Содержание

Тема 1. Предмет и статус организационной психологии как комплексной практико-ориентированной научной дисциплины .

Организационная психология как область междисциплинарных исследований. История развития организационной психологии. Специфика предмета организационной психологии в комплексе научных дисциплин о трудовой деятельности человека и управлении персоналом. Основные направления исследований в организационной психологии.

Тема 2. Базовые понятия и категории анализа в организационной психологии.

Труд и работа. Структура трудовой деятельности. Организационные формы труда. Процесс труда и трудовые нагрузки. Профессионал и профессиональная роль. Служащий организации и должностная позиция. Система прав и обязанностей служащего организации.

Тема 3. Теории организаций.

Ранние технократические теории организаций (М. Вебер, Ф.У. Тейлор, А. Файоль). Организация как социальная общность (Э.Мэйо и др.). Теория X и теория Y Д. Мак-Грегора. Системные теории организаций. Организация как открытая системы (Ч. Бернард, Г. Саймон и др.).

Тема 4. Понятие организации как социотехнической системы.

Общее определение понятия «организация» в рамках системного подхода. Типы организаций и их классификации по целевой направленности. Основные функции персонала в организациях, их распределение, понятие «технологии» Структура организации, функциональные подразделения и типы взаимодействий персонала. Успешность работы организации: основные критерии продуктивности и эффективности деятельности организаций.

Тема 5. Организации в постиндустриальном обществе.

Постиндустриальное общество и его особенности. Изменение основных средств производства в постиндустриальном обществе. Изменение образовательных стандартов и требований к персоналу. Мобильность трудовых ресурсов. «Экономика знаний» и оценка трудового вклада работника. Специфика рабочего места и распределения рабочего времени у персонала «виртуальных организаций».

Тема 6. Иерархические уровни психологического анализа деятельности сотрудников организаций.

Трехуровневая модель анализа взаимодействий персонала в организациях. Особенности анализа взаимодействий на уровнях (1) «человек-работа»; (2) «специалист – рабочая группа/трудовой коллектив»; (3) «служащий – организация». Основные проблемные области исследований в организационной психологии, выделяемые на каждом из уровней организационных взаимодействий (общая классификация).

Тема 7. Субъективно значимые характеристики труда и «образ трудовой ситуации».

Социальные ценности и проблема значимости труда в жизни современного человека. Концептуальная модель анализа субъективно значимых характеристик труда Дж. Хаккмана и Г. Олдхема. Компонентный состав основных составляющих «образа трудовой ситуации»: разнообразие, сложность и значимость задач; автономия исполнения; наличие обратной связи о достигнутых результатах. Взаимосвязь образа трудовой ситуации и мотивационных установок субъекта по отношению к работе (понятие «потенциальной мотивации»). Использование методики «Диагностика основных субъективных характеристик труда (тест JDS) для оценки индивидуальной привлекательности работы и риск-факторов для нарушений эффективности труда работника.

Тема 8. Профессиональный стресс и психическое здоровье сотрудников организации .

Стресс и психическая напряженность деятельности. Негативные социально-экономические последствия стресса в труде. Стресс и личностное благополучие сотрудников организации. Определения понятия «профессиональный стресс». Основные современные подходы к изучению профессионального стресса: экологический, трансактный и регуляторный. Иерархическая модель анализа профессионального стресса. Комплексная диагностико-превентивная система «Интегральная диагностика и коррекция стресса» (ИДИКС), примеры ее прикладного использования.

Тема 9. Ценностные ориентации работников и трудовая мотивация персонала.

О понятиях «ценности» и «ценностные ориентации» человека. Общая классификация ценностных ориентаций по Г. Олпорту. Взаимосвязь ценностных ориентаций с актуальными потребностями профессионала. Понятие трудовой мотивации. «Пирамида потребностей» по А.Маслоу и ее приложение к анализу трудовой мотивации сотрудников организаций. Описательные и процессуальные теории трудовой мотивации (теория сбалансированности Дж. Адамса и теория ожиданий В. Врума). Особенности мотивационной структуры личности и примеры методик ее диагностики (методика Э. Шейна «Якоря карьеры», тест В.Э. Мильмана «Диагностика мотивационной структуры личности).

Тема 10. Удовлетворенность трудом и ее влияние на эффективность деятельности персонала организаций.

