Что такое кризис 30 лет (кризис среднего возраста)? Психологические аспекты семейных отношений

Что такое кризис 30-летия? Многие ошибочно считают, что этот кризис касается лишь только некоторых мужчин и женщин. Для мужчин в это время характерна смена работы или изменение образа жизни, но их сосредоточенность на работе и карьере не меняется. К примеру, это те мужчины, которые до 30-ти лет пытались продвинуться по карьерной лестнице, обеспечить себя материально, стремились к независимости и уверенности в завтрашнем дне, а подходя к к 30-ти годам, вдруг поняли, что не сбылось и половины того, к чему они стремились – в итоге они впали в панику и депрессию, вот вам и кризис 30-летия. Для некоторых женщин кризис 30-летия, если и как-то себя проявляет, то только в осознании того, что они перестают быть юными девушками, и им с каждым годом все больнее наступает на пятки старость. Такие рассуждения в корне не веры. Кризис 30-летия случается в жизни каждого из нас независимо от нашего пола, материальной обеспеченности, внешних данных. Он затрагивает совершенно разные стороны нашей жизни и у каждого эта сторона своя.

Каждый человек на рубеже 30-ти лет выносит для себя свой урок. Кто-то теряет семью, кто-то друзей, кто-то работу, кому-то приходится столкнуться с неизлечимой болезнью. Почему так происходит и почему именно в 30 лет?

В 30 лет мы по-другому расставляем приоритеты, пытаемся изменить свою жизнь, по новому начинаем смотреть на многие вещи. После 29,5 лет мы стартуем в новую жизнь с тем, что каждый из нас наработал до этого времени, и если стартовать нам не с чем, мы начинаем все сначала. Также приближаясь к 30-ти годам, мы начинаем замечать, что не только в нас произошли перемены, и мы что-то переоценили и стали серьезнее относиться ко многим вещам, но и окружающие стали нас воспринимать иначе. В психологии есть такой термин – кризис 30-ти лет. На самом деле ничего страшного в слове «кризис» нет. Просто в это время человек переосмысливает свои жизненные цели, выбор профессии, ценности и принципы, задумывается о том, какого положения он хотел бы достичь через 10-20 лет и какими способами можно это сделать. В результате прохождения возрастного кризиса человек может приобрести как положительные, так и отрицательные качества. То есть кризис – это период, когда некоторое количество психологических особенностей человека переходит в новое качество его личности.

Через кризис проходят и мужчины и женщины, у них лишь смещены акценты – у мужчин в сторону утверждения в профессии, ведь иногда выбранная сфера деятельности оказывается совсем не той, что могла бы привести к ощущению успеха. Кроме того, юбилей 30 лет у мужчины часто совпадает со сменой идеалов и, соответственно, возникает вопрос самоидентификации – насколько я соответствую этим идеалам, кто я сейчас и к чему стремлюсь в будущем?

После юбилея 30 лет у женщин переосмыслению подвергается их социальная роль. Женщин, в более молодом возрасте, ориентированных на замужество и воспитание детей, теперь начинают больше привлекать профессиональные цели. В это же время те, кто раньше активно занимался карьерой, как правило, стараются создать семью и родить детей.

Уверенность в собственных силах и осознание собственной компетентности, с одной стороны, и установление адекватного уровня притязаний на основе жизненного опыта, с другой стороны, обеспечивают человеку ощущение целостности и удовлетворенности. Люди перестают верить в чудо и решают для себя: «Мой успех напрямую связан с тем, сколько сил я готов на него потратить». Проведение свободного времени и хобби позволяют воплотить в жизнь весь потенциал личности. Прохождение человеком через рубеж 30-летия позволяет изменять свою жизнь, чтобы в дальнейшем иметь перед собой ясные цели и приоритеты. Юбилей 30 лет - это возраст расцвета личности, время, когда корректировка жизненных целей позволяет осуществлять самые смелые замыслы. Радуйтесь - все только начинается!

