Правила поведения начальника

8 декабря 2011

Ты мечтала стать руководителем и наконец получила долгожданное повышение. Но вдруг вместо радости испытываешь страх: каково это — быть начальником?

Несомненно. ты отличный специалист ( иначе получила ли бы повышение?), но проблема — в отсутствии управленческого опыта. В такой ситуации кто угодно начнет паниковать. ведь подчиненные — не просто приятный бонус к новой должности. но очень важные люди. от которых во многом зависит развитие твоей карьеры. Самое главное — взять себя в руки. Справиться с этой проблемой вполне реально.

СРЕДИ СВОИХ

Мария ( 26) четыре года проработала менеджером по продажам в косметической компании. и когда ее назначили руководителем отдела. в своем успехе не сомневалась. С коллегами отношения были хорошие. но все оказалось не так просто. «Испугавшись. что они подумают. будто я зазналась. решила оставаться для всех своим парнем: прощала опоздания. с пониманием относилась к необходимости взять отгул или задержать отчет, — вспоминает девушка. — В итоге подчиненные сели на шею. Продажи компании упали. и мне пришлось срочно менять стиль поведения».

С одной стороны. Мария выбрала правильную тактику. Ведь резко изменить манеру общения с людьми. которые привыкли быть с тобой на равных, — верный способ обрести недоброжелателей. С другой стороны. девушка допустила типичную ошибку — стала во всем потакать подчиненным. «Сокращение дистанции в отношениях между начальником и его работниками воспринимается некоторыми сотрудниками как разрешение уклоняться от выполнения должностных обязанностей. И один из талантов руководителя — уметь определять длину этой дистанции. Идеально. если босс ограничивается нейтральной лексикой и официальным стилем общения», — комментирует генеральный директор рекрутингового агентства PennyLanePersonnel Татьяна Долякова.

Начальник просто не имеет права быть слишком мягким.

«В такой ситуации коллеги либо сядут на шею. либо воспользуются твоей слабостью и обойдут на повороте. В заветное кресло вместо тебя сядет тот. кто не побоится казаться более строгим шефом», — добавляет психолог Ева Весельницкая.

Неприятности могут возникнуть еще и в том случае. если до назначения на руководящую должность ты тесно общалась с коллегами: рассказывала про веселые похождения по барам. а кому-то и вовсе выдавала свои семейные тайны. Основное правило карьериста — на работе надо работать. а не делиться подробностями личной жизни. Подчиненные. которым известны не только слабые стороны своего руководителя. но и пикантные детали его биографии. не могут относиться к боссу серьезно.

Психолог предупреждает: нужно быть готовой к тому. что придется перестроить отношения. стать более отстраненной — прекратить обсуждения личных переживаний с коллегами. Кстати. ты и сама наверняка замечала: чем выше у человека должность. тем меньше о нем знают сотрудники.

В ЧУЖОМ КРУГУ

На шестой год работы рядовым аудитором Елена ( 29) поняла. что готова профессионально расти дальше. Но в компании ей дали понять: перспективы повышения туманны. Девушка разослала резюме и вскоре получила должность финансового директора в другой фирме.

«Оказалось. что я заняла место горячо любимого всеми начальника. который перешел на новое место работы, — рассказывает Елена. — И весь коллектив смотрел на меня. как на чужака. Со мной холодно общались. игнорировали замечания. новые предложения воспринимали в штыки. Первые полгода приходила на работу. как на экзамен, — подчиненные испытывали на прочность буквально каждый день. В итоге проверку все-таки прошла. но как же сложно это было!»

Стратегию Елены специалисты считают максимально верной: если ты стала начальником в сплоченном коллективе. нельзя пытаться тут же разрушить былые устои. «Только ежедневная постоянная демонстрация своих навыков и компетенций разоружит самых ярых штатных агрессоров», — считает Татьяна Долякова. В такой ситуации неплохо будет усвоить простые правила самопрезентации. Например. одеваться в соответствии с принятым дресс-кодом. следить за грамотностью речи. Важно также как можно скорее запомнить всех сотрудников по именам. Спокойно. не спеша доказывать подчиненным свою состоятельность как руководителя. Постепенно выяснится. насколько каждый из твоих сотрудников профессионален. кто в большей степени лидер. кто разделяет твои мысли и цели. а кто — нет. Словом. нужно искать единомышленников. Ева Весельницкая советует начать общаться с равными тебе по горизонтали. то есть с начальниками других подразделений. Когда нужно привыкать к новому статусу. это лучший способ « вжиться в образ».

