Гендерная психология – психология пола

В настоящий момент как в рамках отдельных наук, использующих гендерный подход в изучении и анализе явлений, так и в самих гендерных исследованиях как отдельной области научного знания отсутствует единство в понимании и определении понятия гендерная идентичность. Однако возможно все-таки вывести некоторые общие идеи и принципы в понимании гендера, механизмов его формирования и гендерной идентичности:

· Гендер является одной из базовых характеристик личности, обусловливающих психологическое и социальное развитие человека. Многокомпонентная структура гендера определяется четырьмя группами характеристик: биологический пол; гендерные нормы и

поведение, гендерные стереотипы; гендерная идентичность.

· Гендерная идентичность понимается как аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола. Гендерная идентичность - это особый вид социальной идентичности личности.

· Гендерная роль – поведение, нормативно ожидаемое от индивидов мужского и женского пола; другими словами, это поведение, рассматриваемое как подобающее мужчинам и женщинам.

В психологической науке, мы наблюдает достаточно активное использование понятий и концепций гендерной теории. Гендерные исследования в российской психологии в настоящий момент все больше оформляются в самостоятельный раздел психологического знания. Сформулировано и институционализировано (изданы учебники, пособия, читаются учебные дисциплины в вузах и колледжах) определение гендерной психологии как отрасли психологической науки, изучающей "закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола, обусловленные половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией". Определены и ведутся конкретные прикладные исследования в области психологической поддержки личности в различных направлениях: гендерные различия и характеристики личности, гендерная социализации, гендерные отношения и др.

Можно выделить три направления в изучении и применении результатов психологического гендерного исследования [9].

В первом направлении предметом исследования являются половые различия между психологическими свойствами или состояниями мужчин и женщин (особенностями внимания, памяти, эмоций или поведения, различия личностных и профессиональных выборов и т.д.).

Во втором направлении предметом исследования оказывается гендерная социализация (факторы, этапы, проблемы).

В третьем направлении предметом исследования выступают конструкты маскулинности (совокупность признаков, отличающих мужчину от женщины), андрогинности (сохранение отчетливой половой идентичности, при обладании высоких потенциалов и маскулинности и феминности), феминности (совокупность признаков, отличающих женщину от мужчины), а также их связь с другими психологическими свойствами и состояниями. Маскулинность и феминность – генетически заданные свойства психики, формирующиеся под влиянием социальных факторов.

Третье направление отличается от первого тем, что рассматривает гендерную идентичность преимущественно в наибольшей удаленности от биологической составляющей пола, а от второго тем, что стремится не к оценке и коррекции личности, а к пониманию и фасилитации ее индивидуальной гендерной идентичности. Третье направление рассматривается нами как наиболее перспективное в плане изучения многообразия (инвариантности) тендера и переживаний личностью своей гендерной идентичности в пространстве современного постоянно меняющегося мира. Именно это направление уж если не решит теоретикометодологические задачи, стоящие перед гендерной психологией и гендерными исследованиями, то будет содействовать выполнению высокого психотерапевтического запроса со стороны личности, находящейся в сложных кризисных условиях современного общества.

Значение половой идентичности для систематизации представлений о себе до сих пор активно обсуждается в научной литературе. Так, Р. Бернс считает, что осознание себя как представителя определенного пола не имеет большого веса в Я-концепции взрослеющего человека. С другой стороны, Ф. и Р. Тайсоны, например, уделяли этому фактору серьезное внимание, указывая на то, что в разные возрастные периоды наблюдается то усиление, то ослабление позиции этого аспекта образа Я в Я-концепции личности.

Половая идентичность обусловлена биологически. "Следует сказать, что роль биологических процессов состоит в согласовании между собой хромосомного, гормонального, морфологического и социального факторов, в совокупности определяющих нормальное развитие чувства половой идентичности" (Баттерворт Дж. Харрис М.).

Итак, биологический пол индивида включает в себя несколько компонентов, последовательно формирующихся в процессе развития организма:

o хромосомный (генетический пол), который определяется в момент зачатия;

o гонадный пол - формирование мужских или женских половых желез;

o гормональный пол зародыша, от которого зависит дифференциация гениталий - половых органов;

o морфологический пол - строение внутрирепродуктивных органов и наружных гениталий;

o пубертатный пол - связанный с половым созреванием гормональный пол, ответственный за появление вторичных половых признаков.

Хромосомный фактор - это тот кариотип (набор хромосом), который характеризует биологического мужчину и женщину. В мужском кариотипе - 46 ХУ хромосом, в женском - 46 ХХ хромосом. Давно установлено, что факторы пола локализованы в специальных половых хромосомах. Факторы, определяющие мужской пол, локализованы в У-хромосоме, а факторы, определяющие женский пол, - в Х-хромосоме. Отклонения от нормального числа половых хромосом в клетках человека, приводят к аномалиям полового развития,

Гормональный фактор обусловлен образованием в половых железах (гонадах) стероидных гормонов. Гормоны регулируют половую дифференциацию и процесс полового размножения. Мужским половым гормоном, синтезируемым в семенниках, является тестостерон, а женским половым гормоном, синтезируемым в яичниках - эстроген.

Морфологический фактор определяется строением тела мужчины и женщины. Он выражается в более мощном развитии у мужчин скелета и мускулатуры, волосяного покрова на лице и проч. у женщин - в развитии грудных желез, более низком (по сравнению с мужчинами) росте, наличии округлых форм тела и жировой ткани.

Социальный фактор определяется теми стереотипами поведения, которые в обществе ассоциируются с мужским и женским, и определенным стилем поведения родителей, который выбирается ими в соответствии с биологическим полом ребенка. Так, например, родители могут негативно реагировать на плаксивость мальчика, на резкость и агрессивность девочки, но поощрять у мальчика активно-наступательные формы поведения, а у девочки - нежность, ранимость и незащищенность.

Половая идентичность - это "психологическая система, которая соединяет и интегрирует личностную идентичность с биологическим полом и на которую оказывает значительное влияние объектные отношения, идеалы Суперэго и факторы культуры" (Тайсон Ф. Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. С. 335).

С самых первых дней рождения ребенка родители начинают относиться к нему не просто как к новорожденному, а как к мальчику или девочке. Считается, что фантазии и ожидания женщины во время беременности влияют на ее первоначальные реакции по отношению к ребенку. Двух-трехлетний малыш, имея достаточно диффузное представление о половых различиях, может тем не менее назвать себя мальчиком или девочкой. Подражание, предпочтения в выборе игрушек и игр способствуют в этом возрасте процессу осознания себя как представителя того или иного пола. Самым интенсивным в этом смысле возрастом является период с 4 до 6 лет (фаллическая стадия по З. Фрейду). В этот период ребенок (ранее участвующий в диадных отношениях с матерью) включается в триадные отношения (Я, мать, отец). Это позволяет ему обнаружить различия между мужчинами и женщинами и идентифицировать себя с определенным полом.

Под культурой личности имеется в виду ее ценностные ориентации, уровень воспитанности и образованности, нравственного и эстетического развития, приобщенности к культурному наследию человечества.

Инкультурация – это процесс усвоения индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий, в которых ассимилированы духовные и материальные продукты деятельности человека в различных эпохах.