Физиологическая особенность этого возраста (с точки зрения функционирования всех систем организма). «Физиологически у многих девушек (примерно у 25%) половое влечение достигает своего полного развития лишь к 26-30 годам, максимума - к 28-30 годам и держится у многих на этом уровне примерно до 60 лет. У некоторых женщин значительное снижение полового влечения наступает к 45-50 годам. У мужчин потребность в половой жизни достигает максимального уровня к 25-30 годам, после чего наблюдается постепенный спад. Так, многие жены до 30 лет жалуются, что мужья их в половом отношении слишком активны, а после 30 лет чаще начинают жаловаться на недостаточную половую активность мужей».

Внешне взрослые, люди еще растут с физиологической точки зрения. С точки зрения их природных свойств они могут считаться еще маленькими и даже не подозревают об этом. Итак, молодых людей, создавших семью (средний возраст их примерно 24 года), ждет не только начало семейной жизни, но и критический период ее становления. Как известно, кризис в межличностных отношениях проявляется в частых конфликтах.

Любовь - это высшее проявление свободы человека, нельзя заставить полюбить - это противно природе человека, его экзистенции. В своей любви мужчина и женщина стремятся к созданию новой, никогда не существовавшей общности. Наверно, в этом одна из трагедий любви - она одновременно высшее проявление свободы каждого конкретного, живого любящего и одновременно стремление к общности, двое создают единое без потери (наоборот, с расцветом) в них же индивидуального.

Тайна появления любви чересчур велика, чтобы писать о ней еще что-то, все равно вывод будет тот же - это тайна. Пусть она ею и останется. С точки зрения описания возрастных особенностей периода взросления - друзья относятся друг к другу реалистично, честно, а любящие - романтично, идеализированно. Друзья относятся друг к другу по принципу: «Я думаю, что ты. », а любящие так: «Я чувствую, что ты. » Соответственно отношения в дружбе больше строятся по логике мышления, а в любви - по логике чувств. Это две разных модальности психической реальности и для интегрирования нужны особые усилия Я.

Из множества исследований современной семьи Абрамова Г. С. в книге Возрастная психология, выбрала работы В.В.Столина, В.Я.Варги, Э.Г.Эйдемиллера, В. Сатир, В.В.Юстицкого, С.Кратохвилла, Д.Варги. Они помогают описать, как человек решает важнейшую задачу своего личного развития (развития конкретного другого человека - партнера по браку) - устройство жизни в новой семье. Выделим в этой задаче несколько планов: физиологический, социальный и психологический. Все эти планы, соответствуют (в большей или меньшей степени) проявлениям жизни: реальному, фантомному и полному.

Физиологический план решения жизненной задачи создания семьи и ее существования предполагает освоение пространства своего тела и тела другого человека; тело, его свойства - реальность жизни. О том, насколько это непросто, говорят не только врачи сексологи и сексопатологи, но и психологи, и. сами люди друг другу, пытаясь понять, почему вдруг такое свое, казалось бы, знакомое-презнакомое тело становится чужим и бессильным. Дело не в болезни органов (хотя и это бывает), дело в психогенных, травмирующих душу факторах, которые буквально парализуют («убивают») тело человека. Так, например, известно, что сексуальные трудности женщин чаще всего связаны с деформированным восприятием своего тела: с боязнью прикоснуться к нему, со страхом перед негативными последствиями секса и тому подобное.

Социальный план решения задачи жизни в новой семье очень быстро становится фантомным проявлением жизни в том случае, если партнеры по браку не умеют строить новую общность, а копируют существующий в обществе идеал семьи.

