ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

Синергетическая парадигма и психология развития. Идея раз­вития пришла в психологию из других областей науки. Работа Ч. Дар­вина "Происхождение видов путем естественного отбора", вышед­шая в свет в 1859 г. заставила естествоиспытателей признать в прин­ципе эволюцию психической деятельности [8]. Человека стали понимать как часть природы, обратили внимание на его биологичес­кие основы, генезис человеческого сознания.

Развитие — процесс необратимых, направленных и закономер­ных изменений, приводящий к возникновению количественных, ка­чественных и структурных преобразований психики и поведения че­ловека.

Основными свойствами развития, отличающими его от всех дру­гих изменений, являются:

• необратимость - способность к накоплению изменений, "над­страиванию" новых изменений над предшествующими;

• направленность — способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития;

• закономерность - способность системы к воспроизведению одно­типных изменений у разных людей.

Психология развития учитывает основные положения синерге­тики [15]:

• идею целевой детерминации процесса развития;

• понятие "аттрактор цели", обозначающий конечное состояние развивающейся системы, цель ее развития;

• формирование, развитие структуры системы определяется не только прошлым, но и будущим, которое как бы притягивает нас­тоящее (только те его элементы, которые подобны структурным элементам цели);

• информация о будущей картине развития структуры в целом со­держится в центре, а о прошлой картине — на периферии;

• фрагменты структуры показывают характер прошлого развития структуры в целом, а другие фрагменты — ее будущего развития. Образно говоря, "завтра есть причина сегодня". На основании

знания структуры цели мы получаем возможность правильно ана­лизировать желательные направления самоструктуризации систе­мы [15]. Исходя из этого можно утверждать, что один психический процесс является фоном для развития другого. Например, память — это фон для развития мышления, эмоциональная стабильность — для развития механизмов саморегуляции, а невербальный интел­лект — для развития вербального. Следовательно, когда один про­цесс достаточно развит, другой существует потенциально, в скры­том виде. Будущее положение системы кроется в ее настоящем состо­янии.

Цель психологического развития. С учетом синергетических по­ложений можно утверждать, что сложные, открытые, нелинейные, саморазвивающиеся и самоорганизующиеся системы являются це­леустремленными. Именно к таким системам относится психика че­ловека, поэтому можно считать, что процесс психического развития обусловлен некой целью. Цель для человека выступает в виде иде­ального образа конечного результата деятельности, исполняет роль системообразующего фактора, обусловливающего весь ход развития системы.

В психологии выделяют области (сферы) психического развития — психофизическую, психосоциальную, когнитивную, а также их но­сители в структуре человека — индивид, личность, субъект деятель­ности. Результатом развития человека как индивида в ходе онтогене­за является достижение им биологической зрелости; как личности в рамках его жизненного пути — достижение социальной зрелости; как субъекта практической (трудовой) и умственной деятельности — достижение трудоспособности и умственной зрелости [4]. Однако человек — это не только целостное, но и цельное образование, ре­зультат внутреннего единства и согласованности. Он демонстрирует взаимодействие всех структурных компонентов, проявление функ­ционального в отношении целого.

Движущей силой человека и его стремления к самоосущест­влению является смысл жизни. Смысл жизни существует во внешнем мире, и человек в течение жизни определяет, какие из потенциальных смыслов, заложенных в ситуации, для него истин­ны [23]. Если целостность обеспечивается на структурном уров­не, а цельность — на функциональном, то возникает вопрос о цели психического развития человека как целостного и цельного образования.

Приведем примеры рассуждений некоторых ученых [2]:

• цель жизни человека состоит в становлении свободного, разумно­го и активного субъекта (Аристотель);

• стать тем, кем ты являешься потенциально, — это развертывание специфических возможностей каждого организма; для человека это состояние, в котором он наиболее человечен (Б. Спиноза).

