Психология обмана

В мире живёт много обманщиков, но ещё больше людей, которых обманывают. Так и должно быть, иначе обманщики окажутся в минусе, если на каждого честного человека их будет приходиться 5 или 10. Но как удаётся ввести в заблуждение абсолютно адекватных людей? Для этого существует психология обмана. Основывается она на знании тех процессов, которые нескончаемой чередой идут в человеческом мозге. Они порождают мышление и эмоции, которые неразрывно связаны с памятью человека. условными рефлексами, вниманием, стереотипами поведения, утомлением.

К примеру, внимание человека всегда концентрируется на ограниченном числе объектов. Этим и пользуются различные нечистоплотные граждане. Многие наверно слышали рассказ о человеке, который каждый вечер вывозил в металлической тележке с завода мусор. Охранники тщательнейшим образом проверяли его, думая, что человек в мусоре вывозит с завода что-то запрещённое. Но ничего предосудительного не находили, и тележка с отходами благополучно оказывалась за воротами.

Прошли годы, и ни разу не попавшийся на воровстве работник вышел на пенсию. Когда он последний раз выходил из проходной, один из охранников у него спросил: "Скажи, но что же всё-таки ты воровал на заводе?" – "Я воровал тележки", – ответил бывший работник.

Это пример, когда, концентрируясь на одном, люди совсем упускают из вида другое. Но это лишь маленькая часть многоликого обмана. Существует множество способов запутывания людей путём увеличения информационного потока. Человеку предлагают что-то продать или купить. При этом заговаривают его, давая сдачу, просят добавить денег, потом ещё добавить. В результате или выманивают крупную сумму денег, или вообще оставляют без всего.

А проверка чужого паспорта. Иногда никто даже не интересуется фотографией, смотрят лишь прописку. А на фото может быть изображён вообще другой человек, а бывает, что паспорт принадлежит человеку другого пола. Всех интересует прописка, поэтому концентрируются именно на ней, а ведь важно учитывать все детали, чтобы не оказаться жертвой мошенников.

Психология обмана неразрывно связана с утомляемостью. Это процесс, когда ослабевает внимание. Именно в подобных ситуациях нечистоплотные люди чувствуют себя, как рыба в воде. Но не только нечистоплотные. В бизнесе также очень часто используется это свойство психики. Решить с пользой для себя какой-то важный вопрос можно именно в то время, когда оппоненты устали.

Для этого лучше всего собраться в конце рабочего дня в плохо проветриваемом помещении и растянуть встречу часа на два. Для присутствующих это станет настоящей пыткой. Их критическое отношение к проблеме ослабнет, и щепетильный вопрос будет решён самым благоприятным образом для заинтересованного лица.

Одним из важнейших свойств нервной системы является привыкание к раздражителям. Если вокруг всё время одна и та же обстановка, то глаз человека как бы "замыливается". Он перестаёт обращать внимание и на новое, которое появилось совсем недавно. То же самое касается и слуха. Человек привыкает к бою стенных часов и не слышит его. Поэтому, к примеру, во время войны разведчиков, наблюдавших за вражескими позициями, часто меняли. Они переставали обращать внимания на незначительные изменения, то есть упускали мелочи, которые всегда и являются главными. А вот новый человек воспринимал обстановку совсем по-другому и видел то, чего не замечали его предшественники.

Прекрасным способом обмана считается какое-то отвлекающее действие. Люди всегда реагируют на резкий посторонний шум. Этим пользуются мошенники в местах общественного питания. Так в одном из областных центров очень долго работала парочка в привокзальной забегаловке. Мошенница устраивалась напротив посетителя, а её подельник, работавший барменом, бросал на пол железный поднос. Человек оборачивался на грохот, а женщина в это время опускала ему в напиток таблетку снотворного. Через некоторое время жертва засыпала, и злоумышленники её грабили.

Это так называемый ориентировочный рефлекс. Он всегда срабатывает, когда раздражитель громкий и неожиданный. Если же звук будет недостаточно сильным, то человек может и затормозить рефлекс усилием собственной воли.

Мошенники также учитывают рефлексы, свойственные только мужскому или женскому полу. Здесь психология обмана принимает очень изощрённые формы. Сидит мужчина на базаре, торгует фруктами. Но сидит не просто так, а на мешочке, в котором хранятся деньги. Подходит эффектная молодка в короткой юбке. Покупает у продавца пару яблок, а когда начинает рассчитываться, то роняет мелочь на пол. Естественно, нагибается и начинает собирать рассыпавшиеся рубли. Ну а мужчине что остаётся делать? Конечно, он привстаёт и начинает рассматривать аппетитные формы. В это время мешочек с деньгами у него и тырят. И садится бедняга на жёсткую скамейку, а дневная выручка пропадает.

У женщины срабатывает рефлекс, если неожиданно дёрнуть её юбку вниз. В этом случае дама выпускает всё, что есть у неё в руках, чтобы как можно быстрее натянуть материю на бёдра и закрыть свои интимные места. Такой способ иногда используют цыганята, если видят туристку с дорогой видеоаппаратурой. Но объективности ради надо заметить, что обмануть женщину сложнее, чем мужчину. так как она гораздо практичнее. Ещё Черчилль сказал: "Обмануть можно политика, учёного, банкира, рабочего. Невозможно обмануть лишь домохозяйку".

Давно замечено, что в такой игре как напёрсток, с женщинами всё время возникают проблемы. Мужчина играет до конца, пока не проигрывает последнюю копейку. А вот прекрасный пол может прекратить игру после второй ставки, когда жертве ещё идёт выигрыш, чтобы завлечь её в криминальную схему окончательно и бесповоротно. Многие дамы напрочь лишены чувства риска. Они расчётливы и прагматичны, при этом не теряют голову и предпочитают довольствоваться малым. Но этого нельзя сказать обо всех женщинах. Вспомним хотя бы роман Достоевского "Игрок". Так что исключения бывают, но они, как известно, только подтверждают правило.

В заключении следует заметить, что хотя психология обмана и является очень эффективным орудием мошенников, но базируется в основном на стереотипах поведения людей. Если такие стереотипы "сломать", то мошенник окажется абсолютно беззащитным, а вся его хитро выстроенная схема тут же развалится. Лучшее оружие в подобных ситуациях – грубость или молча пройти мимо. Это самый эффективный способ. Злоумышленник никогда не будет проявлять навязчивость. Он просто переключится на более покладистых людей. Ну а против карманников оружие одно – прячьте деньги как можно дальше, чтобы до них очень трудно было добраться. И никогда не появляйтесь в местах массового скопления людей в нетрезвом состоянии. Пьяный человек – самая желанная жертва для мошенников.