Юридическая психология

Тема 3.  Психологическое содержание понятия личности в психологической и правовой науке 

3.1. Понятие личности в психологической и правовой науке

3.2. Структура и содержание личности

3.3. Понятие личности в психологической и правовой науке

Индивид, субъект, личность . Проблема личности — одна из центральных в психологии, имеющая ярко выраженный междисциплинарный характер. В целом ряде правовых норм законодатель придает большое значение личности, требуя от правоохранительных органов учитывать психологическое содержание данного понятия, проявлять на деле «уважение чести и достоинства личности» участников уголовного судопроизводства (ст. 9 УПК), руководствуясь принципами «неприкосновенности личности» (ст. 10 УПК), справедливости назначения наказания лицам, совершившим уголовное преступление (ст. 6 УК), административное правонарушение с учетом «личности виновного» (п. 2 ст. 4.1 КоАП). Аналогичное положение содержится и в других правовых нормах. Например, при назначении вида и размера наказания судам предписывается учитывать не только характер, тяжесть, последствия преступления, но и «личность виновного» (ч. 3 ст. 60 УК). Выражение «личность виновного» употребляется в уголовном законе и в контексте с условным осуждением (ч. 2 ст. 73 УК). Раздел VII Особенной части УК посвящен «преступлениям против личности».

Термин «личность» используется и в процессуальном законодательстве. Так, при производстве по уголовному делу обязательному доказыванию в числе прочих подлежат «обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого» (п. 3 ч. 1 ст. 73 УПК). В процессе судопроизводства устанавливаются «личность подсудимого», «данные, касающиеся его личности» (ч. 1 ст. 265 УПК) и т.д. Широко используется термин «личность» и в гражданском праве, особенно когда дело касается защиты чести и достоинства личности гражданина в случаях причинения ему неправомерными действиями морального вреда, нравственных страданий с учетом его «индивидуальных особенностей» (ст. 150—152, 1099—1101 ГК). Кроме того, при рассмотрении целого ряда гражданско-правовых споров в суде, хотя в законе прямо и не употребляется сам термин «личность», однако без ее оценки просто невозможно объективно разрешать возникающие споры, особенно когда решаются вопросы о признания недействительности сделки (ст. 177, 178 ГК), о завещательной дееспособности и т.д.

В контексте затронутых проблем вполне обоснованно возникает вопрос: что же следует понимать под термином «личность», какое исходное содержание вкладывается в это понятие, каковы критерии ее оценки? Если говорить о человеке с момента появления его на свет, то о нем в этот период можно сказать лишь как об индивиде – представителе вида Homo sapiens, который имеет обусловленные природой особенности, присущий ему генотип. В последующем его индивидные генотипические свойства получают развитие. Постепенно включаясь в систему существующих в обществе отношений (сначала в семье, затем в школе и т.д.), он подвергается неизбежному воздействию окружающей социальной среды, в той или иной мере адаптируется к ней, к социальным условиям своего бытия. Таким образом, происходит постепенный процесс его социализации, формирования его личности. Вот почему говорят, что человек не рождается личностью, а становится ею. С этой точки зрения по сравнению с понятием «индивид » понятие «личность » — качественно более емкое образование, появляющееся значительно позже рождения человека.

Таким образом, личность — это человек со своими взглядами и убеждениями, проявляющий уникальную целостность, индивидуальность, единство социально-психологических качеств в межличностных, общественных отношениях, сознательно участвующий в различных видах деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими. Именно в этом смысле понятие личности нередко используется в юридической литературе, в отдельных правовых актах в одном смысловом ряду с такими терминами, как «субъект правоотношений», «гражданин», «участник», «лицо», т.е. как человек, право- и дееспособный.

Процесс формирования и критерии оценки личности. На протяжении всей жизни человека происходит непрерывный процесс развития его личности под влиянием социальной среды, воспитания. Со своей стороны, субъект относится к этим внешним воздействиям, избирательно приспосабливаясь к разнообразным жизненным ситуациям с учетом только ему присущих наследственно обусловленных качеств.