Такими образованиями, как идеалы, нормы, правила, ритуалы, обычай и так далее, заполнено фантомное проявление жизни, которое, несмотря на его внешнюю неосязаемость, обладает огромной силой воздействия на человека. Все фантомные проявления жизни обладают высокой степенью жесткости, они как бы проявление смерти в жизни. Абрамова Г. С. пишет: «Воспроизведение в своей новой семье стереотипов поведения родительских семей - один из наиболее распространенных ошибочных путей решения своей личной задачи в семейной жизни. Фантомы социальных ожиданий, идеалов и норм будут вмешиваться в отношения, лишая их непосредственности, то есть жизни. Нужна большая сила Я, переживание присутствия в себе этой силы, чтобы противостоять фантомным образованиям и в себе, и в другом человеке».

Психологический план решения задач жизни в новой семье проявляется как творчество друг друга и творчество совместной общности - общего дома для двух разных, но единых душ. Познание другого и себя, проявление в другом и себе лучшего это постоянное экзистенциальное содержание семейной жизни. Если оно таково, то семейная жизнь становится жизнью полной, это ее известное всем описание как рай в шалаше с милым.

Каждый план решения задачи жизни в новой семье обладает и своими законами, как свои законы есть в мире реальном, фантомном, творческом.

Жизнь в новой семье обостряет экзистенциальные переживания не только их сложной выраженной многоплановостью, но и необходимостью конкретизировать их в действия. Причем в действия, до банальности простые, ежедневные и даже скучные: мытье посуды, уборка, приготовление пищи, совместное проведение времени и тому подобное. Так и проявляется идеальность любви, которая проходит суровый экзамен на жизнестойкость. Как? Может быть, так: «. нелепо было бы отрицать, что в нашей естественной привязанности к детям неизбежно присутствует и элемент чисто физического наслаждения.

В этой любви чувственная радость абсолютно неотторжима от душевной. Ведь дитя свое мы воспринимаем, вкушаем не только губами, обонянием, осязанием, а теплотой взгляда, настороженным вниманием слуха, всем своим существом, поглощаем его, в душе сливаясь с ним воедино и ощущая его неотъемлемой частицей своего бытия, своей сути. Неотъемлемой - и все же существующей вовне: как и во всякой любви.

Как обязательную в курсе психологии, Г. С. Абрамова рекомендует книгу Домокоша Варги «Радости родительских забот». Любовь к людям, к жизни, умение не только переживать, но и действовать, не только понимать, но и чувствовать, помогают автору этой книги быть самим собой во всем тексте.

Все объясняется тем, что решение жизненных задач создания семьи требует особого опыта жизни собственного Я и знаний, да просто информации о человеке, который рядом. Далеко не всегда любовь дает опыт, необходимый для создания семьи, она слишком сложна для этого. Создание семьи требует опыта устройства собственного Я в его психологическом пространстве, то есть опыта осознания собственной концепции жизни, собственной же Я-концепции и концепции другого человека.

Этот опыт, пишет Г.С.Абрамова, дает человеку возможность быть терпеливым, то есть не реагировать на ситуацию, а строить свое поведение хотя бы на основе минимального анализа.

Во время периода взросления человек сдает жизненный экзамен на наличие у него собственного Я и возможности воздействовать на него, возможность не только проявлять свое Я в настроении, в непосредственном эмоциональном состоянии, но и в возможности действовать по принятому в отношении себя и других людей долгу. Это предполагает четкое выражение переживания границ собственного Я, меры воздействия на другого человека и на себя. По сути это практическая этика, развертывающаяся в отношениях двух людей.

Кроме того, создание жизни в новой семье предъявляет повышенные требования к постановке и осуществлению целей, то есть к организации деятельности, ее надо осуществлять не только по настроению, но и в соответствии с общей для всех членов семьи целесообразностью.

В умении ставить цель проявляется способность человека к организации, структурированию как внешнего, так и внутреннего пространства, это способность делать их своими. Тогда ваша чашка найдет место в вашем пространстве, ваша одежда заявит о своем присутствии, и вы будете знать, что с ней делать. Можете даже почувствовать усталость платья и страдания немытой посуды, но это возможно только тогда, когда они принадлежат вам, а не вы зависите от них. Это не только искусство владения вещами, это еще и навык организации пространства своей жизни.

