Текст

научной работы на тему "СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ И ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬИ". Научная статья по специальности "Социология"

ПОРОХНЮК Елизавета Валерьевна -

аспирант кафедры социологии факультета социальных коммуникаций Астраханского государственного

университета

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ И ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬИ

В статье представлен социологический анализ семейных ценностей и типов семейного поведения, соответствующих светскому обществу, отражающих общую социальную и культурную картину развития и функционирования института семьи в современном обществе и социокультурном пространстве. Представлены результаты социологического исследования по изучаемой проблематике на примере г. Астрахани.

Ключевые слова: социокультурные ценности; традиционная модель семьи; европейский уклад жизни; статусноролевая позиция; институт семьи; социологический портрет; типы семейного поведения.

The sociological analysis of family values and types of family behavior reflecting the overall social and cultural picture of the development and functioning of the institute of family in the modern society and socio-cultural space and corresponding to secular society is presented in article. Results of sociological research on the studied issue are presented on the example of Astrakhan.

Keywords: socio-cultural values; traditional model of family; European way of life; status and role position; family institute; sociological portrait; types of family behavior.

Ценностные приоритеты семейного уклада жизни, статусно-ролевые позиции супругов, уклад жизни и зация быта молодой семьи приобретают особую актуальность в современном обществе. Динамичные преобразования семейных ценностей обусловлены изменениями социально-культурного характера. Формирование и становление современных семейных ценностей и отношений происходит под влиянием социальных, культурных, исторических, личностных, объективных и субъективных факторов, в результате чего на смену традиционной модели семейных отношений приходит светская модель внутрисемейных отношений [Черняк 2000: 15]. Проблематика, связанная с динамичным преобразованием ценностных приоритетов современной семьи, наиболее полно раскрывается в процессе всестороннего изучения семьи как ячейки общества, социального института в контексте ценностей, традиций, обычаев семейного уклада жизни современного общества. Исходя из результатов социологического исследования по проблеме изменения семейных ценностей, их преобразования в русле потребностей современного общества, проведенного в г. Астрахани, обратимся к полученным социологическим данным.

Во-первых, динамичные преобразова-

ния семейных ценностей обусловлены формированием и становлением новых потребностей и расширяющимся спектром запросов общества как в материальном, так и в моральном (духовном) плане. Так, 75% общего числа опрошенных респондентов придерживаются позиции, что семейные ценности современной семьи подвержены изменению в силу растущих материальных и профессиональных запросов: современные мужчины и женщины рассматривают семью как определенный плацдарм для успешной самореализации. Стоит обратить внимание, что в среди семей, ориентированных восточные жизненные ценности, сохраняется преемственность традиционного уклада жизни. Поэтому только 20,6% из них принимают светский уклад жизни, считают современные ценности семейного уклада жизни факторами стабильного развития и функционирования семьи, отвечающими потребностям, взглядам, моральным приоритетам. 78,2% семей из этой категории придерживаются традиционных ценностей в организации семейной жизни, невзирая на современные преобразования ценностных приоритетов внутри института семьи. Оставшиеся 10% респондентов полагают, что оптимальным условием в организации семейного уклада жизни является сочетание традиционных и светских ценностей.

Для семей, ориентированных на европейские жизненные ценности, характерна иная позиция относительно организации семейного уклада жизни. 73,4% из них принимают смешанный тип ценностных приоритетов, считая что традиционные (патриархальные) и современные (светские) ценности взаимно дополняют друг друга и каждая составляющая является важной. 24,7% респондентов организуют свою семейную жизнь, основываясь на светских ценностях, не придавая значения патриархальным традициям. И всего 3,2% семей из этой категории рассматривают традиционные (патриархальные) ценности как основополагающие в организации и развитии благополучной семьи.

Во-вторых, происходит динамичное изменение ролевых позиций супругов внутри семьи, сдвигается поле доминирования мужчины и женщины при разделении семейных обязанностей. Так, для семьи, ориентированной на восточный уклад жизни, характерно доминирование мужчины как в организации семьи, так и профессиональном плане. Женщина же остается ответственной за ведение домашнего хозяйства и воспитание детей. Для 75,3% свойственно доминирование мужчины (супруга) как главы семьи, основного добытчика, отца семейства. И только 19,4% принимают факт разделения семейных обязанностей как данность и распределяют их соответственно общей внутрисемейной договоренности, не придавая особого значения половой принадлежности. Приоритет ролевых позиций в семьях, ориентированных на европейский уклад жизни, имеет иную специфику и характер. 85,4% из них организуют свою семейную жизнь, полагаясь на равное распределение обязанностей между супругами. Супруги могут получать равный доход, и это не является фактором половой дискриминации. Профессиональная самореализация, карьерный рост характерны и приемлемы для обоих супругов. Процесс воспитания детей также разделяется между супругами в равных долях. В нем также нередко принимает участие старшее поколение. Как следствие, детям в некоторой степени прививаются патриархальные ценности наравне со светским укладом жизни. Стоит отметить, что здесь 12,5% респондентов сохраняют патриархальный уклад жизни, не разделяя семейные обязанности в соответствии со светским укладом жизни. Это

