Понятие о психике

Психика, как и сознание, относится к числу понятий, значимость существования которых никто не отрицает, но и дать которым однозначное толкование очень сложно. По крайней мере, как и в ученой среде, так и на обывательском уровне существуют весьма разные определения того, что есть психика.

В обиходе слово "психика" в основном употребляют при объяснении поведения конкретного человека. То есть психика рассматривается как главный источник поведения, ну и, соответственно, как источник личностного разнообразия. Часто слово "психика" используется для общей характеристики человека или его поведения: "у него неуравновешенная психика", "обладает устойчивой психикой".

В науке под психикой обычно понимают свойство высокоорганизованной живой материи, свойство центральной нервной системы, заключающееся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Поэтому в каком-то смысле под психикой можно понимать что-то вроде содержательного наполнения деятельности центральной нервной системы. Можно провести довольно грубую аналогию: как у компьютера есть операционная система и программы, так и у нашего организма есть психика.

В психологии обычно считают синонимами слова "душа" и "психика". Само название науки психологии происходит от древнегреческого составного слова, которое можно перевести как "наука о душе". Кстати, "психо" происходит от "псюше" - зеркало. Существует огромное количество житейских, околонаучных и псевдонаучных концепций о человеке, в которых используется слово "душа". Это, в общем-то, единственная причина, по которой в научной психологии утвердилось именно "психика", а не "душа".

Что все же конкретно входит в понятие "психика"? Очевидно, что психика присуща не всякому материальному объекту во вселенной. Нет психики, например, у камня или травинки. Это мы можем утверждать довольно смело, потому что у них нет ни нервной системы, ни чего-то такого, что напоминало бы ее.

Если ли психика у автомобиля? Тут уже так просто не ответишь, потому что у всех автомобилей есть провода и электронные компоненты, такие как транзисторы или микросхемы, по функционалу напоминающие нейроны. К тому же у многих автомобилей имеются компьютеры и управляющие ими программы, что значительно повышает "интеллектуальность" машины и еще приближает ее к человеку.

Обычно в общей психологии, антропологии и других науках этот вопрос решается весьма грубо. Постулируется, что психика это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.

Другая существенная характеристика психики заключается в способности отражать объективный мир. То есть высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. При этом получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т. е. субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира. И важен не столько факт способности получить этот образ, сколько способность выстроить из образов целостную картину мира.

Получаемая психикой информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения. Это определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Другим признаком психики, который вытекает из способности формировать целостную картину мира, является способность организма к обучению, значимость этого обучения для жизнедеятельности конкретного организма. То есть чем более опытен организм, тем более сложно его поведение.

Есть множество врожденных схем реагирования. Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи. Амеба, например, представляющая собой всего лишь одну живую клетку, заполненную протоплазмой. Однако она удаляется от одних раздражителей и приближается к другим. По своей сути движения амебы являются начальной формой приспособления простейших организмов к внешней среде.

Сложное приспособление возможно благодаря существованию определенного свойства, отличающего живую материю от неживой. Это свойство — раздражимость. Внешне она выражается в проявлении вынужденной активности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Даже у растений обнаруживаются первичные формы раздражимости - существует тропизм (вынужденное движение).

Элементарные организмы реагируют лишь на непосредственные воздействия, такие как механические прикосновения, несущие угрозу целостности организма, на биотические раздражители. Растения реагируют на освещенность, содержание микроэлементов в почве и т.д. Эти организмы реагируют лишь на очевидно значимые для них факторы, и эти реакции происходят лишь в ответ на изменение факторов. Поэтому такие организмы можно назвать "простыми автоматами".

У развитых организмов значительно более сложное строение, и это позволяет их поведению быть более сложным и менее предсказуемым для внешнего наблюдателя. Живые организмы данного уровня развития занимают экологическую нишу, в которой они вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды. Сочетание этих внутренних и внешних условий предопределяет возникновение у живых организмов более сложных форм реагирования, получивших название чувствительности. Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям. Как считает А. Н. Леонтьев, появление чувствительности у животных может служить объективным биологическим признаком возникновения психики.

По сравнению с раздражимостью чувствительность подразумевает возможность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные. Характер реагирования животных, обладающих чувствительностью, на факторы внешней среды принципиально отличается от реагирования живых организмов более низкого уровня. Наличие чувствительности позволяет животному реагировать на имеющий для него смысл объект до непосредственного контакта с ним. Например, животное данного уровня развития психики может реагировать на цвет объекта, его запах или форму. Это позволяет формироваться одному из главных свойств психики - способности к опережающему и целостному отражению реального мира.

