Широкое признание получила точка зрения Э. Фромма на проблему детско-родительских отношений.

Читайте также:

Тема: 13 Основные подходы к проблеме детско-родительских отношений в психологической науке

1. Психоаналитический подход к пониманию сущности, содержания и значения детско-родительских отношений

2. Проблема детско-родительских отношений в индивидуальной психологии

3. Поведенческий подход к проблеме детско-родительских отношений

4. «Гуманистическая» модель детско-родительских отношений

Благодаря психоанализу проблема детско-родительских отношений, качества материнского ухода и типа воспитания стала центральной в изучении закономерностей развития личности в детском возрасте. Фундаментальным открытием психоанализа стало положение о роли матери (близкого взрослого) в психическом развитии ребенка.

В классическом психоанализе З.Фрейда влиянию родителей на психическое развитие ребенка отводится центральное место. Проблема детско-родительских отношений рассматривалась Фрейдом в контексте его теории психосексуального развития.

Согласно его теории личность – это взаимодействие побуждающих и сдерживающих сил. Изначально человек, по З. Фрейду, биологическое существо, обладающее инстинктами жизни и смерти. Энергией жизненных поступков является энергия Либидо. Человек в процессе жизни проходит несколько этапов, которые отличаются друг от друга способом фиксации либидо (удовлетворения инстинкта жизни). При этом большое внимание уделяется тому, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах (родителях). Исходя из этого, он выделяет несколько стадий психического генеза в течение жизни ребенка: оральная(0-1), анальная(1-3), фаллическая(3-5), латентная(5-12), генитальная(12-18).

Детско-родительские отношения имеют ключевое значение для развития личности на первых трех стадиях. В первые годы жизни родители (и особенно мать) – это те лица, с которыми связаны самые важные переживания.

Общение с родителями, их влияние на способы решения типичных возрастных противоречий, конфликты и неудачи адаптации сказываются в последствии, проявляются характерными проблемами уже у взрослого человека.

Оральная стадия: основной источник удовольствия сосредотачивается на зоне активности, связанной с кормлением. Ведущая эрогенная зона – рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. Важный психологический эффект имеют обычные повседневные действия родителей по уходу за ребенком.

Способ и полнота удовлетворения биологических потребностей младенца, предоставление возможности получения удовольствия от сосания закладывают основы доверия, привязанности, активности в отношении других людей на всю последующую жизнь.

Анальная стадия: Либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. Детская сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации, выделения. Влияние родителей на развитие ребенка определяется характером их поведения в процессе приучения ребенка к туалету, опрятности, поддержка стараний ребенка контролировать себя. Родители впервые обращаются к использованию наказаний. Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять запреты, итериоризиовать их. В результате происходит формирование инстанции «Я», увеличение ее контроля над импульсами «ОНО». Гибкость, терпимость, разумная требовательность родителей на этой стадии способствует появлению адекватных форм саморегуляции, позитивной самооценки, даже творческого мышления. Чрезмерное, недостаточное или неадекватное удовлетворение потребностей ребенка и предъявление требований приводит к выраженным своеобразным отклонениям в личностном развитии (фиксируются формы ифантильного, «остаточного» поведения и т.д.).

Фаллическая стадия: На данной стадии характер отношений с родителями приобретает особое значение для складывания структуры личности, для возникновения СуперЭго. характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. Детская сексуальность до этого была аутоэротичной, теперь она становится предметной, дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым. Первые люди, которые привлекают внимание ребенка – родители. Либидозную привязанность к родителям Фрейд назвал Эдиповым комплексом для мальчиков и комплексом Электры для мальчиков, определив их как мотивационно-аффективные отношения ребенка к родителю противоположного пола. Это явление состоит в переживании чувства любви, неосознанного желания обладать родителем противоположного пола и устранить родителя своего пола. К преодолению этого комплекса, к складыванию более зрелой структуры личности приводит идентификация с родителем собственного пола, заимствование его норм и ценностей, увеличение сходства в поступках и интонациях. На фаллической стадии в ходе преодоления комплекса средствами воздействия на поведения ребенка становятся инициирование у него чувства страха перед наказанием (комплекс кастрации), чувства вины.

