Основные понятия психологии личности. Многообразие феноменологии в психологии личности.

Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Психика - системное свойство высокоорганизованных живых организмов, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Индивид - человек как единичное природное существо, представитель вида HomoSapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врождённого и приобретённого, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.п.).

Индивид – биологические особенности человека, принадлежность к "человеку разумному" (особому биологическому виду Homo Sapiens). У ч-ка подвижность суставов самая высокая из всех живых существ (психол. - "степени свободы"). Из теориии Маркса (скорее даже Энгельса "О происхождении из обезьяны человека"): "Единственное, что отличает ч-ка от обезьяны в физиологическом отношении, - это отстоящий большой палец. Такое его положение сильно увеличило манипулятивность руки ч-ка, что и привело к существенному развитию личности". По пути ч-ческого развития пошли только те обезьяны, у к-ых большой палец отстоял. Т.е. биологические особенности тела ч-ка, на к-ой развивается личность. Если обратиться к антропологическим исследованиям, можно выяснить, что по строению тела (преобладающий рост, развитие слуха и т.д.) все нации различаются. Уровень индивидности – анализ биологии и физиологии ч-ка, к-ый становится тем субстратом, на к-ом развивается личность ч-ка.

Индивидуальность - человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей, своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость.(проявляется в чертах темперамента, характера, специфике интересов, качеств перцептивных процессов, интеллекта, потребностей и способностей индивида).

Индивидуальность .Под индивидуальностью понимают психологические и психические особенности ч-ка, отличающие одного ч-ка от другого (напр. различия в высших психических ф-циях: мышление, речь, память, восприятие, внимание и воля). Это свойственно каждому ч-ку, но нельзя найти двух одинаковых людей, у к-ых эти ф-ции были бы развиты одинаково. Эйдетическая память – способность мгновенно запечатлевать образ (картинку) до мельчайших подробностей. Высшие психические ф-ции человека: мышление, речь, восприятие, память и воля. Помимо них существуют различные проявления эмоций. Психология выделяет несколько групп национальностей, к-ые делятся на холодные, тёплые и горячие культуры. Эмоциальнальные проявления отличаются друг от друга. Плюс к этому существуют особенности характера.

Т.е. существуют общие ф-ции, но проявляются они в каждой личности уникально.

Личность - системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включённости в общественные отношения.

Личность . Современные представления о личности сущестенно различаются. Это связано с философскими взглядами. Самые ортодоксальные течения утверждают, что было всего несколько личностей (личность как таковая ещё не родилась): Иисус Христос, Будда и т.д. (ключевые фигуры религиозных направлений, к-ые достигли вершин понимания морали, нравственности и т.д.). Большая часть психологов придерживается более умеренных взглядов. Под личностью они понимают некоторое системное образование: личностью становятся.

Формула: «Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают».

Личность – это системное образование, к-ое возникает у ч-ка в процессе его деятельности. Личность – явление социальное (без других людей личности нет: она застывает на уровне индивидуальности). Не возникает "самости", что было характерно для древних людей. Древнеегипетские папирусы и др. источники: авторы большей частью пишут, используя местоимение "мы". Понятие "Я" возникает достаточно поздно. "Я" очень долгое время в истории ч-чества отсутствовало. Выделение себя из общей массы коллектива произошло не больше 4-5 тыс. лет назад. о этого уровня развития доходила только элита ч-ческого общества, к-ое имело время и способности к размышлению. Личность возникает на опред. стадии развития ч-ка. В научной литературе можно встретить термин "личность ребёнка", с точки зрения общей психологии это грубая ошибка. На вопрос "Когда возникает личность?", однозначного ответа нет. Фрейд считал, что личность возникает в постгубертатный период (14-15 лет): человек начинает идентифицировать себя с определённым полом. Борис Эльконин считал, что личность у ребёнка начинается в 7-8 лет, когда заканчивается "игровое детство". Личность, раз сформировавшись, является неотъемлемой частью индивида. Личность формируется на базе физиологического субстрата (тела), а существует в отрыве от этого субстрата. То членение, к-ое мы имеем, позволяет ч-ку компенсировать множество ограничений и недостатков, связанных с его индивидуальными и индивидными особенностями. Наличие такого образования как личность позволяет компенсировать многие его недостатки. Пример Эйнштейна: был физеологически и физически ущербным, как индивидуальность обладал скверным характером (вспыльчивый, эмоционально распущенный и т.д.). Именно благодаря своему личностному величию, вокруг него всегда было огромное кол-во друзей и поклонниц. С возрастом он сумел взять под контроль эмоциональные проявления.