Понятие «удовлетворенность трудом». Внешние критерии проявлений удовлетворенности/неудовлетворенности трудом. Традиционный подход к оценке удовлетворенности трудом в рамках однофакторной модели. Двухфакторная теория удовлетворенности трудом Ф. Херцберга. Различия во влиянии факторов «мотиваторов» и факторов «контекста» на субъективное переживание степени удовлетворенности трудом. Структурные показатели удовлетворенности трудом (личностные особенности, взаимосвязь с производительностью труда, поведенческие установки работников). Интегральный подход к оценке удовлетворенности трудом и прогнозирование негативных последствий снижения удовлетворенности трудом персонала на уровнях организационного поведения и социальной макро-среды.

Тема 11. Взаимодействие сотрудников в рабочей группе и социально-психологический климат в коллективе.

Группы в организациях. Групповые нормы и ценности. Внутригрупповые взаимодействия и ролевые позиции в группе. Социально-психологический климат в коллективе. Основные подходы к анализу социально-психологического климата (Ф. Фидлер, Л.Г. Почебут). Факторы, влияющие на формирования социально-психологического климата в группе. Примеры методик оценки социально-психологического климата в группе.

Тема 12. Лидерство и управление.

Определение понятий «лидерство» и «руководство». Особенности ролевых позиций «руководитель» и «лидер» в группе. Классические подходы к анализу лидерства и стилей руководства(авторитарный, демократический, либеральный). Основные концептуальные подхода к анализу лидерства: теория черт, опосредующие теории лидерства, теория атрибуций, теория харизматического лидерства. Современная типология стилей руководства на базе применения метода репертуарных решеток: «ориентация на задачу» - «ориентация на персонал» (Р. Блейк и А. МакКэнзи). Методика оценки стиля руководства Блейка-Мутона.

Тема 13. Организационная культура.

Организационная культура как основной регулятор поведения коллективного субъекта труда. Миссия организация и стратегии достижения организационных целей. Функции и структурные компоненты организационной культуры. Основные подходы к изучению организационной культуры. Современные модели анализа и типологии организационных культур. Методы диагностики организационной культуры (методика Дж.Майер - В.А. Чикер «Субъективная оценка организационной культуры», тест В.М. Снеткова «Привлекательность организационной культуры»). Организационная культура и приверженность персонала к организации.

Тема 14. Основные направления практической работы и профессиональная позиция психолога в организации.

Классификация основных видов практико-ориентированной деятельности психолога в организациях. Краткая характеристика профессиональных задач психолога в сферах организационной диагностики, организационного консультирования, оценки персонала, обучения и переподготовки кадров, поддержки работоспособности и охраны психического здоровья персонала. Основные функциональные позиции психолога в организациях: исследователь, эксперт, консультант, наставник, руководитель. Модель «ролевого кольца» и место психолога во внедрении оптимизационных мероприятий в организации. Этические нормы и профессиональные требования к работе психолога с персоналом организации.

Примерный перечень контрольных вопросов

  1. Предмет и основные направления исследований в области организационной психологии.
  2. История развития и междисциплинарный статус организационной психологии.
  3. Классические теории организаций: технократический подход и «школа человеческих отношений»..
  4. Системный подход к анализу организационных взаимодействий. Понятие организации как социотехнической системы.
  5. Постиндустриальное общество и формирование организаций нового типа.
  6. Основные уровни анализа взаимодействий персонала организаций: иерархическая модель.
  7. Новые формы труда и особенности организационных взаимодействий в постиндустриальном обществе.
  8. Проблема «образа трудовой ситуации» и Модель субъективно-значимых характеристик труда Дж. Хаккмана и Г. Олдхема.
  9. Профессиональный стресс и современные подходы к его изучению.
  10. Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом персонала организаций. Основные концепции и модели.
  11. Групповые взаимодействия и социально-психологический климат в коллективе
  12. Руководство и лидерство: базовые теории и современные концепции стилей управления.
  13. Организационная культура: содержание понятия, модели анализа и типы организационных культур.
  14. Типы прикладных исследований и основные функциональные роли психолога в организациях.
  15. Модель «ролевого кольца» и сферы компетенций организационного психолога.

Обязательная литература

  1. Организационная психология. Учебник (под ред. А.Б.Леоновой). М. ИНФРА-М. 2013. (Главы 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11 12, 15, 17, 22).
  2. Занковский А.Н. Организационная психология. М. Флинта. МПСИ. 2002. (Главы 1, 5 6, 7, 8, 12)
  3. Кирхлер Э. Майер-Прести К. Хофманн Е. Психологические теории организаций. Серия «Психология труда и организационная психология», выпуск 5. Харьков: Изд-во «Гуманитарный Центр». 2005. (Главы 1, 4, 5).