожидать другого от ребёнка? В такой семье, хотя и признаются способы требования неадекватными, но с сочувствием относятся к желаниям ребёнка, оставляя за рамками своего внимания потребности другого рода. Воспитание тогда может иметь успех, когда у ребёнка есть благоприятная почва в виде соответствующих ему потребностей и мотивов. Подготовить землю — значит воспитать потребности в труде, помощи, доброте, прощении. Л.И. Божович так говорит об этом: «Основной теоретической проблемой является возникновение. специфически человеческих побудителей поведения, так называемых духовных потребностей» [6, с.155) Или словами К.Д. Ушинского: «Не удовлетворение желаний, а приложение духовных сил» [80]

Поэтому очень важно с детства формировать потребность в заботе и доброте, участие в домашних делах, развитие познавательных интересов. Тем более, что именно эти потребности соответствует требованиям души, а следовательно ведут к душевному удовлетворению и миру. О подобном опыте работы нам рассказала завуч одной из районных школ. Там проводиться большая работа с детьми: созданы отряды милосердия (они называют их волонтёрами): помогают старикам по хозяйству: чистят снег, возятся в огородах и т. п. Организуют разные вечера и встречи. Об одной из таких встреч она поделилась с нами. Это был вечер встречи, посвящённый Победе. Они пригласили ветеранов (дети даже не знали, что старики, которым они помогали были ветераны войны). Сначала они все вместе посмотрели худ. фильм «Звезда». После просмотра фильма дети были потрясены — на экране они увидели героизм молодых ребят, теперь - тех стариков, которые сидели перед ними. Слёзы и чувство глубокого уважения к людям, о которых они ничего не знали тронули детские сердца. Затем состоялось совместное чаепитие. Старики рассказывали о войне, а дети их с интересом слушали, теперь они смотрели на них по-другому - они видели в них тех двадцатилетних молодых ребят-героев не так далеко ушедших от них по возрасту. Общий духовный подъём и общая радость объединили поколения в единую связь. Такие вечера надолго остаются в памяти как свет в тумане. Это спасительное воспитание, потому что возвышает и преображает душу.

Нравственность на непосредственном, непроизвольном уровне потребностей является очень ценным качеством человека. При правильном воспитании такой уровень формируется в непосредственном опыте ребёнка.

Итак, выделим основные наиболее важные линии в воспитании, направленные на реализацию целей воспитания, которые были обозначены ещё в 17 веке известным педагогом Я.А. Коменским. [91] Рассматривая жизнь человека лишь как «вступление к вечной жизни» он видит задачу школы в подготовке к вечной жизни. Для решения этой задачи он ставит три цели:

1. «Познать себя и вместе с собой всего» (развитие самопознания)

2. Быть владыкою вещей и самого себя, «приспособляя к надлежащему назначению все вещи, употребить их с пользою для своих выгод, везде среди созданий вести себя царственно, т.е. с достоинством и святостью, не служить никакому созданию, даже собственной плоти» (воспитание воли)

3. Представлять собой образ и радость Творца, что достигается религиозностью или Богопочитанием. Средством достижения этой цели служит познание Христа – Богочеловека как «совершеннейшего образа нашего совершенства» (Духовное, нравственное воспитание) [91]

Выделение этих трёх линий воспитания обусловлено тем, что именно нравственность, способность к рефлексии и наличие воли определяют зрелость личности. Эти же линии выделились так же в исследовании образа человека. [33] Поэтому мы не погрешим против истины, если основное внимание уделим трём линиям психологии воспитания: нравственному воспитанию, воспитанию самопознания и воли - как необходимым условиям развития личности, без реализации которых невозможно достижение целей воспитания.

Вопросы для повторения

Почему нравственное воспитание, воспитание воли и самопознания являются основными линиями воспитания?

Как воспитать потребность в труде, помощи, прощении?

Чем отличаются потребности от нужды? Как предотвратить взращивание ненужных потребностей?

Какой из принципов воспитания наиболее актуален в настоящее время?

Практические задания

Приведите примеры из собственного опыта соблюдения и не соблюдения одного (на выбор) из принципов воспитания.

Какой принцип воспитания в следующих примерах был нарушен?

Третьеклассник Петя неуклюжий и полный мальчик на уроке почти всегда спит, лицо неподвижное, эмоционально невыразительное, почти отсутствует познавательный интерес, хотя интеллектуальное развитие в норме. Кажется, что он ждёт только звонка, что бы побыстрее уйти домой. Из разговора учителя с бабушкой выяснилось, что мама уделяет Пете очень мало внимания, в если и уделяет, то только отрицательное. Весь портрет мальчика свидетельствует о госпитализме.

На уроке в первом классе учитель обсуждал с детьми пословицу «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Маленькая Ниночка сказала: «Нет лучше иметь сто рублей, потому что на них можно что-то купить!» Несмотря на то, что учительница и дети пытались убедить её в том с другом хорошо, друг выручит, девочка продолжала настаивать на собственном мнении.