Понятие любовь и её типы

Анализ понятия «любовь» в разных науках

языковая форма слова «любовь» складывается из трех компонентов:

- «взаимное подобие» двух людей;

- «установление, или вызывание этого подобия действием»;

- осуществление этого действия.

Любовь с точки зрения философии

В глубокой древности любовь рассматривалась как некий абсолют, объединяющая сила мироздания или как путь человека приблизиться, слиться с этим абсолютом. Возможно, это и составляет архетипическое содержание понятия «любовь». В классическую эпоху, почти двадцать пять веков назад, появились теории духовной любви — Сократа, Платона и Аристотеля. Например, Платон (Ю. Б. Рюриков; 1986) утверждает, что в любви реализуется не поиск половинки, а стремление к благу и бессмертию, сохранение себя в вечности через продолжение рода. Он считает земную любовь ступенью на пути к любви небесной, не отвергая «низший эрос». По мере обретения мудрости человек начинает ценить душевную красоту выше телесной и «созревает» до любви более высокого порядка, которая есть суть творчество. Отсюда и произошло название «платонической любви» - от платоновской теории эроса.

Классической типологией видов любви до сих пор считается античная типология, различающая такие типы любви как: филия, сторге, агапе, эрос.

● филия - (philio - греч. любовь-привязанность, симпатия, дружба) – связь индивидов, обусловленную социальным или личным выбором.

● сторге - (storge-греч. привязанность) означает любовь – привязанность особого семейно-родственного типа, порождает чувство родовой общности.

● агапе - (греч. любовь к ближнему) – разумная любовь, возникающая на основе оценки какой-либо особенности человека, его черт характера и т.д. Эта любовь основана на убеждении, а не на страстном чувстве.

● эрос - (греч. любовь) 1. мифологическое олицетворение любви и сексуальности; 2. персонифицированное обозначение сексуального инстинкта жизни (влечение) и сохранения. Эрос обозначается чувства, направленные на предмет с целью полностью вобрать его в себя. Любовь-страсть.

Новые ступени в психологии любви (Ю. Б. Рюриков; 1986) запечатлевают римские поэты I в. до н.э. – Катулл, Вергилий, Гораций, Овидий. Любовь – уже сложное чувство, состоящее как бы из отдельных потоков. Рождение этого чувства – звено в цепи тех огромных психологических и социальных переворотов, которые происходят во времена эллинизма в человеке и обществе. Античная философия практически не знала всепрощающей любви к ближнему, которая, по христианским представлениям, только и делает человека равного Богу. Любовь понимается в Новом завете как любовь к родственникам и всем людям вообще, как добродетельная жизнь, как исполнение всех нравственно этических норм – божественныхзаповедей.

В эпоху Возрождения тема любви расцвела в обстановке общего интереса ко всему земному и человеческому. Рене Декарт (Л. Б. Шнейдер; 2005) в трактате «Страсти души» утверждает, что «любовь есть волнение души, вызванное движением «духов», которое побуждает душу добровольно соединиться с предметами, которые кажутся ей близкими».

Апогей гуманистического толкования любви был достигнут в творчестве И. В. Гете («Страдания юного Вертера»). Любовь формирует личность, окрыляет ее и вселяет в нее мужество, делая ее способной идти наперекор всему, даже собственной жизни, бросая вызов предрассудкам губит в своей роковой судьбе, но и спасает и очищает.

Ф. Ницше (под ред. Д. П. Горского; 1990) не принимал любовь, считая ее выражением слабости и самоотрицания. Согласно Ницше, потребность в любви свойственная рабам, не способным бороться за то, чего они хотят, и потому стремящимся обрести желаемой через любовь.

В свою очередь И. Кант провел различие между «практической» любовью (к ближнему или к богу) и «патологической» (чувственное влечение). Любовь – это благоволение, имеющее своим следствием благодеяние. Любовь у Канта – один из моментов долга и моральной обязанности.

Л. Фейербах определяет любовь как совершенно земную любовь между полами, и вообще между всеми людьми, она соединяет их наподобие религиозного братства. Любовь у Фейербаха - символ единства человека с человеком и главная социологическая категория.

