ІІ. Практическое значение психологии

Введение

Любой человек, основываясь на собственном опыте, отдает себе отчет в том, что он так или иначе способен воспринимать, познавать окружающий мир, различные предметы и явления.

Человек не только познает окружающий мир, но имеет своё собственное отношение к предметам или явлениям этого мира. Он не бесстрастно, холодно-рассудочно воспринимает окружающее, а переживает при этом определенные чувства: одни из предметов и явлений радуют его, доставляют ему удовольствие, к другим он равнодушен, третьи вызывают у него огорчение, а порой страх и ненависть.

Человек не только воспринимает окружающий мир и как-то относится к нему, он и действует в этом мире, проявляя свою ак тивность, принимает решения, стремится к цели, проявляет ини циативу и настойчивость в преодолении трудностей, препятствий, иначе говоря, осуществляет волевую деятельность. Все это — восприятие, память, мышление, вообра жение, чувства и воля, проявления темперамента и характера — явления человеческой психики. А наука, изучающая психические явления, называется психологией. [6, с. 4]

Название "психология" все еще окутано завесой тайны для тех, кому не приходилось соприкасаться с этой наукой. А, как всем нам известно, теснее всего с ней связаны психологи. Но бытует мнение, что психологи – это врачеватели души, умеющие глубоко проникать в мысли и чувства людей, способные ясно понять их тайные замыслы, а, прежде всего, помочь им изменить свою судьбу.

Этот портрет очень мало соответствует действительности. Несомненно, есть люди, как женщины, так и мужчины, изначально обладающие особым "даром" контактности и непринужденного общения, что позволяет им выслушивать других и оказывать им известную моральную поддержку или подводить их ближе к ответам на те или иные вопросы.

Но следует помнить, что психология может продвигаться вперед только при условии методичного исследования механизмов, лежащих в основе поведения; только применение научного метода позволяет получить такие сведения и объективно оценить результаты того иди иного воздействия.

А единственную гарантию серьезного проведения такой работы дает солидная подготовка психолога.

Нужно сказать, что в принципе каждый из нас – будь то учитель или врач, инженер или экономист, актер или художник – должен иметь представление о психических особенностях человеческой деятельности, иначе он просто не сможет общаться с людьми, давая волю своим эмоциям и чувствам.

Именно поэтому очень актуальным является изучение психологии как науки, выявление ее практического значения для реальной жизни в современном обществе.

Объект исследования курсовой работы – процесс изучения психологии как науки и ее значения для профессиональной деятельности. Предмет исследования – понятие о психологии, ее особенности, задачи и методы. Цель работы – выявить значение психологических знаний для различных областей человеческой деятельности.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- определить понятие о психологии как науке, сущность ее задач и методов;

- проанализировать практическое значение психологии для различных областей человеческой жизнедеятельности;

- раскрыть принципы работы практического психолога.

І. Теоретические основы психологии

1.1. Общее понятие о психологии как науке

Каждый человек отличается чем-то от других: один интересуется музыкой, другой спортом; один - математикой, другой — лите ратурой; один горяч, вспыльчив, несдержан, другой спокоен и невозмутим; один трудолюбив и скромен, другой ленив и высокомерен и т.д.

Все это — восприятие, память, мышление, вообра жение, чувства и воля, проявления темперамента и характера — явления человеческой психики.

А наука, изучающая психические явления, называется психологией. Название это произошло из слияния двух греческих слов — «псюхе» (душа) и «логос» (учение, слово) и означает «наука о душе». [6, с. 4]

Старое назва ние науки сохранилось до сих пор, слово «душа» также сохрани лось в нашем языке, но под «душевными явлениями» теперь понимаются психические явления, а слово «душа» означает психику человека как продукт деятельности его мозга. Психология изучает психические процессы и психические свойства личности.

Психические процессы – это отдельные формы или виды психической деятельности.