Главная из решения задачи организации жизни в новой семье, состоит в желании обязательно эту жизнь организовать, то есть в определенном для себя честном желании жить с другим человеком одной семьей. Тогда супружеская пара становится, как называла В. Сатир, зодчими семьи. Не рая, не ада, а семьи, предварительно честно договорившись, что они собираются делать вместе, а потом разумно, осознанно начав это делать.

Практика показывает, что очень много людей, начиная строить свою семью вместе, в то же время делают это в одиночку, так как не умеют взаимодействовать друг с другом по поводу того, что они делают, на что направляют свои усилия. Семья как что-то особое, требующее и организационных, и деловых, и эмоциональных усилий, просто никогда (или почти никогда) не обсуждается. Молодые люди попадают (особенно в первые кризисные годы) в плен фантомов, которые препятствуют осознанию новой, ими же создаваемой, реальности.

Одна из важнейших особенностей семейной жизни в том, что она действительно жизнь, созданная творчески, она не возникнет из сексуального влечения. Как писала В.Сатир: «. люди, вступающие в брак, часто по существу не знают друг друга. Сексуальное влечение может подтолкнуть их соединить свои судьбы, но оно не гарантирует ни совместимости характера, ни дружбы. Гармонично развитые люди осознают, что они сексуально привлекательны для многих. Возможность создать совместную насыщенную, творческую жизнь требует совместимости и во многих других сферах. В постели мы проводим сравнительно мало времени, сексуальная совместимость, безусловно, важна в близких отношениях взрослых людей. Тем не менее повседневные полноценные отношения требуют гораздо большего, чем сексуальное влечение супругов».

Сила Я в эмоциональной жизни человека проявляется в возможности свободно переживать свои чувства, ясно для себя и других выражать их и управлять ими так, чтобы они не разрушали отношения, а создавали их. Серьезная проблема периода взросления состоит в том, что, основанные на чувстве, семейные отношения не являются в то же время непосредственными в процессе организации совместной жизни. На них буквально обрушивается шквал стереотипов в виде ожиданий и требований, которые в силу своей омертвелости разрушают живое чувство.

Это описывают как исчезновение романтических настроений, проявление не только положительных, но и отрицательных эмоций, конфликтные взгляды на разные вещи, несоответствие поведения партнера в быту и в период ухаживания. Причем кризисная ситуация может возникнуть и без влияния какихлибо внешних обстоятельств - социальных и экономических.

Содержание кризиса - это встреча живого чувства с его двойником - симулякром - словами, в первую очередь, со словами «любишь» - «не любишь». Разобраться в их содержании для себя и сделать это достоянием совместных усилий по построению жизни в новой семье - это задача борьбы с привидениями, которые заполняют сознание ненужными ожиданиями, известными сознанию одного человека, но присутствующими совсем в другом варианте в сознании его партнера. Это может быть, например, так: «Если ты меня любишь, то сделаешь то, что я прошу», «Если ты меня любишь, то будешь знать все мои желания, даже если я тебе об этом ничего не скажу» и тому подобное.

Честный ответ на вопрос о том, что означает любить и быть любимым для каждого из супругов, - это работа по созданию общего психологического пространства, которое отличается тем, что оно не разрушает психологического пространства каждого человека, а является совсем особым образованием, которое создается усилиями двоих (а потом и всеми членами семьи). Человека, живущего счастливой семейной жизнью, можно без труда отличить в толпе по выражению спокойной уверенности и силы, которую он излучает. Он выглядит смелым, отважным, доверяющим себе и миру, знающим и чувствующим в себе свою уникальность как ценность.