Любовь по Шелеру («Сущность и формы симпатии»), существует независимо от наших представлений о ней. Она материальна, но не в привычном понимании материи, а как начало чувственности. Чтобы любовь стала действительностью, необходимо чтобы был хотя бы один любящий человек. Этот человек не вносит в мир любовь, а своей любовью открывает мир. Шелер выделял три основные ступени развития любви как ориентации на определенные ценности: любовь к добру, любовь к высшим обретениям культуры и любовь к священному.

В русской философской традиции особое внимание проблеме любви уделяли В. С. Соловьев и Н. А. Бердяев.

По В. С. Соловьеву (1991) любовь – это средство продолжения рода. Половая любовь в этом смысле является вершиной любви, т. к. затрагивает человека целиком. Человеческой любви предшествует идеал Божьей любви.

С точки зрения Н. А. Бердяева жалость агапе должна смирить жестокость эроса. Любовь – это раскрытие тайны другого человека в глубине его бытия. Сексуальная активность закрывает эту тайну. Это приводит к отчужденному отношению к сексуальности у Бердяева.

Таким образом, мы проанализировали философский взгляд на сущность любви. Нужно отметить, что на разных этапах развития общества этому явлению уделялось внимание. При этом, понимание любви в философии всегда было неоднозначно.

Выделив общее в философских точках зрения можно сказать следующее: понятие «любовь» определяется как нравственно-этическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту. Специфическим содержанием этого чувства с точки зрения философов, являются самоотверженность, самоотдача и возникающая на этой основе духовная близость.

Любовь с точки зрения педагогики

В педагогике феномен любви заслуживает большего и особого внимания. Здесь данное явление приобретает свою специфику и рассматривается как необходимая составляющая отношений «учитель – ученик». Несмотря на свою значимость, «любовь» лишь сравнительно недавно стали рассматривать как педагогическую категорию.

Ш. А. Амонашвили (1995), педагог начальной школы, первым принципом педагогической деятельности называет любовь к ребенку. Без нее нельзя воспитать «гуманную душу в человеке». Л. Л. Шевченко (1991)характеризует проявление любви как степень развития нравственного сознания учителя. Доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливость, великодушие, доброта характеризуют отношения учителя и учеников в любви. К перечисленным качествам относятся и взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоуважение, взаимная требовательность и ответственность. О. А. Казанский в своем труде «Педагогика как любовь» (1995) считает, что сотрудничество в отношениях «учитель – ученик» – это и есть проявление любви. Любовь, подчеркивает автор, снимает тревожность и дает ощущение безопасности.

Белинский отмечает, что чувство играет видную роль в формировании личности и в воспитании, особенно чувство любви к детям, которое есть орудие и посредник воспитания. Каждое действие в жизни ребенка должно быть выражением живой, пламенной любви к истине, в которой является Бог. Только такая любовь истинна и достойна называться любовью.

Особое внимание любви уделял педагог А. С. Макаренко, который рассматривал данное явление в контексте полового воспитания. В своем труде «О воспитании» он отмечает: «Половое воспитание и должно быть воспитанием именно любви, т. е. большого и глубокого чувства - чувства, украшенного единством жизни, стремлений и надежд… В этом деле самое главное место имеет пример. Настоящая любовь между отцом и матерью, их уважение друг к другу, помощь и забота, открыто допустимые проявления нежности и ласки, если все это происходит на глазах у детей с первого года их жизни, являются самым могучим воспитательным фактором, необходимо возбуждают у детей внимание к таким серьезным и красивым отношениям между мужчиной и женщиной. Вторым важнейшим фактором является вообще воспитание чувства любви у ребенка. Если, вырастая, ребенок не научился любить родителей, братьев и сестер, свою школу, свою Родину, если в его характере воспитаны начала грубого эгоизма, очень трудно рассчитывать, что он способен глубоко полюбить…».

Педагогический энциклопедический словарь под ред. Б. М. Бим-Бада трактует любовь как «высшее чувство, проявляющееся в глубокой эмоциональной привязанности личности к другому лицу или персонализированному объекту».