В психологии различают познавательные пси хические процессы (направленные на познание человеком окру жающего мира). Это ощущение отдельных свойств предметов (различный цвет, различные звуки, вкусовые, обонятельные ощу щения), восприятие (предметов, вещей в совокупности их свойств), память, мышление, воображение. Различают и эмоциональные процессы (чувства), волевые процессы и действия.

Психические свойства личности - это наиболее сущест венные и устойчивые психические особенности человека (по требности, интересы, способности, темперамент как проявление типа нервной системы в поведении человека — активность, возбу димость и т. д. характер).

Выделяют и психические состоя ния [6, с. 8] (особая характеристика психической деятельности чело века за некоторый период времени). Они вызы ваются внешней ситуацией, самочувствием человека, его индивидуальными особенностями и влияют на его поведение в течение этого периода (состояния утомления, рассеянности, раздражительности, активности, пассивности и т. д.).

Психика человека проявляется, формируется и развивается в его деятельности. Судить о психических процессах и о психических свойствах человека можно, только наблюдая и изучая его деятельность.

В этом смысле следует говорить о единстве психики и деятельности человека. Поэтому психология изучает также различные виды деятельности человека (игровую, учебную, тру довую, творческую), различные стороны деятельности (навыки, умения, внимание как необходимое условие любой деятельности и т. д.).

Наличие психики связано с высшими формами органической жизни, проявления психики свойственны только животным и че ловеку. Психика животных гораздо проще и более элементарна, чем психика человека, которому присуща высшая форма пси хической жизни — сознание.

Сознание выражается в целенаправ ленной трудовой деятельности, преобразующей окружающую среду и связанной с возможностью предварительно обдумывать свои действия, планировать пути и средства достижения поставленных целей, отчетливо представлять себе конечный результат.

Таким образом, психология — это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития. [3, с. 114]

Психологию рассматривают как науку и как учебный предмет. Задача психологии как науки - изучение и научное объяснение психических явлений. Ее цель - раскрыть закономерности, лежащие в основе проявления, формирования и развития психических явлений. Знание законо мерностей психики необходимо для управления ее проявлениями (для оптимальной организации деятельности человека, для правильной постановки дела обучения и воспитания молодого поколения). [8, с. 156]

Цель психологии как учебного предмета - познакомить будущих учителей и воспи тателей с основными положениями научной психологии, что бы психологически обосновать важнейшие положения педагогики и методики обучения и воспитания, научить будущих педагогов разбираться в собственной психической жизни и психической жизни детей различного возраста и на этой основе организовы вать работу по самовоспитанию, целенаправленно руководить по ведением и деятельностью детей.

Современная психология - сложная система различных отраслей этой науки, выделившихся в процессе ее исторического развития, но тесно связанных между собой. Наибо лее важные из них [8, с. 158]:

- общая психология, изучающая общие закономерности психической деятельности взрослого человека;

- возраст ная психология, исследующая особенности развития психики на различных возрастных этапах, психические особенности детей и школьников разного возраста (эта отрасль возрастной психоло гии называется детской психологией);

- педагогическая психология, занимающаяся психологическими закономерностями обучения (психология обучения) и воспитания (психология воспитания) молодого поколения;

- социальная психология, предметом которой является психология групп и коллективов, взаимоотношения лю дей в них;

- психология труда, рассматривающая психологические особенности различных видов трудовой деятельности (один из ее видов — инженерная психология — изучает труд человека в усло виях современного механизированного и автоматизированного производства);

- космическая психология — новая отрасль психоло гии, изучающая психику людей в условиях космического полета;

- военная психология, имеющая дело с особенностями психической деятельности военнослужащих, поведения человека в условиях боя, военной обстановки;

- психология спорта, исследующая законы выработки спортивных умений и навыков, вопросы обучения и воспитания спортсменов;

- патопсихология, исследующая болезнен ные расстройства психики;

- зоопсихология, изучающая психику животных.