На последующих стадиях развития по мере формирования структуры СуперЭго и интроекции социальных норм, запретов и правил, выступающих в форме родительских требований, внешняя регуляция поведения ребенка преобразуется в саморегуляции, когда основным механизмом становится моральная тревога, чувство вины, стыда, самообвинение.

Негативный детский опыт приводит к инфантилизму, эгоцентричности, повышенной агрессивности, что в последствие составляет личностные предпосылки к затруднениям в реализации собственной родительской, неприятию собственного ребенка.

На базе теории Фрейда о фазах психосексуального развития Э. Эриксон создал новую теорию – психосоциального развития.

Исходя первоначально из психоаналитических посылок, он пришел к заключению о более рациональной адаптации человека к социальному окружению, о необходимости для каждого индивида решать, скорее, не психосексуальные, а психосоциальные конфликты.

Отличия теории Э.Эриксона от тории З.Фрейда:

1. восемь стадий Э.Эриксона не ограничиваются только детством, а включают развитие и трансформацию личности в течение всей жизни от рождения до глубокой старости;

2. В отличие от пансексуальной теории З. Фрейда развитие человека по ЗЭ.Эриксону складывается из трех автономных, хотя и взаимосвязанных процессов: соматического развития, изучаемого биологией; развития социального «Я», изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого общественными науками;

Основной закон развития по Э.Эриксону – эпигенетический принцип, согласно которому на каждом новом этапе развития возникают новые явления и свойства, которых не было на предшествующих стадиях.

Существенное влияние семья оказывает на психическое развитие в раннем годы жизни человека и в большей степени затрагивает первые 5 стадий. Основы формирования здоровой личности складываются в условиях грамотной родительской позиции и увеличения контролируемого самим ребенком психологического пространства.

Орально-сенсорная (0-1):

Задача: базисное доверие против базисного недоверия.

Ценные качества: энергия и надежда

Степень доверия младенца к миру зависит от заботы, проявляемой к нему. Нормальное развитее происходит, когда его потребности быстро удовлетворяются, он не испытывает долгого недомогания, его баюкают и ласкают, с ним разговаривают и играют. Поведение матери уверенно и предсказуемо.

Мышечно-анальная (2-3):

Задача: автономия против стыда и сомнения.

Ценные качества: самоконтроль, сила воли

На первый план выходит развитие самостоятельности на основе моторных и психических способностей. Ребенок осваивает различные движения. Если родители предоставляют ребенку делать самому то. Что он может, у него вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами. Своими побуждениями, самим собой и, в значительной, мере средой.

Локомоторно-генитальная (4-5):

Задача: инициатива, предприимчивость против чувства вины

Ценные качества: целеустремленность

К началу этой стадии ребенок уже приобрел множество физических навыков, начинает сам себе придумывать занятия, а не просто отвечать на действия и подражать им. От того, как родители реагируют на затеи ребенка, зависит перевес качеств в характере. Дети. Которым предоставляется инициатива в выборе деятельности, вырабатывают предприимчивость. Закрепляет ее готовность родителей отвечать на вопросы и не мешать фантазировать и затевать игры.

Латентная (6-11):

Задача: трудолюбие, умелость – чувство неполноценности

Ценные качества: систематичность и компетентность

Годы начальной школы. Ребенок проявляет способность к дедукции, организованным играм, регламентированным занятиям. Интерес к, тому, как устроены вещи, как их приспособить, освоить.

Когда родители поощряют детей строить, мастерить, рукодельничать и т.д. хвалят за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость, способности к техническому творчеству. Когда родители видят в занятиях ребенка одно «баловство», это способствует выработке у ребенка чувства неполноценности.

Подростковый возраст и ранняя юность:

Задача: идентичность – смешение ролей

Ценные качества: посвящение и верность

Влияние родителей на этой стадии косвенное. Если подросток благодаря родителям выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, то его шансы на идентификацию, т.е. осознание собственной индивидуальности значительно увеличиваются.