Эта способность предполагает моделирование окружающей действительности "в режиме реального времени". Например, если одно животное видит двигающееся другое животное, то оно может предположить: где это животное было некоторое время назад, где оно может оказаться, какую пользу или вред оно может нанести. А для этого предположения необходимо "прокрутить в голове" события прошлого и предполагаемые события будущего.

Поведение это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Простейшие поведенческие реакции мы можем увидеть, наблюдая, например, за тем, как червь изменяет направление своего движения, столкнувшись с преградой. У собак мы уже наблюдаем проявления опережающего отражения. Так, собака избегает встречи с объектом, который заключает в себе определенную угрозу. Однако самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать осознанное и целенаправленное поведение. Человек, например, может потратить много усилий для достижения цели, не имеющей в данное время актуальной значимости. Скажем, он занялся изучением японского языка, намереваясь лет через десять посетить страну восходящего солнца.

Столь сложное поведение возможно благодаря наличию в составе психики человека развитого сознания. Сознание - высший интеграционный психический процесс, объединяющий другие: память, внимание, мышление, речь и пр. Сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно перемешивающихся между собой и предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность.

Сознание - и соответственно психика - человека позволяет ему выделять себя из окружающей среды и осознавать свою индивидуальность, формировать так называемую "Я-концепцию" (совокупность представлений о себе. Я-концепция позволяет глубже понимать объективную действительность, разделяя собственные мнения и объективные факты. Человек может относиться к объекту несколько предвзято. Например один вид самолета может ассоциироваться с авиакатастрофами, и человек тогда боится летать. Он однако довольно четко понимает природу своего страха, понимает при этом, что реальная вероятность разбиться очень мала, понимает, что лететь все равно необходимо. И приходит к сознательному, аргументированному выводу. Если животное испытывало бы подобный страх перед самолетом, оно вообще наотрез бы отказалось приближаться к самолету.

Психика человека, благодаря наличию развитого сознания, позволяет относиться к получаемой информации критически. Любое знание, любую идею мы можем оспорить, выдвинув альтернативные, пробные точки зрения. Слыша, например, в джунглях крик какой-то птицы, человек может усомниться: а птица ли это? возможно, какой-то другой человек изображает этот крик? С развитием социальных отношений, коммуникаций роль критики только вырастает, потому что люди научились лгать, и делают это весьма охотно.

В общей психологии, таким образом, выделяется четыре основные уровни развития психики живых организмов:

- раздражимость,

- чувствительность,

- поведение высших животных,

- сознательное поведение.

Психика отдельного индивида не находится в стагнации. В процессе онтогенеза она проходит ряд этапов своего формирования. Даже в зрелые годы она развивается, корректируется, и происходит это весьма быстро. На формирование и развитие психики влияет ряд факторов: наследственность, здоровье и физико-физиологические особенности жизнедеятельности, социальное окружение, опыт, случайные и иные факторы.

Один из самых сложных вопросов для науки - каковы функции психики? Ее проявления столь многогранны, что дать однозначный ответ весьма сложно. Нельзя, например, ограничиваться утверждением, что психика обеспечивает приспособление к условиям внешней среды. Известно, что человек может не только приспосабливаться к окружающей действительности, но и действовать творчески, новаторски, часто с риском для жизни. Если бы человек только приспосабливался, то не было бы выдающихся ученых и изобретателей, писателей и художников, политиков и революционеров, инженеров и программистов, других активных личностей. Тем не менее, безусловно, адаптация - главнейшая функция психики. Психика обеспечивает тонкое приспособление к окружающей среде.

Не следует забывать и про другое обстоятельство. Своей психикой мы можем не только реагировать на изменения в окружающей среде, но и управлять состоянием собственного организма, его деятельностью. Таким образом, саморегуляция - вторая важная функция психики.

Известно также, что человек способен на огромное самопожертвование. Например, мать может ценой собственной жизни спасти ребенка, солдат может пойти на верную смерть ради исполнения своего долга. Социальное имеет колоссальное значение в жизни человека. Это имеет и положительные, и отрицательные стороны. Например, находясь в толпе, человек способен на такие действия, на которые не способен в одиночку. Можно, следовательно, выделить отдельно и социальную функцию психики.

Уже говорилось про творчество, новаторство и т.п. деятельность. Рассуждая критично, разумеется, мы можем сказать, что чье-либо творчество или новаторство это всего лишь продвинутая адаптация. Например, художник создает великий шедевр, лишь желая выбиться из нищеты, продав картину. Такие ситуации, безусловно, имеют место быть. Однако нельзя отрицать наличие у человека увлечений. Это может быть и простое хобби, и стремление к великим свершениям. Именно поэтому можно выделить еще и самореализацию как дополнительную функцию психики.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.