• цель жизни заключается в росте и развитии человека в границах его природы и жизнеустройства (Дж. Дьюи);

• стремление к смыслу — базовое стремление человека; оно позво­ляет осуществить выход из экзистенциального вакуума, в кото­ром оказался современный человек, осуществить смысл и цель (В. Франкл);

• любовь как особая форма человеческих отношений, позволяю­щая человеку обрести подлинное "Я" — процесс усиления и раз­вития его личности, его собственного "Я" (Э. Фромм);

• интеграции всех свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности. с целостной организацией этих свойств и их саморегуляцией. определенной взаимосвязью определен­ных тенденций, генетически связанных с личностью, и потенций, генетически связанных с субъектом деятельности, характер и та­лант человека с их неповторимостью — все это самые поздние продукты развития человека (Б. Ананьев);

Исходя из взглядов исследователей, цель психологического раз­вития — максимально полное осознание человеком своих потенци­альных возможностей, осознание им своего "Я".

Факторы психологического развития. Жизнь человека — после­довательное осознание им своей отдельности и переживание этой от­дельности. В этом и заключается главная цель жизни человека [2]. Факторы психического развития — ведущие детерминанты изме­нения человека. Ими принято считать наследственность, среду и ак­тивность [24]. Если наследственность проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а среда (общество) — в социальных свойствах личности, то активность — во взаимодействии двух предшествующих.

Наследственность — свойство организма повторять в ряду поко­лений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. На основании сопоставления значений наследственного и со­циального факторов развития можно сделать вывод: генотип содер­жит в себе прошлое в свернутом виде: во-первых, информацию об историческом прошлом человека, во-вторых, связанную с этим про­грамму его индивидуального развития [2].

Генотипические факторы типизируют развитие, а генотип его ин­дивидуализирует. Каждый человек — уникальный генетический объ­ект, который никогда не повторится. Под генотипом понимают сово­купность всех генов, генетическую конституцию организма, под фено­типом — совокупность всех признаков и свойств особи, развившихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой. (В подразделе 5.3 будет рассмотрено влияние генотипа и фенотипа на формирование индивидуальных характеристик человека.)

Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Психическое развитие — ре­зультат столкновения внутренних качеств с внешними факторами развития. Духовное развитие — не простое проявление прирожден­ных свойств, а результат конвергенции внутренних данных с внешни­ми условиями развития [24]. Ребенок — биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он становится человеком.

Степень детерминированности различных психических образова­ний генотипом и средой оказывается различной, но проявляется ус­тойчивая тенденция: чем ближе психическая структура к уровню ор­ганизма, тем сильнее ее обусловленность генотипом. Чем дальше она от него и ближе к тем уровням организации человека, которые приня­то называть личностью, субъектом деятельности, тем слабее влияние генотипа и сильнее воздействие среды. Влияние генотипа всегда по­ложительно, а среды — неустойчиво, часть связей положительна, а часть — отрицательна. Роль генотипа значительно выше по сравнению со сре­дой, но это не означает отсутствие влияния последней.

Активность - деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Самодвижение, в ходе которого инди­вид воспроизводит самого себя, характеризуется активностью, про­являющейся как запрограммированное организмом движение к оп­ределенной цели. Активность проявляется в поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения, раз­личных рефлексах.

Активность — важнейшая черта всех живых систем. Как самый главный и определяющий фактор развития человека и персонала организации она является и системообразующим фактором взаимо­действия наследственности и среды, обеспечивающим устойчивое динамическое неравновесие самой системы (человека) и среды. Ди­намическое неравновесие — источник активности [2].

Концептуальные основы психологии развития. Психика чело­века — целостное и системное образование, а развитие выполняет функцию жизненной связи с окружающим миром.