Специалисты в области детской возрастной психологии отмечают, что уже к четвертому месяцу жизни у ребенка появляются качественно новые формы эмоционального реагирования на приходящие к нему сигналы извне в виде положительных (улыбка) либо отрицательных (выражение тревожности) реакций при восприятии им окружающих людей. Данное обстоятельство свидетельствует о самой ранней, начальной организации первого опыта общения индивида, о появление у него начавшей формироваться способности к различению. Затем уже в эти первые месяцы и в последующем, ребенок неосознанно начинает руководствоваться принципом реальности, и в его подсознании начинают проявляться первые проблески его «Я». В возрасте 8-9 месяцев у ребенка уже отмечается такой хорошо известный эмоциональный феномен, как страх перед незнакомыми людьми, что вызывает у него аффективно окрашенные формы реагирования. В этот же период у него формируются собственные телесные ощущения, зрительные тактильные и т.п. виды восприятия, т.е. начинается процесс разграничения себя и окружающей среды, себя и ближайшего окружения.

По мере взросления у человека постепенно начинает формироваться система представлений о самом себе, или, как говорят психологи — концепция собственного «Я». С накоплением жизненного, социального опыта этот образ самого себя эволюционирует и, как писал известный американский психолог Карл Роджерс (1902—1987), становится «реальным «Я» человека, или его «Я-образом », с сопутствующим данному состоянию чувством самоуважения, возникающим под влиянием того, что человек уже может делать что-то самостоятельно. В этот очень важный период начавшегося процесса формирования личности появляются и первые ростки пробуждающегося самосознания.

В последующем у человека периодически происходит смена образов самого себя. Все это является результатом весьма продолжительного и очень важного процесса самопознания, понимания самого себя, что предполагает развитие у человека определенных познавательных способностей, интеллекта. Напротив, неадекватный, искаженный образ самого себя может свидетельствовать об определенном интеллектуальном отставании субъекта, его сниженной самокритичности, задержке психического, личностного развития, замедлении формирования у него самосознания.

Близким, но не тождественным по содержанию с «Я-образом» является понятие «сила Я », с помощью которого определяется сбалансированность реального «Я» и «Я-образа» субъекта. Данное понятие отражает внутреннее равновесие личности, ее цельность. Такие люди уверены в себе, постоянны в своих планах, желаниях, самодостаточны, не поддаются случайным колебаниям настроения, хорошо осознают требования действительности, видят и правильно оценивают свои недостатки, легко адаптируются к новым условиям.

Важным критерием оценки уровня развития личности субъекта является сформированность у него адекватной самооценки. под которой понимается оценка человеком самого себя, своих качеств, способностей, своего места среди других людей, своего рода проекция его реального «Я» на «Я» идеальное. Самооценка свидетельствует об удовлетворенности либо неудовлетворенности человека самим собой, поэтому она также влияет на его взаимоотношения с окружающими, проявление им своей личности. Неоправданное завышение самооценки личности сопряжено со снижением оценки индивида группой. Субъект с высокой самооценкой и с низкой оценкой его окружающими представляет тип конфликтной личности, склонной приписывать себе достоинства, а окружающим недостатки. Соотношение указанных оценок влияет на социальный статус человека.

Следующим критерием оценки личностной зрелости субъекта, тесно связанным с самооценкой, является его уровень притязаний . под которым понимается, с одной стороны, тот уровень трудностей, преодоление которых является целью для субъекта, а с другой — желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я-образа»). Установление субъектом оптимального уровня притязаний свидетельствует о зрелости его личности, объективно взвешенной оценке им своих возможностей, знаний, опыта, личностных качеств, о его самосознании.

