Образовательная среда

Самодвижение субъекта

Утверждение понятия «среда» в психологии произошло благодаря принятию большинством специалистов идей экологической психологии. По шутливому утверждению одного из родоначальников специальных исследований в сфере экологической психологии детства, известного американского психолога Ури Бронфенбреннера, детская психология долго была «наукой о необычном поведении детей в незнакомых ситуациях с незнакомыми взрослыми в течение наикратчайших периодов времени». Он настаивал на необходимости экологического подхода к изучению психики ребенка, требующему учета всех контекстов (физических, социальных и др.), в которых неизбежно оказываются дети.

В ряде психологических учений, прежде всего гуманистически ориентированных, в качестве факторов, определяющих развитие личности, принято выделять, кроме среды и генотипа, третий фактор — «активность личности». Вряд ли стоит отрицать влияние активности личности на процесс собственного развития. Но при этом возникает целый ряд вопросов, связанных с содержанием этого понятия и его соотношением с факторами «генотип» и «среда».

Известный немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году предложил термин — «экология». Он образован от двух греческих слов: «oikos» — дом, жилище, местопребывание и «logos» — наука. С тех пор и по сей день экологией называют отрасль биологии, изучающую отношения организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.

Основными вопросами экологии являются вопросы о том, каким образом организмы используют себе во благо среду и как изменения в среде могут повлиять на функционирование организмов. С экологической точки зрения невозможно понять развитие и функционирование организма, если одновременно не принять во внимание его окружение. В середине ХХ века в связи с усилением влияния человека на природу эта отрасль знаний приобрела особое значение, а термин «экология» — более широкий смысл.

Экологическая психология возникла под влиянием идей о необходимости изучения экологии человека и социальной экологии, сложившихся в 70-е годы ХХ века. Эта отрасль знаний ставила своей целью изучение закономерностей взаимодействия человека, общества и окружающей среды. Несмотря на то что об экологической психологии предметно заговорили лишь в конце ХХ века, подходы, характерные для экологической психологии, использовались в исследованиях многих психологов прежних времен. Так, например, задолго до этого времени Л.С. Выготский в качестве одного из постулатов своей теории рассматривал утверждение о том, что развитие ребенка надо изучать преимущественно в реальной среде. Ученик Курта Левина, американский психолог Роджер Баркер с конца 40-х годов проводил исследования по экологической психологии. Его соотечественник Джеймс Гибсон использовал подходы, принятые в экологической психологии, при изучении восприятия и поведения.

В настоящее время это направление интенсивно разрабатывается в российской психологии (С.Д.Дерябо, В.И. Панов и др.). С утверждением идей экологической психологии связано появление и повсеместное использование популярного в наше время понятия «образовательная среда».

Что такое «активность личности», каким образом и в каких единицах она может быть измерена? Если эта характеристика проистекает из заданного генотипически стремления к новизне («ориентировочный рефлекс», открытый И.П. Павловым) или зависит от объема «умственной энергии» (характеристика, предложенная Ч. Спирменом), то ее с полным правом можно отнести к генотипу. Если активность стимулируется средой (как утверждают бихевиористы), то ее объемлет термин «среда». И в том и в другом случае наиболее продуктивно рассматривать лишь два фактора, по-настоящему противостоящие друг другу, — генотип и среда.

Принимая эту точку зрения, нам следует помнить о подходах экологической психологии, имеющей глубокие корни в российской психологии (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.). Безусловно, прав С.Л. Рубинштейн, утверждавший, что в действительности люди сами изменяют среду или, по крайней мере, в их власти сделать это. Путь развития, для которого наследственность дает относительно эластичные возможности, определяется сознательной деятельностью человека в процессе образования и общественной практики. «Человек, — отмечал С.Л. Рубинштейн, — не только объект различных воздействий, но и субъект, который, изменяя внешнюю природу, изменяет и свою собственную личность, сознательно регулирующую свое поведение». Потому и развитие человека есть становление личности — «активного и сознательного субъекта человеческой истории».

Развитие личности является не продуктом взаимодействия различных внешних факторов, а «самодвижением» субъекта, включенного в многообразные взаимоотношения с окружающим.

Под влиянием контекста

В современной психологии учитывается не только то, что процесс развития личности необходимо изучать с учетом естественного окружения, но и то, что это естественное окружение, или контекст, существует и оказывает влияние на нескольких разных уровнях. Ури Бронфенбреннер выделяет четыре таких уровня:

1. Микросистема , по его определению, — это «комплекс отношений между развивающимся человеком и непосредственной средой, включающей самого этого человека» (семья, школа, сверстники и пр.).