Проблема детско-родительских отношений затрагивается Э.Эриксоном и на стадиях взрослости. В зрелом возрасте выполнение родительской функции (в узком смысле - по отношению к своим детям и в широким – заботы о младшем поколении общества, об их будущем) составляет одно из важнейших направлений личностного развития. Продуктивность, генеративность взрослого человека, понимаемая как помощь детям в их становлении, противостоит инертности, застою, личностной деградации в зрелости. Достижения потомков, детей внуков, учеников вносят вклад в чувство личностной самореализации человека в старости.

Ученый рассматривал такие вопросы как роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка, особенности материнской и отцовской любви.

В концепции Э. Фромма материнская и отцовская любовь рассматриваются как имеющие разную природу, генезис, формы проявления и оказывающие различное влияние на развитие ребенка.

Фромм, анализируя традиционную семью, противопоставлял материнскую и отцовскую любовь как любовь безусловную и любовь требовательную. Материнская любовь по своей природе безусловна. Мать изначально признает самоценность ребенка и строит отношения по типу альтруистической любви, готовности к самопожертвованию, самоотдаче. Материнская любовь дана ребенку изначально и является основой формирования доверия к миру, готовности взаимодействовать с ним.

Отцовская любовь требовательная, условная. Это любовь, которую ребенок должен заслужить. Она, в отличие от материнской не имеет врожденных предпосылок, а формируется на протяжении лет жизни ребенка. Чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенной системе требований. Соответственно роль отца – носитель социальных норм и требований по отношению к ребенку, образец стандартов поведения. Любовь отца выступает в качестве социального одобрения поведения ребенка.

Для формирования гармоничной личности необходимы и материнская и отцовская любовь. Искажения материнской и отцовской любви, ролей приводят к нарушениям развития ребенка.

Сценарии развития ребенка при нарушении родительских ролей:

1. Сочетание любящей и чрезмерно властной матери и слабого зависимого отца приводит к формированию излишней зависимости от матери, склонности к опеке и заботе, отсутствию дисциплинированности, автономности, ответственности.

2. Недостаток материнской любви чреват центрацией на матери и жаждой безусловной материнской любви. В этом случае в собственной супружеской жизни человек будет стремиться быть любимым, но не любить самому.

3. При холодной, дистантной, отстраненной матери и авторитарном и строгом отце ребенок будет ориентироваться на отца, поскольку отцовскую любовь в отличие от материнской, он при определенных условиях может получит. Тогда главными ценностями для него становятся порядок, авторитет и порядок. Формируется тип холодного карьериста. Наблюдается предпочтение мужских видов деятельности, отрицание чувств, низкая эмпатия. У девочек могут возникнуть проблемы с полоролевой идентичности.

4. Родители не любят друг друга, Формируется «социально провоцирующий тип личности», поведение которой будет строиться на том, чтобы любыми средствами привлечь внимание к себе, вызвать чувства родителей, пусть даже и негативные.

Д. Винникотт рассматривая проблему влияния родителей на развитие ребенка, считал, что объектом развития на ранних стадиях онтогенеза выступает целостная диада мать-ребенок. В силу беспомощности ребенка мать и ребенок представляют единое целое. Мать не только обеспечивает условия телесного, физического развития ребенка, но и, реализуя функцию держания и телесного контакта, обеспечивает процесс персонализации и становление Я ребенка, формирование автономной личности. Становление собственного Я происходит через развитие от абсолютной зависимости к относительной независимости и автономии. Механизмом становления независимости выступает процесс реализации ребенком своих желаний и первичной агрессии в отношениях с матерью. В свою очередь развитие родительства предполагает прохождение этапов от полной потери матерью личностной независимости до ее восстановления в борьбе с притязаниями подростка. В результате рядом с личностью формируется личность ребенка. Терпение к проявлениям агрессии, забота о ребенке, удовлетворение его потребностей, реализация матерью поддерживающего поведения создают условия для гармоничного развития ребенка. Способность матери создавать благоприятную среду для развития ребенка является природной способностью матери. В связи с этим мать должна довериться своей интуиции и действовать спонтанно, но при этом быть естественной, последовательной и предсказуемой. Формирование доверия к миру, и самостоятельной активности ребенка обусловлено любовью, заботой, теплым, принимающим, уважительным отношением матери к ребенку.