В педагогическом словаре Г. М. и А. Ю. Коджаспировых любовь к детям – «специфическая деятельность по усилению личностного начала в каждом ребенке, развитию его способностей к самоопределению и самореализации, самостоятельной выработке системы жизненных ценностей и отношений». Данное определение приближено к главной сути феномена любви в педагогике.

Необходимо сделать следующие выводы:

Любовь в педагогике рассматривается как составляющая отношений «учитель – ученик»;

Воспитание в любви и воспитание любви – необходимые факторы развития ребенка;

Любовь – одна из главных характеристик, способствующих развитию ребенка, становлению его как личности.

Вывод:

Анализируя изучение любви в философии и педагогике, становится ясно, что это сложный феномен, который на протяжении многих лет занимал важное место в мыслях ученых. Нет четкого определения любви. Но, тем не менее, отмечаются, что любовь является эмоционально важным и необходимым чувством (причем имеющем разные виды), которое является неотъемлемой составляющей взаимоотношений с окружающим миром.

Психологический анализ понятия «любовь»

Интенсивно проблемами любви как на психологической категории ученые начали заниматься в первой четверти XX века. Но уже на современном этапе развития психологии существует множество точек зрения на феномен любви.

Основоположник психоанализа З. Фрейд (1992) полагал, что вся человеческая жизнь определяется двумя инстинктами - инстинктом любви (Эрос) и инстинктом смерти (Танатос). Любовь, прежде всего любовь сексуальная, является, по Фрейду, базисом человеческой культуры. 3. Фрейд видел в любви в основном сексуальные феномены, или выражение полового инстинкта. Эросом родоначальник психоанализа считал любое объединение, например разговор, еду, чтение книги и т. п. Такой любви он противопоставлял стремление к распаду, разрушению, так называемый Танатос.

Понятие любви, в трактовке Фрейда, - это обобщение всего того, что происходит от энергии первичных позывов (либидо), т.е. это – половая любовь с целью совокупления, а также любовь к себе, любовь родителей, любовь детей, дружба и общечеловеческая любовь. Фрейд утверждал, что его понятие «либидо» в принципе совпадает с платоновским понятием «эрос».

Фрейд различает два течения любви - нежное и чувственное. В норме они должны сливаться вместе в половой любви, в противном случае человек обречен страдать импотенцией (фригидностью). Нежное (зарождается еще в раннем детстве) сначала направлено на членов семьи, на тех, кто занят воспитанием ребенка. При половом созревании к нежному течению присоединяется чувственное. Ему свойственно фиксироваться на объектах первого инфантильного выбора. Однако там оно натыкается на препятствия запрета и стыда кровосмесительства (инцеста) и потому стремится поскорей перейти на посторонних людей, с которыми возможно половое сожительство. Выбор этих посторонних опирается на образцы первичной инфантильной привязанности; со временем на них переносится и нежность, направлявшаяся прежде на первых избранников. Таким образом, нежное и чувственное течения должны слиться воедино.

Психолог неофрейдист Э. Фромм в своей книге «Искусство любви» (под ред. Д. А. Леонтьева; 2005) понимает любовь как «ответ на проблему человеческого существования». Способ преодоления этого, по Фромму, и есть любовь. Любовь, пишет он, это «активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим». Он особенно обращает внимание на то, что смысл любви – в слиянии с другим человеком, соединении с ним без утери собственного «я», слиянии на основе равноправия и доброты. Именно такая любовь способствует выходу человека из экзистенциального кризиса, делая его счастливым.

Э. Фромм выделяет пять типов любви: братскую, материнскую, эротическую, любовь к самому себе и любовь к Богу. Он выделяет в любви заботу, ответственность, уважение друг к другу, знание особенностей другого, непременное для любви ощущение удовольствия и радости.

Э. Берн (1998) определяет любовь как – «наиболее полное и наиболее благородное из всех отношений и включает в себя самое лучшее из всех остальных отношений: уважение, восхищение, страстность, дружбу и интимность». В терминах транзактного анализа, это возможно лишь тогда когда Родитель теряет свою зоркость и настороженность, а Взрослый свою предусмотрительность. Любовь здесь – это отношение Ребенок – Ребенок.

