Психология людей пожилого и старческого возраста

;font-family:'Arial';color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Лекция 22

;font-family:'Arial';color:#808080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Основы возрастной психологии

;font-family:'Arial';color:#000080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">СОДЕРЖАНИЕ

    ;font-family:'Arial';color:#000080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Определение и содержание предмета возрастной психологии…………………………….с.1 ;font-family:'Arial';color:#000080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Структура возрастной психологии, ее связь с другими науками………………………. с.2 ;font-family:'Arial';color:#000080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Понятие возраста в психологии…………………………………………………………………. с.2 ;font-family:'Arial';color:#000080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Основные группы периодизации развития в отечественной и зарубежной психологии.с. 3 ;font-family:'Arial';color:#000080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Развитие психики ребенка в младенческом возрасте (0 - 1 год)…………………………. с.6 ;font-family:'Arial';color:#000080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Развитие психики ребенка в раннем детстве (1-3 года)……………………………………. с.8 ;font-family:'Arial';color:#000080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Развитие психики ребенка в дошкольном возрасте (3 года – 6-7 лет)…………………… с.10 ;font-family:'Arial';color:#000080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Развитие психики младшего школьника (6-7 – 10-11 лет)…………………………………..с.13 ;font-family:'Arial';color:#000080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Психологические особенности подростка……………………………………………………. с.16 ;font-family:'Arial';color:#000080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Психологические особенности старшего школьного возраста…………………………… с.19 ;font-family:'Arial';color:#000080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Психология взрослого человека……………………………………………………………… с. 21 ;font-family:'Arial';color:#000080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Психология зрелости …………………………………………………………………………. с. 25

;font-family:'Arial';color:#000080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> 13.Психология людей пожилого и старческого возраста ……………………………………. с. 28

    ;font-family:'Arial';color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Определение и содержание предмета возрастной психологии

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Для обозначения данной области психологического знания используют несколько понятий: 1) возрастная психология; 2) психология развития; 3) генетическая психология.

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1-ая делает акцент на возрастных особенностях психики; 2-ая изучает сам процесс психического развития.

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Составляющими ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">предмета возрастной психологии ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> являются:

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">изменения ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой; при этом изменения могут быть различны:

    ;font-family:'Arial';text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">количественные ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> (увеличение словарного запаса, объема памяти. ); ;font-family:'Arial';text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">эволюционные ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> - накапливаются постепенно, плавно, медленно; ;font-family:'Arial';text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">качественные ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">(усложнение грамматических конструктов в речи - от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию); ;font-family:'Arial';text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">революционные ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> - более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов; ;font-family:'Arial';text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ситуационные ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> - связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении;

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">понятие возраста – ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека.

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Психологический возраст ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">(Л.С. Выготский) - качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Например, психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой - позже. Особенно сильно "плавают" границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">закономерности ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">, механизмы и движущие силы психического развития;

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">детство ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> - предмет возрастной психологии по Обуховой - период усиленного развития, изменений и обучения.

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В большинстве источников ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека.

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;font-family:'Arial';color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2. Структура возрастной психологии, ее связь с другими науками

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека.

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Выделяется 3 раздела возрастной психологии:

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">детская психология (от рождения до 17 лет);

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">психология взрослых, зрелых возрастов;

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">геронтология или психология пожилого возраста.

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">общей ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> психологией, ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">психологией человека ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">, ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">социальной ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">, ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">педагогической ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> и ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">дифференциальной ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> психологией. Как известно, в ;font-family:'Arial';text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">общей психологии ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> исследуются психические функции - восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции на разных возрастных этапах. В ;font-family:'Arial';text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">психологии человека ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д. а возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте. Связь возрастной психологии с ;font-family:'Arial';text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">социальной ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> показывает зависимость развития и поведения ребенка от особенностей тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний. Возрастная и ;font-family:'Arial';text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">педагогическая ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> психология как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных сторон: возрастная психология с точки зрения ребенка, педагогическая - с точки зрения воспитателя, учителя. Помимо возрастных закономерностей развития существуют и индивидуальные различия, которыми занимается ;font-family:'Arial';text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">дифференциальная психология ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">: дети одного возраста могут обладать разным уровнем интеллекта и разными личностными свойствами. В возрастной психологии изучаются возрастные закономерности, общие для всех детей. Но при этом отмечаются и возможные отклонения в ту или иную сторону от всеобщих линий развития.

