Любовь как основа семейных отношений

Любовь сложно исследовать и объяснить. Романтики называют ее сладким мучением, верующие – даром небес, а психологи особым эмоциональным состоянием, которое возникает на основе потребности человека в позитивных эмоциях. Любовь существенно отличается от других понятий как, например, дружба, симпатия, секс и т.д. Для любви свойственны специфические проявления: это взволнованность, эйфория, стеснение, тоска, радость, депрессивность. Такая широкая палитра впечатлений говорит о многогранности понятия "любовь". В семье, где муж и жена испытывают именно то чувство, которое именуют любовью, взаимоотношения складываются по-разному именно потому, что любовь так многогранна. Возможно ли изучить любовь как явление?

Существует несколько классификаций любовных взаимоотношений, представленных психологами. Рассмотрим вариант, предложенный американским ученым Кемпером. Он изучал феномен любви, исходя из факторов, которые, по его мнению, влияют на взаимоотношения пары, – это статус и власть. Под статусом подразумеваем стремление понимать своего любимого человека. А под властью – доминирование одного из членов пары над другим в принятии каких-либо решений.

Итак, представляем Вашему вниманию семь типов любовных отношений. Вероятно, Вы найдете здесь характеристику и своей пары.

1. Любовь романтическая. Она случается тогда, когда оба партнера имеют влияние друг на друга, то есть значительную власть, и, в то же время, стремятся к обоюдному пониманию. В такой паре царит гармония. Мужчина и женщина (впрочем, для однополых связей эта модель тоже действует) боятся потерять друг друга, но и четко знают силу своего влияния на партнера. Соперники, или любовники, – они в любой роли остаются рядом долгое время.

2. Братская любовь. Она не имеет никакого отношения к родственным связям, а называется так из-за равенства партнеров в высоком статусе и абсолютном отсутствии власти. То есть никто не командует никем, споры уступают место взаимопониманию. В такой паре нету борьбы за лидерство, в отличие от романтической модели, где влюбленные постоянно пытаются доказать друг другу, кто же главнее.

3. Харизматическая любовь – это любовь между партнером, обладающим и статусом (а мы не забываем, что под статусом понимается стремление на встречу половинке) и властью над любимым человеком, и партнером, обладающим только статусом. Проще говоря: каждый стремится сохранить отношения и принимать своего партнера, но один берет не себя абсолютную роль лидера, предопределяя стиль отношений.

4. Любовь-измена. Двое имеют власть друг над другом, но один лишается высокого статуса в своей глазах половинки. Такая модель свойственна для пар, в которых один из членов, имеющий и власть, и статус, вступает в сексуальные отношения с другими людьми, пренебрегая положительным отношением половинки к себе.

5. Безответная влюбленность. Один из партнеров обладает и властью над другим, и статусом, второй – ни тем, ни иным.

6. Любовь-поклонение, фанатическая любовь. Это довольно специфический тип любовных отношений. Его особенность в том, что один из объектов обладает только статусом, то есть позитивным расположением поклонника, а второй, то бишь поклонник, не обладает ничем. Зачастую объект желания даже не знает о своем воздыхателе. Любовь-поклонение – это увлечение образом некого публичного человека, а иногда даже и случайного незнакомца.

7. Родительская любовь. Это любовь родителей и маленьких детей. Кто бы, Вы думали, в этом случае обладает статусом? Ребенок! А родитель имеет лишь большую власть. Дело в том, что несозревшая психика маленького человека еще не умеет любить, он пока что только принимает обожание себя. Учтя это, родителям важно понять, что на ранних этапах развития, их детям необходима забота, внимание и проявление нежности. Тактильные контакты и ласковые интонации голоса, которые показывают положительное отношение родителей к малышу, лучшим образом послужат первыми уроками любви для него.

На сколько совершенна модель, представленная Кемпером? Проверьте это на себе, и узнаете, можно ли изучить любовь как психологическое явление, или, все-таки, стоить считать ее феноменом.