По Э. Эриксону (Л. Б. Шнейдер; 2005), положительное качество, которое связано с интимностью – это любовь. В дополнение к ее романтическому и эротическому смыслу Эриксон рассматривает любовь как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

В. Франкл ( под ред. А. А. Реана; 2007) утверждал, что любовь является единственным способом понять другого человека в глубочайшей сути его личности. Никто не может осознать суть другого человека если не полюбит его. В духовном акте любви человек становится способным увидеть существеннейшие черты и особенности любимого человека. И более того, он видит потенциальное в нем. Кроме того, любя, любящий человек заставляет любимого актуализировать свою потенциальность. Помогая осознать то, кем он может быть и кем он будет в будущем, он превращает эту потенциальность в истинное.

Характеризуя три «ступени» любви – низшую (сексуальное отношение), эротическую (увлеченность), любовь в собственном смысле слова – и отдавая должное высшей, В. Франкл вместе с тем отрывает ее от остальных. Он говорит, что «любовь так мало направлена на тело любимого, что она легко может пережить его смерть».

Потребности принадлежности и любви занимают третий ряд в пирамиде А. Маслоу (Л. Б. Шнейдер; 2005). Эти потребности играют значительную роль в нашей жизни.

Маслоу определял два вида любви взрослых: дефицитарная, или Д-любовь, и бытийная, или Б-любовь. Д-любовь основана на дефицитарной потребности – это любовь, исходящая из стремления получить то, чего нам не хватает, например, самоуважение, секс или общество кого-то, с кем мы не чувствуем себя одинокими. Таким образом, это эгоистическая любовь, которая берет, а не дает. Б-любовь, наоборот, основана на осознании человеческой ценности другого, без какого-либо желания изменить или использовать его. Маслоу определял эту любовь как любовь «бытия» другого, несмотря на его несовершенства. Она не собственническая, не назойливая и в основном касается поощрения в другом человеке его позитивного представления о себе, самопринятия, чувства значимости любви – всего, что позволяет человеку расти. По Маслоу, бытийная любовь неэгоистична, бескорыстна, она ничего не требует в ответ. Сам акт любви, восприятия сущности и красоты объекта любви является своей наградой.

Маслоу утверждал, что потребности принадлежности и любви редко удовлетворяются обществом. Он утверждал, что есть доказательство существенной корреляции между счастливым детством и здоровьем в зрелой жизни. С его точки зрения любовь является основной предпосылкой здорового развития человека.

Широко представлена трехкомпонентная теория любви, автором которой является Р. Дж. Стернберг (под ред. А. А. Реана; 2007). Он определяет три основных составляющих любви: интимность, страсть, и решение/обязательство.

Интимность – чувство близости, которое появляется в любовных отношениях. Любящие люди чувствуют себя связанными друг с другом, у них общие интересы и занятия, они делятся друг с другом своими вещами, мыслями и чувствами.

Страсть – вторая составляющая любви, относится к таким видам возбуждения, которые приводят к физическому влечению и сексуальному поведению в отношениях. Компонент страсти включает романтическиеотношения, сексуальные влечения, половой контакт; как дополнительные потребности – чувство собственного достоинства, превосходство над другими, подчинение другим, самореализация.

Последняя вершина треугольника любви – решение/обязательство. Эта составляющая имеет кратковременный и долговременный аспекты. Кратковременный отражается в решении того, что конкретный человек любит другого. Долговременный аспект представляет собой обязательство сохранять эту любовь.

Кроме того, имеет смысл рассмотреть двойные комбинации трех основных характеристик:

- связь сексуальности и интимности, существующая при романтической любви, но подразумевающая любовь страстную;

- связь интимности и ответственности в рамках товарищеской или партнерской любви, из которой исключена сексуальность;

совершенная любовь, при которой три ее компонента, словно зрелый плод, находятся в состоянии равновесия, именуемого Стренбергом сбалансированным треугольником, и любовь после фазы своего развития балансирует между интимностью, сексуальностью и ответственностью.