Структура и содержание личности

В настоящее время в психологии сложилось два подхода к содержательному описанию личности:

1) описание личности по ее чертам, качествам, сведенным в отдельные факторы (факторный анализ личности);

2) описание личности в зависимости от ее типа (типологическое описание личности).

С помощью факторного анализа значительно упрощается описание большого количества однородных черт личности, легче отыскиваются связи между свойствами характера и поступками человека, точно составляется прогноз относительно его дальнейшего поведения, в том числе и в критических, экстремальных ситуациях. Такой подход был положен в основу создания целого ряда личностных тестовых методик (MMPI, 16-ФЛО и др.), выявляющих индивидуально-психологические особенности субъекта. В дальнейшем указанное направление было дополнено введением понятия типа личности (личностного типа).

Личностные типы — это качественно различающиеся категории лиц, к которым можно относить различных людей в зависимости от их ведущих, наиболее устойчивых свойств, положенных в основу той или иной классификации. Такой подход позволяет давать в наиболее общем виде психологический портрет (профиль) личности человека, выделив в нем ведущую роль какого-то одного ярко выраженного свойства объединяющего вокруг себя ряд других близких к нему свойств.

В психологии существует большое количество разнообразных моделей психологической структуры личности (типологий личностей ). которые исходят из разных концепций психики и личности, разных параметров и задач личностных градаций. Одни из них в своей основе имеют свойства темперамента, другие — те или иные поведенческие характеристики и т.д. Первоначальное развитие взглядов на природу личности на рубеже XIX—XX вв. происходило в рамках философии, социологии, психофизиологии, физиологии высшей нервной деятельности. Широко известна, например, типологическая модель личности, в основу которой положено учение И.П. Павлова (1849—1936) о соотношении свойств нервной системы, уравновешивающих состояние организма, психики во взаимоотношениях с окружающей средой. В настоящее время широкое распространение получила типология личностных типов в зависимости от ведущих, наиболее ярко выраженных (акцентуированных) свойств характера (А.Е. Личко, К. Леонгард и др.).

Определенный интерес для изучающих юридическую психологию может представлять концепция К.К. Платонова (1906—1984), названная им динамической структурой личности в виде ее четырех составных компонентов, или подструктур:

а) подструктура направленности представлена совокупностью наиболее устойчивых социально значимых качеств личности субъекта: его мировоззрения, идейных убеждений, нравственных принципов, ценностных ориентации, интересов, идеалов. Все эти качества социально обусловлены и представляют собой преломление социального в сознании человека;

б) подструктура опыта включает в себя знания, навыки, умения, привычки. Она также в значительной мере формируется под воздействием социальных факторов, хотя и не без влияния некоторых биологически обусловленных свойств: способности к быстрому запоминанию, определенных физических данных, лежащих в основе формирования двигательных навыков, и т.п.;

в) подструктура психических форм отражения объединяет индивидуальные особенности психических познавательных процессов (психических функций): ощущений, восприятия, памяти, мышления.

И хотя указанные процессы развиваются в ходе овладения человеком знаниями и навыками, тем не менее, они в значительной мере обусловлены наследственными факторами. Сюда же относятся и такие формы отражения, как эмоции, чувства, психические состояния;

г) подструктура темперамента и других, биологически обусловленных свойств . которые определяются половыми, возрастными, биохимическими, наследственно обусловленными факторами, особенностями нервной системы индивида и зависят от физиологических, нейродинамических, морфологических особенностей его мозга.

Различные черты и свойства личности, входящие в названные подструктуры, образуют две наиболее общие подструктуры — характер и способности . понимаемые как общие интегративные качества личности. Все вышеперечисленные подструктуры тесно связаны между собой и проявляются в виде единого целого, выражающего такое сложное интегративное понятие, как личность.

Таким образом, психологическая структура (психический облик) личности (человека, индивида, субъекта) – это некая целостная система, модель качеств и свойств, достаточно полно характеризующая психологические особенности личности (человека, индивида, субъекта).