Личность существует в отрыве от тела и может оказывать влияние на людей без физического присутствия.

Вопрос: "Всегда ли у человека возникает личность?" Личность ч-ка может возникнуть только в опред. социуме. С одной стороны, личность не возникнет в отсутствие тела, но одного тела для возникновения личности не достаточно. (Дети, к-ых воспитывали животные – пример отсутствия личности). Сенситивный период в развитии личности (вспомним по отношению к способностям, задаткам). Если развитие личности в этот период не произошло, то дальше личность не сформируется.

Взаимоотношение между индиви­дом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индиви­дуальность отстаивают». Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть личностью и обнаруживает способность стать личностью, реализуемые в социально значимой деятельности. Этим определяется развитие человека как личности.

Многообразие феноменологии в психологии личности

При всем разнообразии подходов к пониманию личности в истории познания и обыденной жизни становится все более очевидным, что именно многомерность выступает как сущностная характеристика личности. Человек, будучи «мерой всех вещей», сам не имеет меры, т.к. в принципе не сводим к какому-либо одному из измерений, проявляющихся в эволюции природы, истории общества и развитии его индивидуальной жизни. Выделение многомерности как исходной характеристики понимания личности в неклассическом историко-эволюционном подходе позволяет охарактеризовать историю развития представлений о личности как историю открытий различных измерений личности в действительности, а не историю заблуждений или ошибок. На разных этапах становления человеческой мысли, к каким бы феноменам действительности ни обращалось познание, оно вынуждено было обращаться к феномену человеческой личности и пытаться найти ответы на вопросы о месте человека в мире, его происхождении, предназначении, достоинстве, смысле существования, роли в истории, его уникальности и типичности, в том числе и на вопросы о том, как прошлое, настоящее и будущее определяют жизнь человека, границы его свободного выбора.

Именно многомерность феноменологии личности нашла свое отражение в различной этимологии и определениях личности, встречающихся в философии, гуманитарных, социальных и естественных науках о человеке, а также выступила как основание для выделения следующих аспектов понимания проблемы личности: многогранность феноменологии личности. отражающая многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и собственной жизни человека; междисциплинарный статус проблемы личности, находящейся в сфере изучения философии, социальных и естественных наук; зависимость понимания личности от мировоззрения, стиля мышления и образа человека, явно или скрыто существующих в культуре и науке на определенном этапе их развития; несовпадение проявлений индивида, личности и индивидуальности, исследуемых в рамках относительно независимых друг от друга биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений анализа развития человека в эволюции природы, истории общества и индивидуального развития субъекта как неповторимой самости; разведение исследовательской установки, ориентирующей на понимание закономерностей развития личности в природе и обществе, и практической установки, направленной на помощь и коррекцию личности.

Многомерность личности обусловила то, что историей развития мышления о человеке стала история драматической борьбы разных полярных ориентации (в том числе традиционной оппозиции материалистической и идеалистической ориентации), в ходе которой разные мыслители, как правило, выделяли какую-либо одну из реальных граней человеческого бытия, а другие стороны жизни личности либо оказывались на периферии познания, либо не замечались или отрицались.

Методология философии, общенаучные принципы историко-эволюционного системного анализа, деятельностный подход к пониманию человека позволяют выделить междисциплинарные связи в человекознании и наметить пути к пониманию механизмов развития личности в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути человека.