Сегодня в психологии насчитывается более двух десятков теорий и концептуальных подходов, объясняющих процесс психического развития. Специалисты выделяют следующие теории [2]:

• созревания А. Гезелла;

• этологические К. Лоренца, Н. Тинбергена и Дж. Боулби;

• психолого-педагогическую М. Монтессори;

• ортогенетическую Т. Вернера;

• условно-рефлекторные И. П. Павлова, Дж. Уотсона и Б. Скиннера;

• социального научения А. Бандуры;

• психоаналитическую 3. Фрейда;

• когнитивного развития Ж. Пиаже и Л. Колберга;

• аутизма Б. Беттельгейма;

• развития детского опыта Э. Шехтеля;

• экологическую Дж. Гибсона;

• лингвистического развития Н. Хомского;

• подросткового периода К. Юнга;

• стадиальную Э. Эриксона;

• культурно-историческую Л. Выготского и ее современные вари­анты в виде деятельностного подхода А. Н. Леонтьева — А. Р. Лу-рия и теории поэтапного формирования умственной деятельности П. Я. Гальперина.

Такое обилие теорий свидетельствует о сложности проблемы и отсутствии обоснованной системы взглядов на ключевые положения в понимании природы психики.

Закономерности (ведущие принципы) психического развития:

1. Устойчивое динамическое неравновесие системы (обосно­ванное синергетическим подходом) является фактором, обуслов­ливающим развитие.

2. Взаимодействие тенденций к сохранению и изменению (наследственности — изменчивости) как условие развития системы [2]. Тенденция к сохранению обусловлена наследственностью, гено­типом, который без искажений передает информацию из поколения в поколение, а противоположная ей тенденция к изменению — из­менчивостью, проявляющейся в приспособлении вида к среде обита­ния. Индивидуальная изменчивость системы выступает условием для исторической изменчивости системы в целом, универсальной закономерностью развития любых систем [24].

Известно, что генетическая программа человека не претерпела существенных изменений за последние 40 тысяч лет — с тех пор, как сформировалась. Тем не менее, эволюционная завершенность чело­века относительна, а следовательно, это не означает полного прекра­щения каких бы то ни было изменений его биологической, а тем бо­лее психической организации. Если наследственность обеспечивает сохранность генотипа и выживание человека как вида, то изменчи­вость составляет основу активного приспособления индивида к из­меняющейся среде и активного воздействия на нее за счет вновь вы­рабатываемых у него свойств.

3. Дифференциации — интеграции — критерий развития струк­туры, один из всеобщих для любых систем. Дифференциация — составная процесса развития, связанная с разделением, расчленением глобальных, целостных и однородно-простых (слитных) форм на части, ступени, уровни, формы разнородно-сложные и внутренне расчлененные. Интеграция — составная процесса развития, связан­ная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.

Развитие происходит от состояния относительной глобальности к состояниям большей дифференцированности, артикулированное -ти и иерархической интеграции. Развитие — это всегда постепенно возрастающая дифференциация, иерархическая интеграция и центра­лизация внутри генетического целого [24]. Результатом дифферен­циации может быть как полная автономия выделившихся систем, так и установление новых взаимосвязей между ними, т. е. усложне­ние системы. Интеграция характеризуется ростом объема и интен­сивности взаимосвязей и взаимодействия между элементами, их упорядочиванием и самоорганизацией в некое целостное образова­ние с появлением качественно новых свойств.

Если дифференциация — процесс расчленения общей структуры на части, обладающие разными и более специфическими функция­ми, то интеграция необходима для образования новых связей, обес­печивающих адаптацию к более широкому кругу ситуаций. Этот принцип — важный показатель степени организации системы. Он позволяет судить о развитости системы, состоящей из разнородных элементов, уровней иерархичности, о количестве и разнообразии связей между элементами и уровнями.

Выделяют пять аспектов, с помощью которых можно оценить уровень развития системы [24]:

• синкретичностъ — дискретность. Характеризует низший уро­вень развития структуры, указывает на ее синкретность (слит­ность, неразличимость), в то время как высший уровень отли­чается дифференцированностью той или иной психической структуры;

• диффузность — расчлененность. Определяет структуру как отно­сительно однородную (диффузную) либо расчлененную с ясно выраженной самостоятельностью входящих в нее элементов;

• неопределенность — определенность. Смысл этих показателей в том, что по мере развития отдельные элементы целого приобрета­ют все большую определенность, становятся все легче отличимы­ми друг от друга как по форме, так и по содержанию [24];

• ригидность — подвижность. Если низший уровень развития системы характеризуется стереотипным, однообразным и ри­гидным поведением, то высокому уровню развития свойственно гибкое, разнообразное и пластичное поведение;

• лабильность — стабильность. Указывает на внутреннюю устой­чивость системы, на ее способность длительно удерживать опре­деленную линию, стратегию поведения.