2. Мезосистема —совокупность влияющих друг на друга микросистем. Речь идет о взаимосвязях между семьей, школой, группой сверстников (в ряде случаев сюда могут быть также включены церковь, детский лагерь или рабочее место).

3. Экзосистема, по определению У. Бронфенбреннера, — «расширение мезосистемы, охватывающее другие специальные структуры, как формальные, так и не формальные, которые сами не включают в себя развивающегося человека, но воздействуют на непосредственные условия, в которых человек оказывается, или вбирают в себя их, тем самым затрагивают, ограничивают или даже определяют происходящее». В данном случае речь идет о более широких, более отдаленных, по сравнению с двумя предыдущими, видах окружающих условий, которые влияют на человека, даже если он не вступает в физический контакт с ними (мир производственных отношений, средства массовой информации, местные органы власти, торговля, промышленность и пр.).

4. Макросистема — «преобладающие институциональные паттерны культуры или субкультуры, такие, как экономическая, социальная, образовательная, правовая и политическая системы, конкретными проявлениями которых являются микро-, мезо- и экзосистемы».

Ури Бронфенбреннер (1917–2005) — американский психолог, известный специалист в области детской психологии. Родился в Москве 29 апреля 1917 года, в шестилетнем возрасте был привезен родителями в США. В 1938 году получил степень бакалавра в Корнельском университете, степень магистра в Гарвардском, а в 1942 году в Мичиганском университете защитил докторскую диссертацию. Один из авторов и активных разработчиков программы компенсирующего обучения «Хэд Старт», ориентированной на повышение успеваемости и развитие интеллекта детей из малообеспеченных семей.

Одно из самых больших научных достижений Ури Бронфенбреннера — разработка междисциплинарного подхода к процессам социализации личности.

В широком спектре

Термин «образовательная среда» прочно вошел в обиход российских психологов в конце ХХ века под влиянием идей экологической психологии. В современном мире все яснее осознается, что образование личности не следует отождествлять с освоением специальных учебных программ под руководством педагогов. Образование — это итог действия широкого спектра разнородных факторов. В наше время образование уже не связывается только с деятельностью специальных социальных институтов: детских садов, школ, колледжей или университетов. Уже само понятие «образовательная среда» подчеркивает факт множественности воздействий на личность и объемлет широкий спектр факторов, определяющих воспитание, обучение и развитие личности.

Образовательная среда не является элементом психики, но развитие психики человека нельзя рассматривать вне связи с окружающей средой. Это положение отстаивал еще Л.С. Выготский, отмечавший важную роль окружающей ребенка социальной среды (термина «образовательная среда» тогда еще не использовали). По его утверждению, «…социальная среда является источником возникновения всех специфически человеческих свойств личности, постепенно приобретаемых ребенком, или источником социального развития ребенка, которое совершается в процессе реального взаимодействия идеальных и наличных форм». С точки зрения педагогической психологии, изучать образовательную среду чрезвычайно важно, без этого не могут быть адекватно поняты многие принципиальные проблемы развития психики, связанные с приобретением нового опыта.

Наблюдавшийся в начале 90-х годов ХХ века всплеск интереса к образовательной среде как к комплексу факторов, определяющих обучение и развитие личности, связан с активной деятельностью ряда российских психологов (С.Д. Дерябо, В.П. Лебедева, В.А. Орлов, В.И. Панов, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин и др.). Как это обычно бывает, при изучении сложных объектов у разных специалистов нет единой позиции в определении понятия «образовательная среда», в понимании ее структуры, функций, в отношении к методам ее проектирования и экспертизы. Однако, используя понятие «образовательная среда», большинство современных психологов подчеркивают, что обучение, воспитание и развитие происходят не только под воздействием направленных усилий педагога и зависят не только от индивидуально-психологических особенностей ребенка. Они существенным образом детерминированы социокультурными условиями, предметно-пространственным окружением, характером межличностного взаимодействия и другими средовыми факторами.

Исходным основанием для понимания смысла термина «образовательная среда» служит представление о том, что психическое развитие человека в ходе его обучения следует рассматривать в контексте «человек — окружающая среда». Согласно такому подходу под образовательной средой понимается система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность для раскрытия как уже имеющихся способностей и личностных особенностей учащихся, так и еще не проявившихся интересов и способностей.

Александр САВЕНКОВ,

доктор психологических наук