САМЫЙ МЛАДШИЙ

Когда Рита ( 27) заняла должность главного конструктора мебельной компании. ей поставили задачу — привнести в бизнес новые технологии. Талантливая девушка была полна энтузиазма. но вот подчиненные его не разделяли. «Самому младшему из них было 40. старшему — 59. Я им казалась молодой и неопытной. они искренне недоумевали. зачем меня направили руководить ими, — вспоминает девушка. — Выбивалась из сил. пытаясь объяснить. почему сейчас уже нельзя делать так. как 10 лет назад. но они лишь снисходительно хмыкали и на мое уважительное „вы“ отвечали не иначе как „деточка“. Это выбивало из колеи. и я с каждым днем теряла уверенность в себе…»

По мнению психолога. Рита изначально неправильно стала строить общение с подчиненными. Не стоит позволять обращаться к себе на «ты» и просто по имени. Ведь это офис. а не собрание с участием старших родственников. Конечно. есть исключения. когда люди. например. творческих профессий запросто обращаются друг к другу. независимо от возраста и статуса. Но если в вашей компании это не принято. не допускай панибратства. «Мариванне», в очередной раз назвавшей тебя Леночкой. можно мягко сказать: «Простите. но я Елена Николаевна!» Выдержка в данной ситуации — главное оружие", — говорит Ева Весельницкая.

Не забывай и про такой важный инструмент. как комплименты. Найди сильные стороны своих сотрудников и отметь их. Добавь также. что. освоив новые технологии. подчиненные смогут ярче проявить свой профессионализм. Важно. чтобы они могли убедиться: молодой руководитель пришел не все сломать. а построить новое и лучшее. причем вместе со старыми сотрудниками. Такой подход поможет доказать коллегам. уверенным в идеальности старой школы. необходимость изменений. «В условиях реорганизации возраст начальника не имеет принципиального значения. Главное — его профессионализм и лидерские качества», — резюмирует Татьяна Долякова.

РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ

То. что со временем ты приобретешь все необходимые профессиональные навыки. не подлежит сомнению. Поэтому на начальном этапе важно прежде всего уделить внимание своему психологическому настрою.

«Постарайся любыми способами восстановить внутреннее спокойствие. не совершать поспешных и суетливых поступков. сформировать для себя план последовательных действий. точно определив. какой результат должен быть на выходе», — советует Ева Весельницкая. Успех молодого начальника во многом зависит и от того. имеет ли человек мужество признать свои недостатки.

Также стоит помнить. что новоиспеченному руководителю важно завоевать симпатии сотрудников. Психологи уверяют: позитивный психологический контакт в большинстве случаев упрощает взаимопонимание. а значит — скорость и точность выполнения работы. С первого же дня боссу нужно научиться показывать и развивать свои лидерские качества. вдохновлять коллектив на трудовые подвиги. Главное. став начальником. не сомневайся в своих силах. Если на должность назначили именно тебя. значит. уверены в твоих профессиональных качествах. И помни: в том. что молодой руководитель чувствует себя неловко в новой должности. нет ничего страшного. Но важно определить причину неуверенности. Понять. хочешь ли ты в принципе быть начальником. ориентирована ли на вертикальную карьеру. или тебе ближе горизонтальная.

В последнем случае. кстати. тоже нет ничего плохого — это лишь означает. что тебе комфортнее отвечать только за себя.

Если ты все-таки готова к вертикальному росту. то. как советует президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров. пробелы можно восполнить. получив дополнительное образование или записавшись на тренинг.

Основные ошибки начинающего босса

1 Раздавать бесполезные задания. чтобы подчиненные не сидели без дела. Поняв. что работа сделана зря. они начнут воспринимать начальника как самодура и деспота. А вскоре перестанут выполнять и важные поручения.

2 Быть поверхностным и считать. что главная задача — руководить.

а в детали пусть вникают узконаправленные специалисты. Чем регулярнее подчиненные замечают твою некомпетентность. тем стремительнее исчезает их уважение.

3 Бросаться в другую крайность — пытаться проконтролировать все нюансы работы сотрудников.

4 ПРИНИМАТЬ ТОЛЬКО СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ. ХОРОШИЙ НАЧАЛЬНИК УМЕЕТ ИНОГДА ( НО. КОНЕЧНО. НЕ ЧАСТО!) ПРИЗНАТЬ СВОЮ НЕПРАВОТУ.

ТЕКСТ: Екатерина Бабкова