Психология.

Психология.

Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе» (греческий PSYHE — «душа» + LOGOS — «понятие», «учение»).

В наше время вместо понятия «душа» используется Понятие «психика», хотя в языке до сих пор сохранилось много слов и выражений, производных от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, родство душ, душевная болезнь, задушевный разговор и т. п. С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» — одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись

Психология зародилась в недрах философии, и первые представления о ее предмете связывались с поняти «душа». Практически все древние философы пытал выразить с помощью этого понятия психологии самоё главное, сущностное, начало любого предмета живой (а иногда и неживой) природы, рассматривая ее как причину жкзц дыхания, познания и т. п. Вопрос о природе души решался философами в висимости от принадлежности их к материалистическ или идеалистическому лагерю.

ПСИХОЛОГИЯ — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Область знаний о внутреннем — психическом — мире человека. Термин возник в XVIII в. и означает собственно учение о душе или науку о душе. В строгом смысле понимается как наука о психике, а психолог — человек, профессионально занимающийся психологией в теоретическом и практическом плане, в том числе для помощи людям в определенных ситуациях.

В системе наук, психологии должно быть отведено совершенно особое место, и вот по каким причинам. Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика — это «свойство высокоорганизованной материи». Если же иметь в виду психику человека, то к словам «высокоорганизованная материя» нужно прибавить слово «самая»: ведь мозг человека — это самая высокоорганизованная материя, известная нам. Знаменательно, что с той же мысли начинает свой трактат «О душе» выдающийся древнегреческий философ Аристотель. Он считает, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест,; так как «оно — знание о наиболее возвышенном и удивительном».

Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания. \ Чтобы пояснить это, воспользуюсь одним сравнением. Вот рождается на свет человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознает и не помнит себя. Однако развитие его идет быстрыми темпами. Формируются его физические и психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он познает мир; начинает действовать в нем; расширяется круг его общения. И вот постепенно из глубины детства, приходит к нему и постепенно нарастает совершенно особое ощущение — ощущение собственного «Я». Где-то в подростковом возрасте, оно начинает приобретать осознанные формы. Появляются вопросы: «Кто я? Какой я?», а позже и «Зачем я?». Те психические способности и функции, которые до сих пор служили ребенку средством для освоения внешнего мира — физического и социального, обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметом осмысления и осознания.

Точно такой же процесс можно проследить в масштабе всего человечества. В первобытном обществе основные" силы людей уходили на борьбу за существование, н% освоение внешнего мира. Люди добывали огонь и охотились на диких животных, воевали с соседними племенами и получали первые знания о природе. Человечество того периода, подобно младенцу, не помнит себя. Постепенно росли силы и возможности человечества. Благодаря своим психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру, явились письменность, искусства, науки. И вот наступил момент, когда человек задал себе вопросы: что это за силы, которые дают ему возможность творить и исследовать?

Психология уже сейчас накопила много фактов, показывающих, как новое знание человека о себе, делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и самые различные переживания. Если же снова перейти к масштабу всего человечества, то можно сказать, что психология — это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ ФИЛОСОФОВ О ДУШЕ.

ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ.

Психология зародилась в недрах философии, и первых представлениях о ее предмете связывались с понятием «душа». Практически все древние философы пытались выразить с помощью этого понятия самоё главное, начало любого предмета живой (а иногда неживой) природы, рассматривая ее как причину жизни: дыхания, познания и т. п. Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их к материалистическому или идеалистическому лагерю. Так, Демокрит (460 — 370 гг. до н.э.) считал, душа — это материальное вещество, которое состоит атомов огня, шарообразных, легких подвигов. Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами. Так, по его мнению, душа получает ощущения от внешнегонего мира благодаря тому, что ее атомы приводят в, движение атомами воздуха или атомами, непосредственно «истекающими» от предметов. Материализм Демокрита носил наивный механистический характер.

Гораздо более сложное представление о душе Аристотель (384 — 322 гг. до н. э.). Его трактат "О душе" — первое специально психологическое сочинение, которое в течение многих веков оставалось главным руководством по психологии.

Сам Аристотель считается основателем психологии, как впрочем, и целого ряда других наук. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество, то же время он не считал возможным рассматривать в отрыве от материи (живых тел), как это делали философы -идеалисты. Для определения природы душе он использовал сложную философскую категорию «энтелехия», которая означает существование чего-то."

Психология — молодая наука, должен пройти период становления духовных сил человечества, чтобы они стали предметом научной рефлексии.

(из лекций по введению в общую психологию Ю.Б.Гиппенрейтер)

НАЗАД