Понятие личности в психологии. Индивид, индивидуальность, личность

Понятие личности в психологии

В понимании личности наука психология исходит из представления о ней как о системном объекте, интегрирующим в себе большое количество разнообразных черт и качеств. Личность в психологии изучается как: индивид, конкретный человек, представитель рода homo sapiens (это понятие фиксирует отличие человек от других биологических видов); индивидуальность (учитываются особенности, отличающие одного индивида от другого); субъект (активно действующее существо); носитель социальных ролей, статусов; "я-образ" (система самооценок, уровень притязаний, мотиваций деятельности, процессов рефлексии). Психология рассматривает личность, опираясь на концепцию неразрывного единства в ней физических, биологических и социальных компонентов, при этом биологическая составляющая в человеке понимается не только как продукт естественного развития, но и результат исторического, социального развития. Биологическое в человеке всегда опосредовано социальным, переплетено с ним. Более того, многие физические свойства, способности появляются только в процессе социализации личности. Когда мы говорим, что тот или иной процесс является физическим или социальным актом, подразумевается лишь то, что та или иная сторона (физическая или социальная) в данном процессе доминирует, преобладает. Так, к естественно-биологическим признакам личности можно отнести пол, возраст, темперамент, конституцию тела, однако и они в процессе функционирования и развития приобретают социальную окраску, социально обусловленные формы, модифицируются под воздействием общественной среды. Неразрывное переплетение биологического и социального наблюдается в таких психологических процессах, как способности, воля, характер, эмоции, память, мышление. В формировании по преимуществу социальных свойств личности, таких, как идеалы, убеждения, знания, навыки и пр. всегда имеется природой заданное, биологическое основание. Формируясь и развиваясь как социальное существо, будучи зависимой от влияния семьи, школы, общества в целом, личность в психологии одновременно рассматривается как существо относительно автономное, независимое, обладающее способностью к самоосознанию и самосовершенствованию. Переплетение разных компонентов личности обнаруживается в многочисленных концепциях, описывающих структуру личности.

Индивид – носитель биологического в человеке. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Таким образом, в понятии индивид выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек — это индивид. Но, появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью.

Личность – это человек как носитель сознания. Чем активнее деятельность человека, тем отчётливее, ярче будут проявляться особенности (черты) его личности. Совокупность особенностей качеств личности, образующих её неповторимый облик, принято называть индивидуальность личности. Совершенно очевидно, что личностью человек не рождается, поскольку ему ещё предстоит развивать своё сознание, и личностью человек может перестать быть (хотя как индивид и будет продолжать жить, сохраняя некоторые психические процессы, свойственные человеку) при тяжёлых психических заболеваниях. Являясь по своей природе социальным образованием, личность, тем не менее, несёт на себе отпечаток биологической организации человека. Природные особенности человека – это важные предпосылки, необходимые условия психического развития, но сами по себе они не определяют ни характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений. Мозг как биологическое образование является предпосылкой проявлений личности, но все проявления её – продукт общественного бытия человека.

Индивидуальность личности складывается из особенностей различных черт личности, причём влияние социального и биологического в них далеко не одинаково. Имеются качества личности, в развитии которых роль биологического, врождённого велика (например, темперамент), но имеются качества (мышление, память, воображение и т.д.), в развитии которых доминирующую роль начинают играть особенности обучения. Ещё более возрастает роль обучения в развитии знаний, навыков, умений. Определённую группу составляют качества направленности личности (интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение и т.д.), в формировании которых роль биологического ничтожна, зато роль социального опыта, и в особенности воспитания, исключительно велика.

Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.