4. Принцип цельности — характеристика функционального развития системы. Цельность — единство целей и средств их дости­жения, обеспеченное повторяемостью, соподчиненностью, сораз­мерностью и уравновешенностью структурных элементов целого [24]. Успешность функционирования системы в целом обусловлена тем, насколько "подогнаны" один к другому ее элементы, насколько согласованно они взаимодействуют. Цельность показывает меру связности элементов, а следовательно, и уровень развития ее функции.

При этом считают, что:

• повторяемость — единство целого по его ведущему признаку, когда ведущие характеристики, например личности (ее направ­ленность, параметры саморегуляции), связаны с другими лично­стными параметрами;

• соподчиненностъ — единство, достигаемое объединением всех элементов целого вокруг его главного элемента. Примером сопод­чиненное™ может быть иерархия личностных образований в структуре личности;

• соразмерность — единство, обеспечиваемое общей закономер­ностью. В факторной структуре личности соразмерность означа­ет согласование размеров (дисперсий) факторов в целом;

• уравновешенность — единство согласованных противоположнос­тей. Уравновешенность структуры человека выражается в сба­лансированности всех его составляющих — индивида, личности, субъекта, что и обеспечивает ее стабильность [24].

К четырем приведенным выше принципам психологи добавляют еще два: принцип возможности превращения избыточной (преадап-тивной) активности элементов системы в адаптивную и принцип возрастания влияния избыточных элементов системы на выбор дальнейшей траектории ее развития в неопределенных критических ситуациях [24].

Изложенные закономерности, используемые как принципы, объяс­няют источники и условия развития человека, а также уровень его развития как структурного и функционального образования.

Результаты исследований психологов позволяют сформули­ровать основные закономерности процесса психологического разви­тия [24]:

Неравномерность и гетерохронность. Неравномерность раз­вития проявляется в том, что психические функции, свойства и об­разования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои ста­дии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колеба­тельный характер. О неравномерности развития психической функции судят по темпу, направленности и длительности измене­ний. Установлено, что наибольшая интенсивность колебаний в раз­витии функций приходится на период их высших достижений. Чем выше уровень продуктивности в развитии, тем выраженнее колеба­тельный характер ее возрастной динамики.

Колебательный характер развития обусловлен нелинейной, мно­говариантной природой развивающейся системы. Чем ниже уровень развития системы, тем сильнее колебания: высокие подъемы сменя­ются значительными спадами. В сложноорганизованных и высоко­развитых системах колебания становятся частыми, но амплитуда их резко уменьшается, т. е. сложная система как бы сама себя стабили­зирует [13]. Система в своем развитии следует к единству и гармо­нии частей.

Гетерохронность означает асинхронность (несовпадение во вре­мени) фаз развития отдельных органов и функций, является особой закономерностью, заключающейся в неравномерном развертывании наследственной информации. Различают внутрисистемную и меж­системную гетерохронность. Внутрисистемная проявляется в неод­новременной закладке и различных темпах созревания отдельных фрагментов одной и той же функции, а межсистемная относится к закладке и темпам развития структурных образований, которые бу­дут необходимы организму в разные периоды его постнатального развития. Например, вначале формируются филогенетически более древние анализаторы, а затем — более молодые. Гетерохронность — дополнительный механизм регуляции индивидуального развития в различные периоды жизни человека, действие которого усиливается во время роста и инволюции [2].

Неустойчивость развития. Развитие всегда проходит через не­устойчивые периоды, проявляющиеся в его кризисах. Устойчивость, динамизм системы возможны на основе частых, мелкоамплитудных колебаний, с одной стороны, и несовпадения во времени разных пси­хических процессов, свойств и функций — с другой. Таким образом, устойчивость возможна благодаря неустойчивости.