часто связано с принадлежностью населения к этническим молоканам, изначально составляющим небольшой процент среди респондентов этой группы, которые проживают на окраинах г. Астрахани и в районах Астраханской обл. Таким образом, ролевые позиции супругов, их статус в семейных отношениях, а также приоритеты в организации быта исходят из принятых в социуме семейных ценностей.

В-третьих, динамичное изменение семейных ценностей оказало значительное влияние и на число детей, приходящихся на одну конкретно взятую семью. Так, среди семей, ориентированных на восточные жизненные ценности, характерно наличие 2—3 детей (85%). В некоторых случаях число детей возрастает до 3—5 (процент рождаемости зависит от территории, на которой проживает население; как правило, в сельских районах, на окраинах города процент рождаемости резко взрастает). Однако 18,3% семей этой категории воспитывают только 1 ребенка, невзирая на традиции и обычаи, принятые в восточном обществе. Тенденция сохранения многодетной семьи характерна лишь для сельских районов. Между тем, несмотря на уклад жизни, а также принятие тех или иных ценностей за модель внутрисемейных отношений, один приоритет, касающийся детей, остается неизменным — наиболее ценным является рождение мальчика. Резко негативное отношение в семьях, живущих согласно восточному жизненному укладу, вызывают аборты, в семьях, ориентированных на европейские ценности, к этому относятся толерантно. Для этой категории семей характерно наличие 1—2 детей на одну семью, реже встречаются семьи с 3 детьми, которые по стандартам ориентированных на европейские ценности семей относятся к многодетным. Семьи, воспитывающие 1—2 детей, составляют здесь 83,4%, многодетные семьи — 20,7% и только 10% семей не имеют детей (отсутствие детей в семье чаще бывает вызвано 3 факторами: медицинскими противопоказаниями, сознательным отказом от ребенка, низким материальным статусом). Между тем, стоит отметить, что за счет всесторонней поддержки со стороны государства, а также иных программ по поддержке молодых семей число семей, сознательно отказывающихся от ребенка ранее, меняют свою позицию в пользу

полной семьи [Социологический. 2013: 102].

Стоит отметить, что светский уклад жизни, а также постепенный уход от традиционных ценностей послужили решающим фактором в организации и ведении быта молодой семьи. Если при традиционном укладе жизни приемлемой была расширенная многопоколенная семья, то в светском обществе актуальна тенденция к самостоятельному ведению домашнего хозяйства и проживанию молодой семьи на отдельной от родителей территории. Так, для семей, ориентированных на восточные ценности, доли молодых семей, проживающих совместно с родителями, и проживающих отдельно разделились поровну (50 на 50%). Такое равное деление обусловлено характером территории, на которой проживает население: городское население организует семейную жизнь согласно светской модели, сельское население тяготеет к традиционным истокам организации быта. Иная картина организации быта молодой семьи характерна для семей, ориентированных на европейский уклад жизни. 87,2% молодых семей из этой категории проживают отдельно от родителей, при этом 25% из них, не имея собственной жилой площади, согласны на съемное временное жилье, исходя из убеждения, что молодая семья должна строить отношения, развиваться и организовывать свой быт самостоятельно. И лишь 9,6% семей проживают совместно с родителями, что чаще всего связано с низким уровнем материального благосостояния, не позволяющим молодой семье приобрести отдельную жилплощадь. В целом семейный быт, внутрисемейные отношения, разделение статусов и ролей супругов претерпели значительные изменения в процессе перехода от традиционных ценностей к ценностям светским [Социологический. 2013: 112].

Стоит отметить такой факт, что западная тенденция к профессиональной самореализации, карьерному росту среди женщин также не получила широкого распространения ни среди семей, ориентированных на европейский жизненный уклад, ни на восточный. Произошла популяризация высшего образования, при этом карьерный рост и профессиональная самореализация остались на втором плане. Как и прежде, женщина — это, в первую очередь, мать и жена; только посредством создания

семьи и воспроизводства себя через детей женщина утверждается и самореализуется в полной мере. Так, согласно полученным данным, можно выстроить следующую иерархию ценностных ориентаций современной молодой семьи. И для ориентированных на европейские ценности, и для придерживающихся восточного уклада жизни семей в целом характерно следующее: 95,7% респондентов признают семью ведущей ценностью, при этом 85,9% уверены, что полноценная семья должна включать 1—2 детей. На 2-м месте стоит карьерный рост и материальное благосостояние; на 3-м — религиозная принадлежность, следование моральным принципам и приоритетам; на 4-м —общение в кругу близких, друзей, знакомых; на 5-м — организация отдыха в кругу близких и родных в свободное от работы время [Социологический. 2013: 120].

