Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии.

Возрастная психология - это отрасль психологии, изучающая вопросы/проблемы психического развития в онтогенезе.

Одна из первых отраслей психологии - возрастная психология.

Появляется в середине 19 в.

Онтогенез - развитие от зачатия до смерти.

Филогенез - историческое развитие.

Возрастная психология - акцентирует внимание на психологических особенностях детей разного возраста.

Основная задача - составить психологические портреты людей определенного возраста и т.д.

Психология развития - это область знаний о закономерностях возрастных преобразований.

Существуют определенные законы, по которым мы развиваемся (пр: моторика à речь).

Психология развития изучает закономерности, но рассматривая отдельного человека (в реальной логике изучения), мы не можем выделить его по закономерности.

Предмет возрастной психологии и психологии развития.

Предмет = особенности психического развития и динамика возрастных изменений .

В зависимости от динамических характеристик. возрастные изменения бывают 3-х типов :

1. Эволюционные.

2. Революционные.

3. Ситуационные.

Эволюционные/литические изменения .

- сравнительно медленные, основательные, глубокие количественные и качественные изменения, охватывающие значительные периоды жизни (от нескольких месяцев у младенцев до нескольких лет у взрослых).

Завися от постоянно действующих факторов:

1. Биологическое созревание.

2. Психофизиологическое состояние системы органов.

3. Социальные отношения.

4. Достигнутый уровень развития.

(пр: развитие личности, изменение с\оц. становление характера, когнитивные изменения (пр: наглядно-действенное мышление à наглядно образное мышление) и т.д.).

Это изменение появляется, развивается и никуда не девается.

- изменения приуроченные к кризисам возрастного развития, происходящие быстро, в короткое время, глубокие преобразования. В чистом виде существуют в данном кризисе, а потом входят в состав самосознания.

(пр: кризис первого года: освобождение рук, человек отстаивает свое «Я». Эти изменения входят в другие качества и меняют человека кардинально).

- затрагивают поведенческую и психическую сферу под влиянием организмической и неорганизмической среды. Они неустойчивы, обратимы, предполагают их последующее закрепление. Затрагивают поверхностные сферы психики. + таблица..

Второй предмет возрастной психологии = возраст.

3 типа возраста:

1. Психологический - это уникальное сочетание личностных, когнитивных, поведенческих особенностей, которые за пределами возраста уже не повторяются.

Возрастная норма развития - это среднестатистические характеристики особенностей развития в данном возрасте. Возрастная норма имеет определенные границы, существуют пределы возрастных норм.

(2-4%) задержка (отклонения) ß норма à гениальные (опережение) (2-4%)

2. Биологический - это сочетание биологических, физиологических показателей, биологическое развитие.

3. Паспортный - количество лет (…указано в паспорте).

Основные понятия возрастной психологии и психологии развития.

Детерминанты психического развития - «Почему человек развивается?»

Идеалисты - человек развивается из-за того, что вне его: Бог, высший разум и т.п.

Материалисты - в основе развития борьба противоречий (зазор между «надо» и «хочу»).

Побудительные силы - это источник развития, определяющий основное направление нашего развития и его динамические характеристики (чем сильнее потребности, тем активнее).

Условия развития - это те факторы, которые обеспечивают полноценное психическое развитие.

- биологическая норма.

- социальная норма (социальное влияние).

Закономерности - это те механизмы, которые определяют общий ход развития (ход всего развития).

- это механизмы, которым подчиняется развитие, и зная которые можно управлять развитием.

с низу вверх - понятия идут по нарастающей: к более крупным.