Когнитивная психология

Третьим наиболее развитым и крупным направлением мировой психологической науки сегодня является когнитивная психология. Современная когнитивная психология не только изучает когнитивные процессы человека, но и трактует психику в целом как результат эволюционного развития процессов познания окружающего мира живыми организмами. Главное внимание психологи когнитивной ориентации в самом начале становления этого направления уделяли сознанию, но постепенно они начали изучать неосознаваемые процессы переработки информации человеком. Они исследовали и моделировали память, внимание, логическое мышление, воображение, принятие решений и другие психические (когнитивные) процессы. Интенсивное развитие когнитивной психологии многие исследователи связывают с появлением кибернетики и техническим прогрессом в области средств переработки информации.

Современные исследования показывают, что собственно когнитивные возможности человека в единицах информации не очень велики. Результаты экспериментов эстонского психолога В. М. Лившица позволили установить, что скорость переработки информации человеческим мозгом составляет 128 бит/(чел-ч). Следовательно, возможности сознания человека далеко не безграничны даже при достаточно формализованном подсчете объемов перерабатываемой информации в эксперименте.

Методологически когнитивная психология во многом основывается на проведении аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и познавательными процессами у человека. Так были выделены многочисленные структурные "блоки" познавательных процессов, например блоки восприятия, внимания, кратковременной и долговременной памяти и т.д. Известный советский психолог профессор О. К. Тихомиров неоднократно критиковал исследования зарубежных когнитивных психологов и называл их методы "информационным подходом" к изучению психики, которая реально работает иначе, чем любая компьютерная программа. В частности, Тихомиров говорил об интуиции и эвристическом мышлении, которых нет у компьютера.

Среди основателей когнитивной психологии называют таких известных американских психологов, как Дж. А. Миллер, Ж. Пиаже, Г. Саймон, А. Ньюэлл, Н. Хомски, Дж. Брунер, У. Найссер и др. Статус самостоятельного направления науки когнитивная психология получила в 1960-е гг. Ее появление во многом было обусловлено неприятием рядом крупных исследователей теории и методологии классического бихевиоризма. Когнитивная психология вернулась к понятию психического, а поведение стала рассматривать как результат познавательных процессов. Знаковым событием этого направления психологии многие авторы считают работу Джорджа Армитажа Миллера (рис. 2.3) под названием "Магическое число семь плюс-минус два", опубликованную в 1956 г. в американском научном журнале "Psychological Review".

Рис. 2.3. Один из основателей когнитивной психологии американский психолог Джордж Армитаж Миллер (1920–2012)

Однако исследования в области когнитивной психологии со временем показали, что информационный подход также имеет существенные ограничения в плане объяснения многих явлений психической жизни людей. В частности, проблемы появились при изучении восприятия, речи, мышления, интеллекта, воображения, эмоций и др. В определенном смысле когнитивная психология столкнулась с противоречиями и проблемами, которые психологи сформулировали еще на рубеже XIX–XX вв.

Современные исследования когнитивных психологов сознание и подсознание трактуют как различные способы переработки информации. Когнитивная психология придерживается ряда теоретических и методологических принципов. В частности, утверждается, что:

– информация из внешнего мира попадает в психику поэтапно, т.е. через последовательные преобразования и качественные трансформации;

– пропускная способность системы переработки информации человеком имеет ограниченный объем;

– окружающий мир отражается в психике на основе системы символов, которая не тождественна свойствам воздействующих стимулов [1] .

Многие историки науки доказывают, что основу когнитивной психологии составляют работы структуралистов, в частности В. Вундта, функционалистов, прежде всего У. Джемса, а также гештальт-психологов, таких как М. Вертхаймер, К. Коффка, В. Кёлер и др.

Одним из важных теоретических понятий в когнитивной психологии является понятие перцептивной схемы. введенное Ульриком Найссером. Оно характеризует некую психическую структуру, которая формируется у человека в процессе накопления индивидуального опыта и определяет избирательное отношение к новой информации, которую предоставляет человеку окружающий его мир. Найссер утверждал, что основным психическим процессом является восприятие, которое создает все остальные виды психической активности.

Другой известный когнитивный психолог – Дж. А. Миллер начал свою научную карьеру как специалист в области речевой коммуникации, а затем вместе с Дж. Брунером создал Центр когнитивных исследований при Гарвардском университете. Миллер занимался моделированием мышления с помощью компьютерных программ, применял теорию информации и статистические методы для исследования того, как человек перерабатывает информацию в процессе обучения.

Джером Брунер в работах, выполненных в 1940-е гг. показал, что восприятие людей, подвергшихся сильному стрессу, например беженцев из фашистской Германии, представляет реальность искаженно. Он установил также, что большая субъективная ценность предмета, влияет на то, что его физические параметры кажутся более значительными, чем они есть на самом деле, а слова эмоционально нейтральные могут восприниматься как угроза человеку, к которому они обращены. Брунер назвал это социальным восприятием. Процесс мышления он представлял как процесс формирования понятий. Для изучения этого явления Брунер разработал специальную методику искусственного формирования понятий у человека и с ее помощью провел большой цикл исследований на детях и взрослых.

В конце XX в. в рамках когнитивной психологии возникло понятие когнитивных стилей. которое отражало индивидуальные особенности людей, проявляющиеся в процессе познания ими окружающего мира и восприятия конкретных объектов. В частности, американский психолог Герман Виткин сопоставлял восприятие человека с его личностью и выделял различные типы подобных связей, например, предлагал различать так называемых полезависимых и поленезависимых людей. По его мнению, такие люди по-разному реагируют на факторы, создающие информационный шум при восприятии объектов.

  • [1] Это положение диаметрально противоположно точке зрения В. И. Ленина, которую он изложил в ряде своих философских работ, например "Материализм и эмпириокритицизм" (1909). Одна из идей Ленина состоит в том, что человек адекватно воспринимает окружающий мир, т.е. "мир именно таков, каким мы его видим"; то, что нас окружает, – "не иллюзия, а объективная реальность, данная нам в ощущениях" и пр. Иными словами, ощущения адекватны объективному миру и не обманывают нас. В частности, эта точка зрения представлена в разделе книги Ленина, где критикуется теория "специфических энергий" физиолога И. Мюллера, предложившего концепцию ощущений со ссылками на эффект фосфенов (фосфен – механическое раздражение зрительного нерва).