Сенситивность развития — период повышенной восприимчи­вости психических функций к внешним воздействиям, особенно к обучению и воспитанию. Периоды сенситивного развития ограниче­ны во времени и если упущен соответствующий период изменения той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.

Кумулятивность — результат развития каждой предшествую­щей стадии включается в последующую, определенным образом трансформируясь. При этом накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психическом развитии.

Дивергентность — конвергентность процесса развития вклю­чает две противоречивые и взаимосвязанные тенденции. Под дивер­генцией понимают повышение разнообразия в процессе психического развития, а под конвергенцией — его свертывание, усиление избира­тельности.

В науке накопилось множество теорий, концепций и моделей, описывающих процесс психического развития человека, однако ни одной из них не удалось охарактеризовать развитие человека во всей его сложности и многогранности.

Существуют две основные точки зрения:

• эволюция — развертывание уже существующих задатков. При этом развитие понимают не как качественно новое, а как проявле­ние уже предшествующих задатков;

• эволюция — процесс создания совершенно нового.

Если в первом случае, прежде всего, подчеркивается роль внут­ренних факторов, а само развитие трактуется как процесс реализа­ции определенных программ, то во втором развитие понимают как движение от старого к новому, отмирание старого и рождение ново­го, переход от возможности к действительности.

Научные данные о врожденных задатках новорожденного и ходе их реализации в онтогенезе на основе определенных закономернос­тей заставляют нас не противопоставлять эти точки зрения, а пы­таться согласовать их между собой. Человек — продукт не только эволюции природы, истории общества, поэтому его психическое раз­витие трудно понять с позиций противоборствующих концепций. Однако современное понимание хода эволюции наложило отпечаток на содержание теорий психического развития: одни из них ак­центируют эндогенные (внутренние) причины психического разви­тия, другие — экзогенные (внешние).

Анализируя подходы, объясняющие развитие человека, можно выделить три основных, в которые укладывается множество отдель­ных теорий и концепций [23]:

1) биогенетический — в центре его внимания проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогене-тическими свойствами (задатки, темперамент, биологический воз­раст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга, ор­ганические побуждения и др.), который проходит различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе;

2) социогенетический — акцент делается на изучение процессов социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, при­обретения социальных установок и ценностных ориентации, в частности путем обучения;

3) персоногенетический — главными являются проблемы актив­ности, самосознания и творчества личности, формирования "Я", борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способ­ностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни.

К данным подходам можно добавить теории когнитивного на­правления, занимающие промежуточное направление между биоге­нетическими и социогенетическими подходами. Здесь ведущими де­терминантами развития считают генотипическую программу и усло­вия ее реализации. Уровень развития (достижений) обусловливается не только разверткой генотипа, но и социальными условиями, благо­даря которым человек развивается когнитивно.

Следует отметить условность такого деления, поскольку многие теории невозможно отнести в "чистом виде" ни к одному из указан­ных подходов. Ниже приведена краткая характеристика некоторых теорий, которые в концентрированном виде отражают содержание того или иного подхода.

В рамках биогенетического подхода основными являются теории рекапитуляции и психосексуального развития 3. Фрейда [2]. В тео­рии рекапитуляции утверждается, что человеческий организм в сво­ем внутриутробном развитии повторяет все формы, которые прошли его предки за сотни миллионов лет: от простейших одноклеточных существ до первобытного человека. Представители этого направле­ния сегодня расширили временные рамки биогенетического закона и считают, что если зародыш за девять месяцев повторяет все стадии развития от одноклеточного существа до человека, то ребенок в детстве проходит весь процесс развития человечества от первобыт­ной дикости до современной культуры.

