Определение понятия личности в отечественной и зарубежной психологии

Страница 1

В книге А.Н.Леонтьева «Деятельность.Сознание. Личность.» есть прекрасные

строки о личности –«этого высшего единства человека, изменчивого как сама

жизнь, и вместе с тем сохраняющего своё постоянство… Ведь независемо от

накапливаемого человеком опыта, от событий которые меняют жизненное поло

жение, наконец, независимо от происходящих физических его изменений, он как личность остаётся и в глазах других людей, и для самого себя тем же самым.» [ 8 ]

Личность всегда выступает как член общества, как исполнитель определённых

общественных функций или, как ещё говорят, социальных ролей.

Социальная роль- это выработанная обществом программа действий человека в

определённых обстоятельствах.

Изучение личности как условия деятельности и её продукта составляет специальную, хотя и не «отдельную» психологическую проблему. Проблема эта является одной из самых сложных. Серьёзные трудности возникают уже при попытках выяснить, какая реальность описывается в научной психологии термином «личность».

Личность является не только предметом психологии, но и предметом философс

кого, общественно – исторического познания.

Охарактеризуем кратко особенности понимания личности А.Н.Леонтьевым.

Личность, по его мнению,-это психологическое образование особого типа, поро

ждаемое жизнью человека в обществе.

Соподчинение различных деятельностей создаёт основание личности, формиро

вание которой происходит в онтогенезе прижизненно. Интересно отметить те

особенности, которые А.Н.Леонтьев не относил к личности, прежде всего гено-

типически обусловленные особенности человека: физическая конституция, тип

нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребнос-

тей, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретённые

навыки, знания, умения, в том числе профессиональные. Это составляет индивидные свойства человека.

Понятие индивид, по А.Н.Леонтьеву, выражает, во-первых, целостность и не-

делимость отдельной особи данного биологического вида, во-вторых, особен-

ности конкретного представителя вида, отличающие его от других представи-

телей этого вида. Индивидуальные же свойства, в том числе генотипически

обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека, однако

от этого личностными не становятся. Личность не есть обогащённый предшест

вующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личнос

ти. Хотя и трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами,

не определяя складывающейся личности, а составляя предпосылки и условия её

формирования. Личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. [ 10]

Общий подход к пониманию проблемы личности, обозначенный А.Н.Леонтье-

вым, нашёл своё развитие в работах А.В.Петровского и В.А.Петровского.

А.В.Петровский даёт следующее определение личности: «Личностью в психоло

гии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в

предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде». [14]

Что же такое личность как особое социальное качество индивида? Всеми отечественными психологами отрицается тождество понятий «индивид» и «личность». Понятия личность и индивид – это не одно и то же.

Личность- это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе,

причём особое «сверхчувственное» качество. Личность неотторжима от систе-

мы социальных связей, в которую она включена. Теперь надо уточнить, почему

о личности говорят как о «сверхчувственном» качестве индивида. Очевидно, что индивид обладает доступными чувственному восприятию свойствами: теле

сностью, индивидуальными особенностями поведения, речи, мимики, жестами,