Исходя из вышеприведенных данных, стоит особо отметить, что несмотря на динамичные изменения семейных ценностей, ведущая ценность — самоидентификация личности с семьей, самореализация внутри семьи, доминирование важности семьи перед другими ценностями — остается неизменной и со временем только укрепляет свои позиции в рамках как всего общества в целом, так и конкретной личности.

Также немаловажно отметить роль традиций и обычаев в процессе выбора будущего супруга (супруги), их место в иерархии современных семейных ценностей. Согласно данным исследования, в семьях, ориентированных на восточный уклад жизни, 87,2% молодых семей создаются с согласия и благословения родителей, выбор супруга (супруги) также остается решением старшего поколения и родителей (традиция сватовства остается доминирующей). Только 15,3% заключают брачный союз без предварительной организации и выбора родителями будущего супруга (супруги). В последнее время актуализируется тенденция заключения межнациональных браков. Согласно статистическим данным, в большинстве случаев такие браки недолговечны — чаще всего они распадаются на 3-й год совместной жизни по причине несхожих, абсолютно разных религиозных и бытовых устоев, а также традиций и обычаев каждой конкретно взятой нации. Для семей, ориентирован-

ных на европейский уклад жизни, характерен иной подход к созданию семьи, выбору будущего супруга (супруги). Так, 70,3% встречают своего будущего супруга (супругу) во время обучения в университете (за редким исключением это происходит в школе — 2%), знакомятся в кругу друзей, знакомых, коллег по работе. 45,6% общего числа опрошенных полагались на советы родителей, соглашаясь с их выбором будущего супруга (супруги). Только 5% общего числа опрошенных составляют личности, сознательно отказавшиеся от брачных уз в пользу одиночества [Социологический. 2013: 120].

Стоит отметить, что авторитет родителей, их советы и благословение на брачный союз и по сей день играют важную роль в выборе будущего супруга (супруги) как для европеизированных, так и для восточных семей. Несмотря на переход к светскому укладу жизни, современному восприятию и оценке семейных ценностей, «вечные ценности» (внимание к советам родителей, ориентация на моральные устои в организации жизни, почитание традиций, обычаев, вера) остаются незыблемыми. Современные приоритеты семейной жизни также исходят из традиций, обычаев, моральных устоев, актуальных и отвечающих запросам и потребностям общества, которые, в свою очередь, исходят из культурных, социальных, исторических, личностных, субъективных и объективных факторов.

Таким образом, можно отметить, что в современном обществе существуют 3 институциональных типа семьи: традиционная (патриархальная), трансформационная и современная (светская). Каждый из этих типов институтов в данный период времени не существует в чистом виде. Актуализировавшаяся тенденция к динамичным преобразованиям в институте

семьи привела к тому, что сформировался смешанный тип семьи. Он включает в себя основные черты и характеристики каждого из вышеуказанных типов семьи, образуя такой тип семьи, который на данный момент времени стабилен и отвечает запросам и потребностям современного социума, вписываясь в рамки социокультурного пространства.

Стоит отметить, что социальные и культурные ценности оказали значительное влияние и на брачный и репродуктивный типы семейного поведения. Произошел значительный сдвиг в возрастном интервале вступления в брак. Так, молодые люди стремятся создать семью в возрастном интервале от 27 до 35 лет (63,4%), девушки — от 25 до 30 лет (50,2%). Характер репродуктивного поведения тоже изменился: рождение первого ребенка в семье приходится на возраст в 25—27 лет (57,4%). Ведущей причиной таких изменений послужил процесс всесторонних, охватывающих все стороны жизни личности и общества социокультурных преобразований института семьи.

Динамичные преобразования института семьи, переход от традиционной формы семейного уклада жизни к светской модели семьи, изменения в области семейных ценностей послужили ведущим фактором в формировании новых взглядов, оценок, восприятия семьи как ячейки общества. В современном обществе семья выступает ведущей ценностью — ведь она является институтом, позволяющим каждой отдельно взятой личности воспроизводить себя через рождение, воспитание будущего поколения, позволяет самореализоваться, социально и культурно адаптироваться, принимать те или иные социальные роли, приобретать статус и весомое положение в обществе и социокультурном пространстве в целом.

Литература

Черняк Е.М. 2000. Социология семьи: перспективы развития института. М. Социологический портрет семейных ценностей и типов семейного поведения современной российской и восточной семьи. 2013. Материалы авторского социологического исследования. Астрахань.