Психология обиды

Обида – чувство, которое знакомо любому человеку с самого раннего детства. И эту эмоцию нельзя отнести к числу приятных переживаний, а некоторые люди становятся ее заложниками.

Всю жизнь они испытывают обиды, не понимая, как справиться с повышенной обидчивостью. Чтобы решить эту проблему – нужно найти истоки обид, постараться управлять этим чувством, познавая свою личность и желания.

Как появляется обида

Чаще всего обида возникает в тот момент, когда окружающие люди не оправдывают ожидания, задевают чувства или ущемляют интересы. Чаще всего обиду испытывают люди с заниженной самооценкой, которые не ценят свою личность и зависят от суждений окружающих людей.

Психологи говорят о двух основных механизмах формирования обиды:

1. Самые первые обиды появляются еще в детстве, когда человек полностью зависит от своих родителей. Они решают за него, что делать, куда идти, во что одеваться. С возрастом ситуация не меняется, человек хочет, чтобы окружающие все решали за него .

А если этого не происходит, он обижается. Очень часто подобное потребительское отношение встречается в семье. В некоторых случаях партнер не поддается манипуляциям и оставляет супруга, чтобы тот нашел себе того, кто решит все проблемы;

2. Иногда обида возникает тогда, когда человек не хочет работать за других, выполняя их работу. Особенно часто обидчивость проявляется у тех людей, которые длительное время усердно и тяжело работают на пределе сил.

Они испытывают трудности в выполнении сложных дел, которые изначально должны выполняться другими людьми. Когда сил на остается, накапливается раздражение, злость и выливается в обиды .

Таким образом, важно понять, что именно лежит в основе обиды. Если помощь другим людям, которая осуществляется, как казалось, на добровольных началах, приводит к росту раздражения, вспышкам гнева и обидам, значит на самом деле подсознательно хочется получить ответной заботы. Это нормально, подобное положение дел следует принять, а не разрушать личность.

И в первом и во втором случае обиженный человек понимает, что ему чего-то мало, но понять, чего именно, можно только из ситуации.

Виды обиды и их причины

В зависимости от того, какие причины вызывают обиды, их можно разделить на следующие типы:

  • Чаще всего встречаются нечаянные обиды. Человек даже не хотел обижать своего собеседника, сказал неосторожное слово или предпринял действия, которые оказались прочной обиды. В этом случае обида чаще всего, быстро забывается, особенно, если обидчик осознает происшествие и принесет свои искренние извинения. Нечаянные обиды чаще всего встречается в детском возрасте. Но и взрослые иногда обижаются на людей, которые своими поступками заставляют испытывать недовольство и злость, хотя причина может быть в том, что обидчик просто не следует принятым шаблонам. Он не виноват в обидах окружающих людей;
  • Более сложная ситуация наблюдается с намеренными обидами. Когда обидчик намеренно своими действиями провоцирует собеседника, оскорбляет его в расчёте на определенную негативную реакцию. В этом случае испытывать обиду естественно, но непродуктивно. Лучшим выходом будет не давать никаких негативных реакций, не давая провокатору добиться желаемого результата, вывести их равновесия;
  • Психологам знакома и проблема мнимых обид. Иногда совершенно простые житейские ситуации оказываются причиной обид, которые можно отнести к надуманным. Такая обидчивость присуща тем людям, которые стараются привлекать максимум общественного внимания к своей персоне. Часто завышенная самооценка и излишняя гордость приводят к тому, что человек уверен в своем превосходстве над другими. Эту личность легко обидеть, ведь она ожидает только самых высших оценок и наилучшего к себе отношения;
  • Самым сложным случаем становятся ситуации, когда возникают скрытые обиды. Человек даже не подает вида, что его терзает обида, он и себе не признается в ее наличии, хотя негативная эмоция присутствует, но уходит в глубины подсознания. Найти такой разрушающий личность фактор необходимо, чтобы двигаться дальше и развиваться в личностном плане. Психологи советуют по возможности полностью разрешать все ситуации, оставившие после себя неоднозначные эмоции.