Психология юношеского возраста | Формирование самосознания

Юношеский возраст - этап формирования самосознания и  собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Отвечая самому себе на вопросы "Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?", молодой человек формирует:

1) самосознание - целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают

возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;

2) собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;

3) стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т.п.

Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления. Но  в такой ситуации юноша вынужден опираться на моральную поддержку ровесников, и это приводит к типичной реакции "повышенной подверженности (неосознанная внушаемость, сознательный конформизм) - влиянию ровесников, которая обуславливает единообразие вкусов, стилей поведения, норм морали (молодежная мода, жаргон, субкультура), даже преступления среди молодежи, как правило, носят групповой характер, совершаются под влиянием группы. Юношеский возраст представляет собой как бы "третий мир", существующий между детством и взрослостью, т.к. биологически физиологическое и половое созревание завершено (уже не ребенок), но в социальном отношении еще не самостоятельная взрослая личность.

Важнейший психологический процесс юношеского возраста -  становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего "Я". Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:

1) открытие своего внутреннего  мира;

2) появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти  заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, своем будущем, о своих целях.

3) Формируется  целостное представление о самом себе, отношение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности своего  тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические,

4) Происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувственности. Юношеская сексуальность отличается от сексуальности взрослого человека. Потребность в душевном понимании и сексуальные желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты.  По образному выражению одного ученого-сексолога, "юноша не любит женщину, к которой его сексуально физиологически влечет,  и его не влечет сексуально к девушке, которую он любит, у него целомудренное отношение к девушке, вызывающей у него нежные чувства".

В древнеиндийском эпосе формулу любви выразили так:  "Потребности души рождают дружбу, потребности ума уважение, потребности тела - сексуальное желание. А все три вместе рождают любовь"; т.е. любовь = дружба + уважение + секс.

Любовь с первого взгляда возможна, она вырастает из влечения, появившегося в начале знакомства и усиливается потом дружбой, взаимоуважением. Если же влечение не подкрепляется дружбой, уважением, взаимопониманием, то влюбленность уходит, не перерастая в любовь. Влюбленность - это состояние, когда из "всех трех составляющих любви" в чувстве человека отсутствуют "потребности ума", что обусловливает своеобразное "опьянение чувством" с потерей ответственности и аналитических мыслительных способностей, в результате человек не задумывается о последствиях, не замечает недостатков избранника, не имеет взаимного уважения  и  осознания  личностных  качеств друг друга ("Слепота влюбленных"). Влюбленность может перерасти в любовь (если к чувству влюбленности присоединится взаимоуважение и взаимопонимание), а может и угаснуть (что чаще бывает).

Влюбленность сравнительно легко возникает и естественным путем, а также в результате "своеобразных ловушек влюбленности":

1) ловушка "обоюдного актерства", чтоб выглядеть значительнее, интереснее в глазах друг друга;

2) ловушка "уязвленного самолюбия";

3) ловушка "интимной удачи";

4) ловушка "простоты отношений".

Любовь мужчины и женщины бывает, по крайней мере, двух типов:

1) любовь как чувство предпочтения одного человека перед всеми другими, даже может быть более красивыми, умными и т.п. но вам необходим именно данный один человек, вы желаете постоянно иметь возле себя объект любви, боитесь его потерять.  Это любовь эгоистическая, человек заботится главным образом о себе, выступает лишь в качестве потребителя удовольствия;

2) и есть любовь альтруистическая, когда преобладает желание не столько получать удовольствие от объекта любви, сколько все дать ему, даже если это в ущерб себе. В некоторых языках слово "любить" имеет только этот второй смысл (например, украинское  "кохаю").

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание. В  ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его "Я". Образ "Я" или самосознание (представление о себе) не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении  всей жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента:

- сознание отличия себя от остального мира;

- сознание "Я"  как активного начала субъекта деятельности;

- сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;

- социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Критерии самосознания

1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);

2) осознание своей активности - "Я управляю собой";

3) осознание себя "через другого" ("То,  что я вижу в других, это может быть и мое качество");

4) моральная оценка себя, наличие рефлексии - осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить:

1) осознание  близких и отдаленных целей, мотивов своего "Я" ("Я" как действующий субъект");

2) осознание своих реальных и желаемых качеств "Реальное Я" и "Идеальное Я");

3) познавательные, когнитивные представления о себе ("Я как наблюдаемый объект");

4) эмоциональное, чувственное представление о себе.

В целом можно выделить 3 пласта сознания человека:

1) отношение к себе;

2) отношение к другим людям;

3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным:

1) эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям ("Если мне помогают, то - хорошие люди");

2) группоцентрический уровень отношений ("Если другой человек принадлежит к моей группе, он - хороший");

3) просоциальный уровень  ("Другой человек - это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть". "Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой;");

4) зстохолический уровень - уровень исходов ("Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность - главное в отношении к другому человеку").

От уровня смыслового отношения к другим людям зависят деятельность, поведение, общение человека. Интересно заметить, что культура определенного общества зовет к определенным идеалам, к определенному уровню смыслового отношения к людям. Так, традиционно русская культура стремилась к ценности милосердия,  духовности, стремилась к зстохолическому уровню ценностей и отношений, взывала к совести человека, к Богу. Культура советского социалистического общества проповедовала классовую целесообразность, жесткость к инакомыслящим, к классовым врагам", т.е. тяготела к группоцентрическому уровню ценностей и отношений ("Кто не с нами, тот против нас"). Западная культура культивирует уважение к правам, самосознанию личности, к чести, достоинству, к закону, стремится к просоциальному уровню ценностей и отношений к людям.

Все  эти уровни отношений как-то представлены у каждого человека (либо в качестве ситуационных реакций, либо в качестве устойчивых, личностно присвоенных  реакций, которые входят в структуру личности, или в качестве личностных ценностей, осознанных убеждений ("Я на том стою, и не могу иначе"), но встает вопрос, что преобладает, что выигрывает в конфликте, какой уровень (эгоцентрический, группоцентрический, просоциальный, эстохолический) определит поведение человека.