Нормы поведения мусульманской женщины

Мусульманка должна соответствовать следующим требованиям исламского поведения:

а) Опускать взор: разумеется, наиболее ценное украшение женщины - это стеснение, а наилучшим показателем стеснения является ее опущенный взор, как говорит Всевышний:

"И скажи верующим женщинам, что им следует опускать свой взор. " (Коран, 24:31).

б) Женщинам следует быть осторожными там, где они могут соприкасаться с мужчинами, как, например, в кинотеатре, в учебных заведениях, транспорте и т. д. Муакаль Ибн Ясар рассказывал, что Посланник Аллаха (Мир ему) сказал: "Для вас будет лучше, если вам в голову вонзят железную иглу, нежели чем притронуться к женщине (незаконно)" 1.

1. Аль-Мунзари сообщает, что этот хадис передали ат-Табарани и аль-Байхаки.

в) Женская одежда должна соответствовать исламским нормам, которые включают в себя следующие требования:

1. Одежда должна покрывать все тело, за исключением того, о чем сказано в Коране "тех, которые видны", и это согласно разъяснениям означает лицо и кисти рук.

2. Одежда не должна быть прозрачной и облегающей тело. Пророк (Мир ему) сообщает нам: "Среди обитательниц ада - покрытые обнаженные женщины, обольщающие и обольщенные, они не попадут в рай и даже не почувствуют его благоухания".

Слова "покрытые обнаженные женщины" означают, что одеяние их - просвечивающееся и облегающее тело. Однажды женщины из Бану Тамима, одетые в прозрачные тонкие одеяния, пришли к Айше. Она заметила: "Если вы верующие, то эта одежда не для вас". В другом случае она встретила невесту, одетую в тонкое и прозрачное головное покрывало, и произнесла: "Одевающаяся так женщина не верит текстам суры "Ан-Нур"1.

1. Сура 24, которая, так же как и сура 33, содержит большое количество предписаний, касающихся взаимоотношений между мужчиной и женщиной и их одежды.

3. Одежда не должна облегать тело настолько, чтобы просматривались его формы, даже если одежда при этом непрозрачна. Это больше относится к стилям и фасонам одежды современной западной цивилизации, модельеры которой соревнуются друг с другом в создании женской одежды, подчеркивающей линии груди, талии, бедра, другими словами, одежды, которая способствует появлению вожделения у мужчин. Женщины, носящие подобные одежды, также попадают под определение "покрытые обнаженные женщины", поскольку такая одежда провоцирует вожделение больше, чем прозрачная.

4. Женщина не должна носить то, что носят мужчины, как, например, брюки, что сегодня распространено. Пророк (Мир ему) проклял женщин, которые походят на мужчин, и мужчин, походящих на женщин, тем самым запретив женщинам носить мужскую одежду, и наоборот.

5. В выборе одежды женщина должна отличаться от иудеек, христианок и язычниц, поскольку Ислам требует от мусульман не походить на других. Мусульманин должен отличаться от немусульман по многим аспектам жизни. Как сказал Пророк (Мир ему), "кто подражает какому-либо народу, тот сам является одним из них".

г) Мусульманка в своих действиях и общении ведет себя достойно и правдиво, не допуская кокетства, присущего легкомысленным женщинам. Всевышний говорит:

"Не ведите [с посторонними мужчинами] любезных [речей] – не то возжелает вас тот, чье сердце порочно" (Коран, 33:32).

д) Мусульманка не должна привлекать внимание мужчин, применяя благовония и звон своих украшений, пусть даже скрытых под одеянием. Аллах говорит:

". и пусть не бьют своими ногами так, чтобы узнавали, какие они скрывают украшения. " (Коран, 24:31).

Женщины периода джахилийи обычно пристукивали ногами о землю, проходя мимо мужчин, с тем чтобы привлечь их внимание к себе звоном браслетов на своих лодыжках. Нам уже известно, что это запрещено Кораном, так как такое действие женщин имеет своей целью соблазнить мужчин, при помощи своих украшений. То же самое предписано в отношении ярких цветов и благовоний, предназначенных для привлечения внимания посторонних мужчин.

В хадисе говорится, что "женщина, которая, надушившись, проходит мимо собрания, является прелюбодейкой"1.

1. Аль-Мунзари сообщает: «Это передано Абу Даудом и ат-Тирмизи, которые считают сказанное правдивым и хорошим. Это также было передано ан-Насаи, Ибн Хузаймой и Ибн Хаббаном следующим образом: "Любая женщина, которая, надушившись, проходит мимо людей и ее запах достигает их, является прелюбодейкой". Это также передал аль-Хаким и сказал: "Передано со слов правдивых рассказчиков"».

Из всего этого не следует, что Ислам требует, как это утверждают некоторые, чтобы роль женщины в обществе до самой ее смерти сводилась лишь к выполнению домашней работы. Напротив, она может ходить в мечеть, получать образование, то есть заниматься религиозными и мирскими делами, не выходя за рамки, предписанные Исламом, как это было во времена сподвижников и тех, кто последовал за ними (период, считающийся показательным в истории Ислама). Среди женщин того времени были такие, которые принимали участие в битвах, а некоторые сражались бок о бок с самим Пророком, затем под руководством халифа и военачальников. Посланник Аллаха (Мир ему) сказал своей жене Сауде: "Аллах разрешил вам выходить для выполнения своих дел"1.

Он также сказал: "Если женщина (или девушка) спрашивает разрешения пойти в мечеть, то не отказывайте ей в этом"2. В другом хадисе: "Не запрещайте рабыням Аллаха посещать мечети Аллаха"3.

1. Передано аль-Бухари.

2. Передано аль-Бухари со слов Умара.

3. Передано Муслимом.

Некоторые очень категоричные ученые придерживаются мнения, что женщине не позволено смотреть на какую-либо из частей тела постороннего мужчины. Они основывают свои суждения на хадисе, сообщенном ат-Тирмизи со слов Набхана, раба Умм Саламы, что Пророк сказал своим женам Умм Саламе и Маймуне прикрыться, когда вошел Ибн Умм Мактум. "Но он слеп", - сказали они. Пророк же ответил: "Неужели и вы тоже слепы? Неужели же вы его не видите?". Однако этот хадис не относится к достоверным, так как пересказы Набхана не относятся к достоверным источникам. Даже если хадис правдив, он лишь показывает, что Пророк отстаивал очень жесткую позицию в отношении своих жен, поскольку их исключительный статус требовал с их стороны большей воздержанности. Абу Дауд и другие ученые представили комментарий по поводу исключительного статуса жен Пророка. В любом случае значение следующего достоверного хадиса остается неоспоримым: Пророк сказал Фатиме бинт Каис провести идда2 (после смерти ее мужа) в доме Умм Шарик. Но позже он, передумав, говорил ей: "В этом доме часто собираются мои сподвижники, поэтому останься у Ибн Умм Мактума, поскольку он слеп. И если ты не будешь прикрытой, то он не увидит тебя"1.

1. Аль-Куртуби. "Тафсир", т.11, с.228.

2. Идда – период времени для женщины (после развода или смерти мужа), в который она не может выйти замуж за другого.