Кроме наук психологического цикла возрастная психология связана с философией, анатомией, физиологией, педагогикой.

;font-family:'Arial';color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3. Понятие возраста в психологии

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1) ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Хронологический возраст ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);

2) ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Биологический возраст ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">– ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.);

    ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Психологический возраст ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">– ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">определенный уровень развития психики, в который включается следующее.

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> а) ;font-family:'Arial';text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Умственный возраст.

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Для определения умственного возраста детей от 4 до 16 лет используется тест Векслера, который включает вербальные и данные в наглядной (образной) форме задания. При его применении получают суммарный "общий интеллектуальный показатель".

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Психолог вычисляет IQ - интеллектуальный коэффициент: ;font-family:'Arial';text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">умственный возраст ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> x 100%

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">IQ = хронологический возраст.

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">б) С ;font-family:'Arial';text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">оциальная зрелость ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> - SQ - социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает).

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в) Э ;font-family:'Arial';text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">моциональная зрелость ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость.

В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.

;font-family:'Arial';color:#0000ff" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Основные группы периодизации развития в отечественной и зарубежной психологии

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, т.к. их авторы в основу заложили разные критерии.

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Л.С. Выготский выделял 3 группы периодизаций:

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">I. ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Для первой группы ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> характерно построение периодизации НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО, НО СВЯЗАННОГО С САМИМ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КРИТЕРИЯ. Примером могут служить периодизации, созданные по ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">биогенетическому принципу ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1) Периодизация ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Рене Заззо ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства):

0-3 года раннее детство

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3-5 лет дошкольный возраст

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">6-12 лет начальное школьное образование

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">12-16 лет обучение в средней школе

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">17 и старше высшее или университетское образование

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2) ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Павел Петрович Блонский ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак - появление и смену зубов.

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">0-8 мес. - 2,5 года - беззубое детство

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2,5 - 6,5. лет - детство молочных зубов

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">6,5 и старше - детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости)

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">II. ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Для второй группы ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> характерно построены на основе ОДНОГО, ПРОИЗВОЛЬНО ВЫБРАННОГО автором, ВНУТРЕННЕГО критерия.

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1) ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Зигмунд Фрейд ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, - поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д.

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">0 - 1год – оральная стадия (эрогенная зона - слизистая рта и губ). Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши - собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного "Оно" формируется "Я" ).

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1 - 3 года – ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">анальная ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">стадия (эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника). Формируется опрятность, аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция - "Сверх-Я" как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть).

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3 - 5 лет – ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">фаллическая ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">стадия (высшая стадия детской сексуальности). Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования "Сверх-Я".

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">5 - 12 лет – ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">латентная ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">стадия как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из "Оно", хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">12 - 18 лет – ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">генитальная ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> стадия соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению.

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2) Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур (см. упрощённую схему, данную в таблице). Сначала формируются сенсомоторные структуры - системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций - системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально - логических операций.

Основной критерий - интеллект.

    ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">от 0 до 1,5-2 лет ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">сенсомоторная стадия ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название "сенсомоторный"). ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> от 2 до 7 лет – дооперациональная стадия: мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья). ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> от 7 до 12 лет – стадия конкретных операций: возникновение элементарного логического рассуждения. ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">от 12 лет – стадия формальных операций: формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме.

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3) Периодизация Колберга, основанная на изучении уровня морального развития человека. ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

Выявленные в исследованиях Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">I уровень: Страх наказания (до 7 лет).

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1. Страх перед правом силы.

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2. Страх быть обманутым и недополучить благ.

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">II уровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет).

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением.

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">III уровень: Совесть (после 16 лет).

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">5. Желание соответствовать своим нравственным принципам.

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">4) Э. Эриксон. Периодизация личностного развития

;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Стадия развития