Достигается это за счет того, что в психологическом пространстве семьи присутствуют в качестве его главных образующих такие элементы, которые отражают его экзистенциальность, именно они развивают чувство неповторимости у каждого члена семьи и оберегают его от превращения в раба, деспота, робота и прочих малосимпатичных персонажей, которых трудно назвать людьми. Недаром в языке есть и это слово - нелюди. В словаре оно определяется просто - это плохие, дурные люди.

Э.Шостром, например, выделяет основные причины агрессии в семейных отношениях, все эти причины являются чувствами. Если они неосознанны, то возникает жестко структурированное восприятие другого человека, которое сразу начинает играть роль симулякра. Двойственность, или, как говорят, амбивалентность их проявления не должна пугать - это чувства, у них свои правила. Это - враждебность, гнев, вина, обида, ненависть, критичность, уход, безразличие. Все эти чувства, пишет Сведощ А.М. за исключением безразличия, вызывают боль – признак жизненности отношений. Только безразличие не вызывает ее - значит, чувства умерли, психологическое пространство исчезло, наступила смерть отношений. Кто возьмется реанимировать труп?

«Живое экзистенциальное чувство, даже если оно называется гневом, бесконечно ценно, так как объединяет людей своей направленностью на их экзистенцию. Гнев смешан с заботой о том, чтобы человек проявил и сохранил свою индивидуальность, поэтому он выполняет роль свежего ветра в закрытой надолго комнате, он придает чувствам динамику, открывая людям новые свойства силы их Я. Разрешить себе искренне гневаться нельзя, это можно делать только непосредственно, то есть безмерно любя и заботясь о другом человеке. Подавленный гнев в этом смысле похож на заживо похороненного».

И ещё немного о кризисе 30 лет. Существует такое понятие как мужской климакс. В возрасте 30-ти лет, начинается гормональная перестройка, готовящая мужчину к этим переменам. Если у женщины климакс в первую очередь затрагивает детородную функцию, то у мужчины ЦНС. Отсюда и странность поведения, и детские замашки, и подростковые выходки. Предупредить это можно в первую очередь диетой и заранее (разумеется): рис+овощи+рыба; ничего жирного и острого. Не каждый мужик на это пойдет, но если вводит изменения в рацион постепенно, то он и не заметит с каким удовольствием по утрам ест кашу на воде и на ночь грызет морковку и зелень! Из зелени в первую очередь, это шпинат и сельдерей, лук-порей (очищает печень и сосуды). Что самое ужасное, эти переходные возрастные изменения могут затянутся очень надолго. Отсюда и большое количество разводов в зрелом возрасте (конечно, существуют и другие причины, но эта далеко не последняя).

Как считают психологи, важной предпосылкой позитивного разрешения кризиса середины жизни является активное освоение своего внутреннего мира, отделение своего Я от приписываемых ролей, внешности, социальных проявлений. Конструктивное разрешение этого кризиса приводит к улучшению самоорганизации и к лучшему планированию времени.

Таким образом, успешность становления семейного психологического пространства зависит от того, насколько члены семьи могут осознавать свое сходство с другими людьми. Сходство это проявляется прежде всего в существовании чувств, о них еще говорят как о базальных, то есть основных, существенных человеческих чувствах. Осознание этих чувств в любой момент жизни объединяет человека с другими людьми. В супружеской жизни таких чувств, объединяющих с другим человеком, несколько, в их экзистенциальности нет смысла сомневаться, так как все они направлены на проявление и утверждение своей уникальности как человека.

Жизнь не стоит на месте, и ты вместе с ней! Не переживай, что не успеешь всего, всё успеть невозможно! У тебя всегда есть возможность выбрать! Определи свои приоритеты. Занимайся тем, что приносит тебе радость и делает твою жизнь счастливой и наполненной! В общем, берегите своих любимых, поддерживайте и любите. И все получится!

И тогда в глубокой старости, подойдя к концу пути и подведя итоги, тебе останется только улыбнуться…

Ряснанская Г.П.

Севастопольский психологический портал

Поделитесь информацией в своем блоге, в соц. сети. со своими посетителями!