Психология межличностных отношений

Психология межличностных отношений изучает всё многообразие связей, возникающих между отдельными представителями социума в процессе совместного существования дома, на работе, на улице и т.д. Межличностные отношения при этом могут объединять (конъюнктивные) или разъединять (дизъюнктивные) людей друг с другом.

Компоненты отношений

Психология межличностных отношений выделяет в структуре последних три компонента:

  • когнитивный;
  • эмоциональный;
  • поведенческий.

Всё то, что позволяет понять другого, его особенности характера и поведения, образа мыслей и настроения, достигнув при этом с ним взаимопонимания в рамках совместной деятельности, относится к когнитивному элементу отношений. Поскольку здесь задействованы психические процессы сознания: память, воображение, ощущения, мышление, представление, восприятие. Благодаря этому возможна адекватная оценка личности и её идентификация, либо наоборот.

Возникающие в процессе общения переживания принято относить к эмоциональному компоненту отношений. Они могут быть позитивными или негативными, что служит основой для симпатии либо антипатии друг к другу. Позволяют прочувствовать удовлетворенность партнёром, совместной работой и т.д. Этот структурный компонент позволяет проявить эмоциональный отклик на события, происходящие с другим человеком и выразить их в виде сопереживания (разделяем твою радость), сочувствия (рады за тебя) или соучастия (разделяем твою радость и делаем приятное).

Мимические, жестикуляционные, речевые и иные действия. дающие понять об отношении к другому человеку, составляют поведенческий компонент. Являясь более наглядным, он становится эффективным механизмом при регулировании взаимоотношений, что позволяет избежать необоснованных конфликтов и т.д. Критерием налаженных межличностных отношений выступает степень удовлетворённости членов анализируемой группы.

Критерии классификации

Психология межличностных отношений применяет различные основания для классификации возникающих в социуме связей. Так, по месту их распространения различают производственные и бытовые отношения. К первой группе будут отнесены возникающие взаимоотношения на предприятии или в организации между отдельными сотрудниками для решения поставленных задач. При этом, как правило, при таком типе существуют правила поведения и закреплена субординация. Всё, что выходит за рамки производственных отношений, будет отнесено к группе бытовых связей.

Узнайте подробности телефонного этикета для влюбленных из нашей статьи.

По степени регламентированности (обязательности) возникновения различают формальные/официальные и неформальные/неофициальные взаимоотношения. В первом случае их проявления закреплены в правилах и иных нормативных документах, например, обращение по уставу в силовых ведомствах и др. Для неформальных отношений «закон не писан», они возникают на основе симпатий, взаимной оценки, авторитете отдельных личностей и пр. В этом случае решающими факторами для установления контакта становятся половая принадлежность, возраст собеседника, состояние его здоровья, личный коммуникативный опыт, потребность в общении и т.д.

Этапы развития отношений

Психология межличностных отношений предусматривает характерные черты для этапов развития связей, возникающих между людьми:

  • знакомство – на этом этапе приоритетным для дальнейшего продолжения/прекращения отношений становится установление взаимного контакта, восприятия и оценки другого человека;
  • приятельство – сформировавшиеся «с первого взгляда» ощущения приобретают более рациональную основу и получают эмоциональное подтверждение, в этом случае оцениваются и принимаются не только достоинства, но и недостатки партнёра, возникает переживание и эмоциональный отклик на происходящие с ним события и т.д.;
  • товарищество – общность взглядов и интересов, высокая степень доверия, взаимовыручка;
  • дружба и любовь – достижение высшей степени интимности отношений, когда происходит понимание друг друга с полуслова, без объекта симпатии не обходится ни один день.