31. Понятие «любовь». Е. Пушкарев

«Любовь – понятие доступное человеческой мысли».

Папа Римский Иоанн Павел II

Существует огромное количество понятий любви: к родине, жареной картошке, родителям, боксу, животным, музыке и так далее. Поэтому любовь это класс психических явлений, которые имеют как некоторое сходства, так и существенные различия. И дело даже не в том, что одно из них ниже другое выше, а в том, что это разные по своей структуре явления. Здесь мы поговорим о наиболее популярной и востребованной половой индивидуальной любви, которая существует и как атрибут - естественное, природное явление, и как артефакт (лат. artefactum от arte – искусственно + factus – сделанный) - понятие, культурная норма, сценарий. В большинстве случаев любовь как явление не совпадает с культурными нормами, а в случаях, когда за любовь принимается любовная аддикция это уже ее полная противоположность. Любовные аддикции по международному классификатору болезней (МКБ—10) включенны в раздел F63. «Расстройства привычек и влечений» - классификация нехимических форм зависимого поведения.

К сожалению, та любовь, которая воспевается в литературных источниках и является образцом для подражания, является именно любовной зависимостью. Истории Ромео и Джульетты, Петрарки и Лауры, Хозе и Кармен, Анны Карениной и Вронского и другие прекрасные описания подобных взаимоотношений показывают людям, каким именно должна быть настоящая любовь. Полная страданий и тревоги, препятствий и унижений, скорее всего не имеющая перспектив и протекающая, как песок. Подавляющее большинство песен о любви посвящено именно зависимым отношениям. Сериалы, в которых герои преодолевают почти невозможные преграды, страдают от издевательств и измен, а в конце концов получают желаемое, воспевают именно любовную зависимость. Людей с детства воспитывают на подобных примерах, формируя стереотип, что настоящая любовь может и должна быть несчастной и полной страданий.

Перед тем как рассматривать любовь как понятие, давайте уделим внимание любви как явлению, чтобы определить какая существует между ними связь. Любовь как явление появилось за долго до Homo sapiens. Из книги лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренца "ГОД СЕРОГО ГУСЯ": "Любовь и секс" существуют в гусиной жизни раздельно. Сочетаясь, они надежно связывают пару, но довольно часто наблюдаются и независимо друг от друга. При нормальных обстоятельствах активное ухаживание ведет гусак».

У высших животных и приматов, любовное поведение носит уже более сложные формы. Американский психолог Гарри Харлоу выявил, что у обезьян (макаки-резусы) любовь, то есть индивидуальная, избирательная, эмоциональная привязанность, не является единым, неизменным состоянием, а включает, по крайней мере, пять автономных "аффективных систем":

- материнскую любовь;

- детскую любовь к матери;

- любовь сверстников, детей и подростков друг к другу;

- гетеросексуальную любовь;

- отцовскую любовь к детям.

Ни одна из этих систем не сводится к другой и не вытекает из нее; вместе с тем генетически более ранняя система подготавливает более сложные формы взаимоотношений.

Поэтому человек благодаря своим филогенетическим корням переживать любовь был способен всегда.

Из работ антропологов известно, что существуют племена, в словаре которых нет слова «любовь», одно из них это племя ману в Новой Гвинеи, и в общении членов которого отсутствуют соответствующие ритуальные компоненты. Но это не означает, что люди из этого племени никогда не переживали любовь.

Д. Аккерман отмечает, что в международной антропологической базе данных перечислено более трехсот культур земного шара, в которых представления о любви никак не систематизированы.

А вот понятие «любовь» появилось примерно пять тысяч лет тому назад. В шумеро-аккадской культуре любовь начинает выделяться в особую силу жизни. При этом еще сохраняется архаическое соединение любви и войны: богиня Иштар - богиня любви и войны, распри одновременно. Любовь ассоциируется с гражданскими потребностями человека: от акта размножения зависит плодородие семьи и страны. Вражда и дружба, высший вид приязни и неприязни – эти крайности еще сходятся в богине Иштар. У более поздних богов – из греческой и индийской мифологии – такого смешения уже нет.

Любовь и секс по современным понятиям неразрывны, выражение «заниматься любовью» ни у кого не вызывает двузначного понимания, но так было не всегда. Любовь и сексуальные отношения это задумано не природой. Идеологи человеческой культуры и морали с целью упорядочения сексуальных норм «пристегнули» их к любви совсем недавно.

Профессор д.и.н. Ю.И. Семенов «Происхождение брака и семьи»: «Многие доклассовые общества ни в малейшей степени не осуждали ни добрачные, ни внебрачные связи, если только они не представляли собой нарушения брачно-группового регулирования…» (Начало перехода от первобытнообщинного строя – последнего доклассового общества к рабовладельческому 4-е - 3-е тыс. до н. э.)

А вот такое сложное психо – энергетическое состояние как влюбленность ориентированное на совокупление с целью продолжения рода и вида это уже задумка природы. Доктор Пек считает: «Среди всех заблуждений относительно любви самым действенным и распространенным оказывается представление, что влюбленность – это тоже любовь или, по меньшей мере, одно из ее проявлений. Действенным это заблуждение является потому, что влюбленность субъективно переживается так же ярко, как и любовь. Когда человек влюблен, его чувство, конечно же, выражается словами "Я ее (его) люблю".

Влюбленность это генетически предопределённые циклические, специфические состояния обеспечения выживания вида (продолжительность по Х. Фишер до 30 месяцев, среднестатистические полгода). Влюбленностей без сексуальных влечений не бывает и к любви она не имеет никакого отношения.

Такой компонент как верность впервые в понятие «любовь» внесли римские поэты Овидий, Гораций в I в. до н.э.