ВВЕДЕНИЕ 3

1. НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ (ПО КОЛБЕРГУ) 5

2. НЕВОЗМОЖНОСТЬ ЛЮБИТЬ КАК СТРЕМЛЕНИЕ К ИДЕАЛЬНОЙ ЛЮБВИ 13

3. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА. СПОСОБЫ ЛЮБИТЬ И БЫТЬ ЛЮБИМЫМ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Введение

О любви сказаны миллионы слов и написаны горы книг. Но по-прежнему, духовный мир человека, его эстетическая сущность - это, пожалуй, одна из наименее познанных наукой сфер жизни на Земле. И именно поэтому практически невозможно дать четкого определения высшим человеческим чувствам, одним из которых является любовь. Сложность и важность любви обусловлены тем, что в ней сливаются в одно целое и физическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое. Любовь как высшее человеческое чувство - это часть жизни любого из нас. И думаю, что каждый согласится с высказыванием Ван Гога, который говорил: “Я - человек, и человек со страстями. Я не могу жить без любви. иначе я замерзну и превращусь в камень.” Так говорил великий художник о любви к женщине. Более того, без любви не может формироваться моральный облик человека, не происходит нормального развития. Она может быть в разной степени развита, но ее не может не быть. “Любовь - единственный удовлетворительный ответ на вопрос о проблеме существования человека,” - говорит Э. Фромм. Однако, что же такое любовь? Достаточно четкого определения еще не удалось дать никому. Такие научные дисциплины, как физиология, в том числе физиология высшей нервной деятельности, психология, выявляют материальные основания любви, общественные условия ее возникновения и развития. Но в ее существе частные науки разобраться не могут. И этому есть причины. Любовь целостна и уникальна в каждом личном проявлении.

Любовь как нравственное чувство позволяет развить вкус к жизни, научится замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания личности: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного.

Осознание любви как нравственного чувства позволяет развить такие чувства у человека как уважение, жалость к близкому, бескорыстие в поступках.

Все эти качества просто необходимы для воспитания всесторонне развитого человека.

Таким образом, актуальность исследования любви как нравственного чувства обусловлена потребностью и запросами реальной жизни и практики в сфере психологии личности.

Знакомство с литературой вызвало у меня интерес к исследованию личностных особенностей человека. Эта тема была разработана такими известными психологами как: Колберг Л. Эльконин Д. Б. Фельдштейном Д.И. Леонтьевым А.Н. Рубинштейном С. Л. и многими другими.

Предметом исследования является любовь как нравственное чувство.

Объектом исследования является любовь.

Цель моего исследования изучение любви как нравственного чувства с точки зрения различных направлений психологии и как защитный механизм, идеал. А также как психологической концепции у нарцистической личности.

Цель исследования определила постановку задач, которые решались в ходе исследования:

Изучение любви как нравственного чувства с точки зрения теории нравственного развития личности по Колбергу

Невозможность любить как стремление к идеальной любви

Эмоции и чувства. Способы любить и быть любимым

Заключение

Изученные в процессе подготовки данной работы материалы позволяют сделать вывод, что внимание на изучение любви как нравственного чувства в психологии сориентировано достаточно давно, но данные знания в жизненных ситуациях применяются очень редко или не в полной мере.

При написании работы использовалась специальная литература по психологии личности и общей психологии, включая учебные пособия, статьи отечественных и зарубежных психологов на тему влияние любви как нравственного чувства на жизнь человека.

В первой части работы рассмотрена любовь как нравственное чувство с точки зрения теории нравственного развития личности по Колбергу.

В исследованиях Колберга испытуемым давались для оценки сложные в плане морального выбора ситуации (можно ли украсть, чтобы спасти жизнь человека).

При этом был выделен ряд уровней и ступеней морального развития.

В результате исследования теории Колберга о нравственном развитии личности можно сделать следующие выводы о том, что чем выше ступень нравственного развития, тем бесконфликтнее система отношений, в которую способны вступать люди.

При это на развитие уровня морального сознания влияют два основных фактора: уровень

развития интеллекта и способность понимать позиции другого человека. И,

конечно, немаловажным фактором является воспитание и окружение человека,

то есть наличие или отсутствие проблем, связанных с любовью окружающих.

Вторая часть работы посвящена проблеме: невозможность любить как стремление к идеальной любви.

Здесь рассматривается любовь с точки зрения психологической концепции у нарцистической личности.

Когда человеческая жизнь оказывается лишенной встречи и отношений подлинной любви, то обычно это происходит потому, что человек из эгоизма или из робости держит двери своего сердца запертыми и забаррикадированными. Он либо не может, либо не желает пойти на риск откровенности, на риск открыть перед другими наиболее чувствительные участки своей души. Без готовности пойти на такой риск, без стремления к нему человеческая жизнь будет непрерывным страданием, похожим на страдания умирающего голодной смертью, а весь мир будет казаться холодной тюрьмой. Чтобы ответить на призыв любви, необходимы смелость и решительность, потому что самораскрытие таит опасность быть серьезно раненным. Но без открытости любовь оказывается невозможной, а без любви человеческая жизнь будет лишена чего-то очень важного.

Заключительная часть посвящена любви с точки зрения эмоций и чувств изучаемых в психологии, здесь же рассматриваются основные способы любви, с точки зрения «любить и быть любимым».

Когда человек идет на риск любви, то он, как правило, получает ответную любовь. Те, кто хотят любить, в конце концов, найдут любовь. И тогда будет найдено это зеркало, отражающее мой образ как любимого человека, и это будет началом истинного самопризнания и самопразднования. Вот почему Виктор Франкл говорит, что источником истинного самоуважения является оценка, "даваемая нам теми, кого мы полюбили".

Кто-то хорошо сказал, что вторая по трудности вещь в мире – это жить и возрастать вместе с другим человеком. В то время, как первая по трудности вещь в мире – жизнь в одиночестве. Любовь есть длительный процесс, длинная плавная дуга, которая может быть правильно проведена лишь медленным движением, это совсем не похоже на резкий зигзаг из острых углов, который можно мгновенно провести одним росчерком пера раз и навсегда. Мужчина или женщина должны быть готовы к длительному путешествию, в котором приходится преодолеть много миль, прежде чем обретешь радость любви. На этом пути нам придется преодолевать и глухие темные леса и подвергаться многочисленным опасностям. Они должны быть на редкость осторожными в любви. Любовь требует осторожности и особой внимательности ко всему, что может ее отравить. Любовь требует много мужества, настойчивости и самодисциплины.

Но путешествие в страну любви – это путешествие к полноте жизни, так как только в опыте и переживаниях любви человек может познать самого себя, может полюбить себя таким, каков он есть, каким он станет в будущем. Только в опыте любви человек находит ту полноту жизни, которая прославляет величие Божие. Только в любви может человек найти источник непрекращающегося вечного праздника.

Список литературы

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. 1975. с.318

Kohlberg L. Stage and Sequence: The Cognitive Developmental Approach to Socialization // (Ed.) Goslin D.A. Handbook of Socialization Theory and Research. Chicago, 1969.