Женские модели поведения при кризисе тридцатилетия

Предложенные модели поведения – это, своего рода, классификация вариантов развития и способов выхода из кризиса тридцатилетия. Обычно кризис начинается в 28 – 32 года, когда наиболее ярко идут процессы переоценки ценностей и целей, поиска места в обществе взрослых, окончательно решаются конфликты юношеского периода, приобретаются новые обязанности.

Модели поведения женщин

Осенняя депрессия: как не поддаться хандре

«Заботливые»: о собенности самоидентификафии

Такие женщины выходят замуж в районе 20 лет (или раньше) и не планируют выходить за пределы роли домохозяйки. Им не удается разрешать задачи, которые стоят перед человеком в двадцатилетнем возрасте: обретение автономии и независимости, формирование идентичности, целостного образа «я», сочетающего разные элементы личности. Женщина может оторваться от родителей и семьи, но все равно не стать независимой: родительские функции (экономические и контроля) все равно берет на себя муж.

При такой модели существует несколько возможностей патологической идентификации: через мужа и его достижения, через детей, через секс и через накопительство.

При идентификации через мужа женщине грозит потеря собственной индивидуальности. Статус обретается через достижения мужа и обладание вещами.

Другая возможность идентификации – это стать матерью. Рождение ребенка служит «доказательством» женской сущности. Поэтому многие неработающие женщины продолжают рожать вновь и вновь, не зная, чем себя занять. В дальнейшем, когда дети вырастут и покинут дом, решение проблемы поиска себя станет еще более сложным.

Секс может стать лекарством от скуки и обыденности жизни, но не может быть полноценным средством самоидентификации. Пытаясь самоутвердиться с помощью секса, домохозяйка нередко начинает искать удовольствий на стороне.

Кризис тридцатилетия застает женщину с «заботливой» моделью поведения неподготовленной и уязвимой для ударов судьбы: она лишена самостоятельности, пассивна, экономически зависима, не имеет образования или профессии. Задача развития осложнена семейными проблемами и отставанием в профессиональной сфере от сверстников. При негативном разрешении кризиса возможна регрессия на предыдущую стадию развития, возникновение неврозов .

«Или – или»: Эффективная модель

Эти женщины в 20 лет должны сделать выбор между любовью и детьми или работой и образованием. Различают 2 типа таких женщин: одни откладывают мысли о карьере на более поздний срок, но, в отличие от «заботливых», через какое-то время все-таки намерены сделать карьеру. Другие стремятся сначала закончить образование, перенеся материнство, а зачастую и брачный союз на более поздний период.

В первом случае преимуществом является то, что женщина получает возможность проделать большую внутреннюю работу, которая поможет ей в дальнейшем точно определит свои приоритеты. В отличие от «заботливых», у таких женщин преодолен кризис перехода от ранней юности к взрослости, определены жизненные цели (семья, работа), заложен фундамент для будущей карьеры. Опасность этой модели развития состоит в том, что при откладывании разрешения кризиса на более поздний срок, возможна утеря профессиональных навыков и возросшая конкуренция среди сверстников.

Исследования женщин, выбравших второй тип модели «или- или», достаточно малочисленны. Обычно такие женщины являются первенцами в семье, матери не имеют на них влияния. Типичное содержание кризиса – внезапное осознание того, что у них осталось мало времени, ощущение одиночества. Женщины начинают посещать врачей, менять партнеров, пытаться «выскочить» замуж. Проблема в том, что независимой, достигшей определенного положения женщине трудно найти равного партнера, часто мужчины склонны опасаться их.

Выделяется также группа женщин, которым удается сбалансировать взаимность с индивидуальностью. Они сначала делают карьеру, а затем вступают в брак и становятся матерями примерно к 30 годам. Такая модель наиболее эффективна: ее преимущество в том, что можно планировать события, и женщина становится более подготовленной к кризису тридцатилетия.