Содержание персоногенетического подхода наиболее ярко пред­ставлено в работах А. Маслоу и К. Роджерса. Они отвергают детерми­низм внутреннего или средового программирования и считают, что психическое развитие — результат собственного выбора, сделанного человеком. Процесс развития носит спонтанный характер, посколь­ку его движущей силой является стремление к самоактуализации [23] или стремление к актуализации [29], которые имеют врожден­ный характер. Смысл самоактуализации или актуализации.состоит в развитии человеком собственного потенциала, способностей, что и определяет полноценно функционирующего человека. По мнению ученых, люди всегда стремятся вперед и при подходящих условиях реализуют свой потенциал, демонстрируя истинное психическое здоровье.

Однако, как утверждают некоторые специалисты, самой влия­тельной моделью развития стала модель экологических систем, в которой развитие человека рассматривается как динамический про­цесс, происходящий в двух направлениях. С одной стороны, человек сам реструктурирует свою жизненную среду, а с другой — испытыва­ет воздействие со стороны элементов этой среды.

Экологическая среда развития состоит из четырех вложенных одна в другую экосистем:

• микросистемы — сам субъект, его ближайшее окружение и другие социальные группы;

• мезосистемы — взаимоотношения между микросистемами;

• экзосистемы — те элементы среды, в которых человек не играет активной роли, но которые оказывают на него влияние;

• макросистемы — идеология, установки, нравы, традиции, цен­ности окружающей ребенка культуры. Именно макросистема ус­танавливает эталоны внешней привлекательности и ролевого поведения, влияет на образовательные стандарты, а значит, на соответствующее развитие и поведение человека. Психологические закономерности становления профессионала.

Приобретение определенных признаков и форм в процессе развития (становления) всеми людьми проходит через ряд похожих этапов их профессионального развития и, следовательно, позволяет обнару­жить общие закономерности, тенденции [22]. Становление профес­сионализма базируется на общем психическом развитии. Вначале формируются общечеловеческие способности (к познанию, мышле­нию, общению, к формам труда), затем на их основе возникают спе­циальные (эстетические, технические и др.), а затем начинают скла­дываться общие профессиональные. И уже в зрелом возрасте в силу специализации формируются специальные профессиональные спо­собности.

Становление человека как профессионала связано с его развити­ем как личности. Профессионализация происходит во взаимосвязи с социализацией человека. Самоопределившаяся личность обычно по­зитивно влияет на выбор профессии и самоопределение, на ход про­фессиональной адаптации, поддерживает мастерство, стимулирует творчество, побуждает к смене профессии, оберегает от профессио­нального старения и деформации.

Личность может и препятствовать становлению профессионала в человеке, когда отсутствуют трудолюбие, общечеловеческие способ­ности, соответствующая мотивация. Но вместе с тем и профессио­нальные качества человека по мере становления начинают позитивно или негативно влиять на личность. Например, успехи в профессио­нализме окрыляют, стимулируют, а неудачи гасят "огонь" личности. Сегодня способствуют становлению профессионала такие черты: конкурентоспособность, профессиональная этика, социальная и эко­номическая ответственность, внутренний локус контроля (стремле­ние видеть причины событий своей жизни в себе, а не во внешних обстоятельствах), стрессоустойчивость (способность находить новые позитивные смыслы в своей жизни и работе), адекватная самооценка и готовность к дифференцированной оценке уровня своего профес­сионализма и т. д.

Психологическое становление профессионала означает появле­ние новых качеств в психике человека, отсутствующих ранее или имевшихся, но в другом виде профессиональных способностей. Сле­довательно, становление профессионала есть "приращение" к психи­ке, обогащение ее развитием дополнительных психологических механизмов. Активность человека при зрелой личности стремится противостоять негативным процессам, вырабатывая навыки проти­водействия, борьбы, новые созидательные стратегии, а это продвига­ет вперед психическое развитие.

Психологическое становление профессионала зависит от внеш­них условий (изменения профессии, требования общества к ней, профессиональной ментальное™, духовных ценностей и т. п.) и внутренних (изменяются представления человека о профессии, кри­терии оценки профессии).

БЕСПЛАТНЫЙ домен! Лучший хостинг от AGAVA >>>Здесь