Специальная психология занимает важное место в подготовке психологов, специализирующихся в сфере детской практической психологии, психологического консультирования и коррекции, так как в своей профессиональной деятельности они повседневно взаимодействуют с детьми, имеющими отклонения в развитии и особенности в поведении. Соответствующий курс является неотъемлемой частью программы обучения, входит в перечень обязательных дисциплин и направлен на изучение общих закономерностей и особенностей нарушений развития детей.

В настоящее время понятие нормы претерпело существенные изменения. По мнению Д.Б. Эльконина, «норма – это не некий усредненный показатель, а наивысшие достижения личности в определенных условиях» [1]. В этом определении акцент с показателя «нормы» смещен на необходимость создания таких условий, чтобы любой ребенок, в том числе с отклонениями в развитии, приобрел возможность реализовать свой потенциал. Активное взаимодействие с профессионально подготовленным взрослым и является таким условием для детей с нарушениями в развитии.

Как свидетельствует статистика, количество детей с отклонениями в психическом, интеллектуальном развитии увеличивается год от года. Неблагоприятные экологические, социально-экономические факторы привели к ухудшению здоровья детей и взрослых: распространенность различных форм заболеваний и аномалий развития у детей и подростков достигла степени «статистической нормы», а показатели абсолютного здоровья детей все больше приближаются к «исключению из правил». По данным исследований, от 50 до 60% дошкольников имеют различные нервно-психические расстройства. А признаки школьной дезадаптации в виде утраты учебной мотивации, нарушений в поведении отмечаются почти у трети учащихся младших классов. И если медицина должна лечить болезнь, то перед психологией стоит задача – учить жить с такими детьми, по возможности смягчить состояние «не таких, как все» школьников, которые не могут учиться и развиваться в обычных, традиционных условиях. Им необходима система психолого-педагогической помощи, ориентированная на особые потребности и направленная на обретение полноценной и достойной жизни в обществе. Научному обоснованию такой системы служит специальная психология.

Профессиональная подготовка специалиста-психолога – это не только вооружение теоретическими знаниями, но и формирование личностной готовности к работе с детьми, имеющими проблемы в развитии, профессионального сознания в целом, которое заключается в признании ценности любого человека, отношении к людям не с мерками полезности, а с подлинно гуманной позиции.

Видный отечественный психолог А.Г. Асмолов, рассуждая о глубинном смысле человеческого слабоумия в развитии общества, говорит о том, что роль умственно отсталых людей не столь очевидна, но крайне важна для плодотворного развития культуры: «…слабоумные пробуждают общество, в котором живут, к альтруизму и культуре достоинства, самим своим бытием взывая к милосердию и обращаясь к лучшему в окружающих людях. Они поддерживают животворящий для культуры психологический климат духовности. Ибо отношение к детям, старикам и инвалидам выступает важнейшим индикатором состояния общества» [2].

В данном пособии теория рассматривается в парадигме гуманистической психологии, что призвано способствовать становлению позиции безусловного принятия и понимания каждого ребенка, имеющего отклонения в развитии, стремление к получению знаний, дающих возможность оказать таким детям помощь и поддержку. Одной из задач является формирование умения адекватно использовать научную терминологию, находить семантические эквиваленты в лексике гуманистической психологии.

Потребность дать студентам систематизированную информацию и накопленный нами в течение более чем 25 лет опыт практической работы в области специальной психологии и преподавания этой дисциплины побудили нас подготовить учебное пособие, призванное помочь будущим психологам в изучении и самостоятельной работе по курсу «Специальная психология».

Учебный материал организован в пособии в виде логической структуры, состоящей из 4 частей (разделов), что облегчает понимание и овладение содержанием в целом. В начале каждой главы дана краткая характеристика ее содержания, в конце – основные выводы и перечень ключевых терминов. Главы разделены на параграфы в соответствии с подтемами, ключевые термины выделены курсивом там, где они встречаются в тексте впервые. В конце главы приведен список литературы (основной и дополнительной) и даны контрольные вопросы и задания для студентов, желающих проверить себя на соответствие базовому или продвинутому уровню усвоения учебного материала.

Авторы выражают глубокую признательность людям, ставшим их наставниками в начале профессионального пути – преподавателям дефектологического факультета Иркутского педагогического института, коллегам из специальных школ и органов управления образованием Приморского края, а также рецензентам учебного пособия Галине Борисовне Михиной и Виктору Васильевичу Зайкову.