323 Исследование природы любви (эксперименты Г Харлоу)

Профессиональные психологи, как и широкая публика, долгое время были убеждены, что любовь невозможно исследовать научными методами, тем более экспериментальными Однако, понимая, что любовь имеет определяющее значе ения для личности, исследователи делают амбициозные попытки в исследовании этого феномена.

Многие ученые соглашаются с Фрейдом в том, что эмоциональный опыт в раннем детстве существенно влияет на взрослую жизнь, особенно отношения ребенка с матерью - главным человеком в жизни ребенка Эмоциональный связь с матерью определяет развитие способности любить других и развивать отношения с людьми Ход размышлений психологов приводил их к определенным выводам и имел примерно такую. логику Все поведение человека эт 'связана с основными потребностями (голод, жажда, стремление избежать боли), поэтому мать является главным действующим лицом первых лет жизни, поскольку именно она удовлетворяет основные потребности малыша, в частности, кормит его, и именно это и определяет прочность эмоциональной связи ребенка с матерью, поэтому ребенок начинает любить ее Такое объяснение представляется согласованным с опытом Феномен любви выглядит в таком объяснении другоряд ним сравнению с основными инстинктами или жизненно важными потребностями крайней мере так думали психологи до тех пор, пока Гарри Харлоу (1905-1981) не провел свое экспериментальное исследование природы любо е По его гипотезе, любовь и эмоциональные привязанности относятся к основным потребностям и имеют такое же сильное значение, как биологические потребности (голод, жажда или ухода болия болю).

Чтобы доказать эту гипотезу и исследовать, как формируется любовь между матерью и ребенком, надо было бы создать условия, когда потребности ребенка удовлетворяет не только одна мать, а разные матери - различные потребности Далее тре ЕБА было бы обеспечить, чтобы уровень удовлетворения потребностей \"матерями\" был разным по различным потребностей новорожденного ребенка и таким образом определить уровень любви (эмоциональной связи с матерью) за разного ров ния удовлетворения потребностей Каждый, кто узнает о такой исследовательскую стратегию, будет шокирован Поэтому понятно, что по этическим соображениям такое исследование невозможно Однако Харлоу выбрал для своего эксперимента не детей, а макак-резусов Он имел достаточно большой опыт работы с этими животными, считал, что забота матери о маленьких макак в своих основных элементах схожа с проявлениями человеческого отношения к Мален ьких детей, поскольку макаки. так же как и люди, заботятся о новорожденных, занимают, голубят их, поддерживают тесную телесный контактынтакт.

Харлоу был наблюдательным исследователем С начала внимательно относился к подготовке эксперимента, пытался создать соответствующие условия для исследования Чтобы лучше контролировать условия, он решил, что исследователи ики сами заботиться о обезьянок вместо матерей Харлоу удалил матерей, поскольку они выступали дополнительной неконтролируемой переменной и нарушали процесс обучения навыкам, которые исследователь намеревался подкреплять (как положительно, так и отрицательно): мать нарушала чистоту эксперимента, она сама учила детей определенным навыкам, поощряя или наказывая их за конкретное поведение, была для малышей образцам м для подражания К своему удивлению, ученый увидел, что разлука детей с матерями имела весьма негативные последствия (некоторые животные умерли, другие были напуганы, отказывались играть, учиться и т.д.ощо).

В лаборатории Харлоу маленькие макаки находились с самого рождения в хороших условиях: сотрудники лаборатории обеспечивали им надлежащий уход, регулярное и сбалансированное питание Поэтому сравнению с животными в естественных условиях лабораторные \"малыши\" были даже лучше ухожены, чем этого смогли достичь их настоящие матері.

Харлоу отметил, что маленькие обезьянки особенно эмоционально реагировали на хлопчатобумажные коврики, которыми были устлан пол в вольерах Обезьянки прижимались к этим ковриков и были очень недовольны, когда их за абиралы во время уборки Харлоу заметил, что такая \"привязанность\" к хлопкового коврика появлялась уже в первые дни жизни и в дальнейшем усиливаласьсь.

Исследователь писал, что \"ребенок, то человеческая, или обезьянья, для того, чтобы выжить, должен хвататься не только за соломинку, но и еще за что-то\" Если обезьяны были в клетке без ковриков, они плохо развивались, хо оча уход и кормление были теми же Когда в клетку клали мягкий коврик, животное спокийнишала, выглядела более здоровой и довольной Харлоу пришел к мысли, что, очевидно, кроме биологических (основные их) потребностей, кроме голода и жажды, существует потребность в \"почему-то теплом и успокаивающем\", в контакте с этим \"теплым и успокаивающим\" Эти наблюдения легли в основу экспериментов Харлоу с различными \"экспе риментально мамамиами".

Харлоу изготовил для исследования двух суррогатных \"матерей\" Одну - из гладкого дерева, покрытого мягкой резиной и теплой пушистой тканью В \"грудной\" части \"матери\" было вмонтировано соску, из которой на адходило молоко, а также электролампу для подогрева Вторую суррогатную \"мать\" было сделано из проволочной сетки, она имела такую. же форму, что и мягкая, в том числе и соску с молоком, поэтому детеныш так же имело возможность прижаться к ней и погреться Обе \"матери\" были похожи, почти идентичны, однако \"мягкая\" позволяла получить более комфортные чувства при контакте \"Матерей\" поместили в маленькие отдельные секции и присоединяли к клетке с детенышами на время кормления Восемь малышей-макак были распределены случайным образом на две группы, которые кормились в различных \"матерей\" (одни - в теплой мягкой, вторые - в д ротянои) Через некоторое время обезьянки получили доступ к обоим матерей Исследователи наблюдали за тем, сколько времени и с какой \"матерью\" проводят малышь малюки.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter