Прощения в психологии супружеских отношений светлана лет г

">ФЕНОМЕН «ПРОЩЕНИЯ» В ПСИХОЛОГИИ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

">Светлана, 14 лет, г. Омск.

">Накопление обид в супружеских отношениях является огромной проблемой, изменяющей жизнь семьи в худшую сторону. Это отражается в общении, в качествах характера членов семьи, тяготит их, проявляется в депрессивных состояниях, недоверии друг к другу и тревожности. Решение этой проблемы очень важно для психологии семейных отношений.

">Прощая, человек принимает решение:

    ">отказаться от негативных мыслей, эмоций, поведенческих проявлений в отношении обидчика, ">поощрять положительные мысли, эмоции и проявления поведения в отношении этого обидчика.

">В этом смысле прощение и принятие его представляет собой положительный психологический опыт, способствует гармонизации супружества.

">Для того чтобы глубже разобраться в этой проблеме, попробуем определить контекст, в котором прощение имеет место, выявить, что препятствует прощению, прояснить вопрос о том, что считать прощением, а что нет.

">Р. Энрайт перечисляет несколько признаков, определяющих контекст межличностных отношений, в котором прощение оказывается уместным:

    ">Прощение следует за неоправданным личным ущемлением со стороны другого человека. Ущерб должен быть причинен тому, кто прощает, и не должен превышать границы нашего стандартного представления о справедливости. ">Обида должна быть объективной реальностью. Некоторые считают, что все события — нейтральны, и мы просто негативно интерпретируем некоторые из них. Но существует такая вещь, как объективное нарушение принципов морали в человеческих взаимоотношениях. ">Прощение определяется чувством справедливости. Чтобы осуществить прощение на практике, обиженный должен обладать чувством справедливости для оценки того, имела ли место обида. Получается, что прощение и справедливость не являются взаимодополняющими понятиями. ">Обидчик не обязательно действует намеренно. ">Не всегда совершенно ясно, кто обидчик, а кто — пострадавший. Часто отношения развиваются так, что люди ранят друг друга. Например, жена в меру своей занятости уделяет мало внимания мужу, а потом узнает о его измене. В этом случае вина на обоих, и в прощении нуждаются оба.

">Данные размышления получили ряд возражений против такого психологического понимания прощения:

    ">Прощение есть проявление слабости. Когда человек прощает, это значит, что он не в силах отстоять свое право на справедливое решение проблемы, возникающей в межличностных отношениях. "> Прощение — противоположность справедливости. Простив, человек лишается возможности добиваться справедливости, и, что еще хуже, справедливость увековечивается. Например, жена, простившая рукоприкладство мужу, рискует снова оказаться жертвой. ">Прощение — проявление стремления к превосходству ;color:#000000">2 ">. Прощающий использует свое «милосердие» для того, чтобы возвысить себя над тем, кого он прощает. Это может перерасти в некий шантаж, когда «милосердный» будет напоминать обидчику, что тот «в долгу» перед его великодушием.

">Ф. Ницше рассматривает прощение как проявление неуважения. Прощение означает, что мы, простив, не считаем других ответственными за собственные поступки; другими словами, мы считаем их не способными следовать моральным принципам.

">Анализируя все эти «за» и «против» в психологическом понимании прощения, можно сказать, что все они имеют место быть в супружеских отношениях. Но вместе с тем эти противоречия не выявляют четкого определения понятия «прощение».

">Межличностное прощение означает прощение одного человека другим. Человек, которому причинили глубокую боль, зачастую борется против обидчика (даже если это происходит лишь в мыслях и чувствах); но обиженный должен прекратить борьбу против обидчика и совершить бескорыстный дар любви как проявление гуманизма. Другое определение, данное Нортом ;color:#000000">1 ">, является строгим, но не очень точным: прощение есть преодоление негативных аффектов и суждений по отношению к обидчику. Это не отрицание собственной правоты в этих суждениях, а попытка взглянуть на обидчика с состраданием, милосердием и любовью, в то время как он, казалось, должен быть лишен права на них.

">Определение станет более полным, если мы признаем, что прощение задействует аффективную, когнитивную и поведенческую сферы. Когда человек прощает, активизируются определенные элементы этих сфер. Такие негативные эмоции, как гнев, ненависть, обида, печаль и/или презрение должны быть оставлены ;color:#000000">2 ">. В когнитивном плане человек прекращает осуждение обидчика и оставляет мысль о мести, когда прощение происходит. Поведенческий аспект проявляется в скором отказе от мести.

">Прощать — упрощать. Мстить — мешать, замешивать, вмешиваться. Прощение просто. Месть — сложна. Где месть истончается, мстить уже не хочется, нет интереса. Нити с миром рвутся, и человек улетает в ничто.

">Но ведь и прощать нельзя, предварительно не задумав мщения. «Прощай врагам своим». Это возможно лишь после предварительной обиды, злобы. Враг должен быть понят, установлен. А когда врагов нет, тогда и непонятно, кому прощать и что прощать. Но уже «ограничение» и понимание врага и есть прощение. «Понять — значит простить».

">Прощение — не забывание. Глубокая обида крайне редко стирается из сознания. Прощение — не примирение или возобновление каких-либо совместных отношений. Прощение является глубокой личной реакцией. Примирение же — это совместное пребывание двух людей, смирение. Можно простить оскорбляющего супруга, не ища возмездия, но не примириться до тех пор, пока он/она не изменит своего оскорбляющего поведения. Прощение включает готовность к примирению или ожидание в надежде на преобразования в обидчике. Но примирение, конечно же, может являться результатом прощения.

">Прощение — это внутреннее личностное освобождение. Оно активно и требует энергии. Это борьба за освобождение другого, в то время как обиженный сам находится в состоянии гнева.

">Подлинное прощение — нравственный акт и поэтому не может основываться на безнравственных мотивах. Наиболее вероятным мотивом постоянного развития умения прощать должна быть «агапе», нравственная, ориентированная на других любовь, а также смирение и готовность признать обиженного.

">Прощение часто путают с примирением, которое представляет собой восстановление существовавших взаимоотношений между индивидами.

">ЧЕСТЬ, ПРОЩЕНИЕ И ПРИМИРЕНИЕ

">Прощение и честь. С такой дилеммой хотя бы раз в жизни сталкивается каждый человек. Конечно, если у него не совсем атрофировано чувство собственного достоинства или способность прощать. Эта дилемма предстает в двух вариантах:

">1) «Простить ли человека, посягнувшего на мою честь, оскорбившего меня?»

">2) «Не пострадает ли моя честь, если я попрошу прощения?»

">Эти вопросы традиционны для психологии семейных отношений.

">Для углубленного понимания обратимся к практике словоупотребления понятий «честь», «прощение» и «вина».

">В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля слово «вина» трактуется как синоним для понятий «причина», «провинность», «долг» и «обязанность». Если попытаться развить эту мысль, то можно сделать вывод, что вина — это не только факт провинности, но и «обязанность», необходимость исправить свою ошибку, ставшую причиной каких-либо неприятностей.

">По мнению В. Даля, «прощение» берет истоки от слова «простой», означающего «порожний», «пустой». Само же слово «прощать» означает «делать простым от греха, вины, долга», «освобождать от обязательства, кары, миловать». Еще одним любопытным значением этого слова является «освобождать от мук, страданий, болезни», исцелять, успокаивать. В таком ракурсе прощение превращается чуть ли не в подвиг, благодеяние и великий дар прощающего. В самом высоком смысле прощение, снимающее мучительный хомут вины, освобождает провинившегося от возможной манипуляции со стороны пострадавшего, от собственных угрызений совести, расчищает место для чего-то нового, может быть конструктивного, например благодарности.

">Однако существует один нюанс: тот, кого прощают, должен чувствовать свою вину, может быть, мучаться ею и жаждать прощения, иначе «подвиг» прощающего будет воспринят как оскорбление.

">Кроме того, говоря о прощении, следует иметь в виду и культурные традиции России.

">Смирение и кротость поощрялись православным народом. Например, «правонарушителю», «повинившемуся» перед общиной, вдвое уменьшалось наказание. Издавна просьба о прощении имела особый смысл как акт смирения и признания своей вины, а «повинную голову меч не сечет». Просившего прощения либо прощали сразу, либо наказывали, но после все равно прощали.

"> «Мщения русский народ почти не понимает» — С. Я. Дерунов (конец XIX века).

">Специальным днем духовного очищения было (и остается) «Прощеное воскресенье», когда все просили прощения у всех, «отмываясь» от «прегрешений вольных и невольных». Расставаясь с близкими, путник кланялся тем, кого оставлял, и говорил: «Не поминайте лихом». Считалось, что грехи, прощенные людьми, и в «мире ином» не будут зачтены Богом.

">Но еще одна тонкость: прощения надо просить, а к просьбам на Руси тоже относились по-особому. С одной стороны, отказать просящему считалось «черным делом», с другой стороны, тех, кто просил, не очень-то и уважали. (В качестве иллюстрации можно привести пример русских монастырей, которые не собирали пожертвований на свое содержание, как западные, а старались прокормиться самостоятельно.)

">Таким образом, круг замкнулся: «преступник», мучимый сознанием вины, не хочет лишиться уважения, потому и не просит о прощении; «пострадавший» и готов простить, но не знает, нужно ли это «преступнику», или хочет убедиться в его раскаянии. Такие ситуации встречаются сплошь и рядом в семейной жизни. «Благодаря» российскому менталитету все усилия психологов, призывающих наших сограждан открыто говорить о том, чего они хотят, зачастую наталкиваются на «гордый» протест. И самые близкие люди, супруги, родители, дети, предпочитают обижаться друг на друга, месяцами не разговаривать, обмениваясь красноречивыми, с их точки зрения, взглядами и в душе отчаянно надеяться, что другой поймет их и без слов, что не надо будет «унижаться» до просьбы.

">Что же можно сказать о словоупотреблении понятия «честь»?

">И снова хочется сослаться на определение В. Даля, который разделяет честь на внешнюю и внутреннюю. Одним словом объединены в русском языке «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть» с «условным, светским, житейским благородством, нередко ложным, мнимым». «Родственниками» чести являются почет, почести и честолюбие, несомненно относящиеся к категории «внешней чести». Внешняя честь только отчасти зависит от самого человека, она зиждется на мнении и уважении других людей: соседки, односельчан, начальства или электората. Таким образом, человек, наделенный внешней честью, должен вести себя соответствующим образом только в присутствии тех, чье мнение является для него важным. Однако эта честь не убережет его от «нечестных» поступков, когда «нужных людей» поблизости нет.

">Внутренняя честь не оставляет человека и тогда, когда окружающим она безразлична или не вызывает у них симпатии. Это внутренний закон самого человека, его «стержень», «царь в голове», оказывающийся подчас могущественнее, чем владыки земные и небесные.

">Для чего нужна честь? Пожалуй, для самосохранения. Только внешняя честь помогает человеку освоиться и занять достойное место в обществе, обеспечив себе и потомкам материальную базу для выживания. Внутренняя же честь направлена на «выживание» личности, ее духовности и нравственной красоты. Такое «наследство» передается не генетическим отпрыскам, а друзьям, близким и даже случайным прохожим. И в этом случае «не оскудеет рука дающего».

">В патриархальной России было несколько разных понятий о чести: для каждой категории людей — свое. Девичья честь заключалась в чистоте и невинности, женская — в верности мужу, мужская — в отсутствии оснований для оскорблений и умении постоять за себя и за других в случае незаслуженного обвинения.

">Бесчестье считалось тяжким грехом и накладывало клеймо позора на всю семью «согрешившего». Провинившегося могли проклясть родители, как бы исключая его из семейного круга, его могла изолировать или изгнать община. Такого человека сторонились и свои, и чужие, словно боясь запачкаться.

">Хотя можно констатировать, что указанные выше критерии чести скорее можно отнести к внешним, чем к внутренним. Например, если девушка, влюбленная в одного юношу, вышла замуж за другого — «постылого», но богатого, которого потом всю жизнь «ела поедом». С внешней точки зрения ее честь была безукоризненной, но на самом деле вряд ли можно считать ее поведение честным.

">То же можно сказать о бесчисленных дуэлянтах, часто осознававших свою неправоту, но не признававших ее, а, ради соблюдения внешней чести, убивавших ими же оскорбленного противника.

">Раскрытию некоторых нюансов этой проблемы прощения и чести способствует обращение к роману Ф. М. Достоевского «Идиот». Попробуем взглянуть на некоторые явления глазами героев Достоевского. В первую очередь — на их понимание чести и бесчестья.

">Многие аспекты суждений о чести и бесчестье у Достоевского отвечают традиционным. Например, обесчещенными, «скверными» герои романа называют соблазненных и обманутых или цинично «использованных» женщин — «бедную поселянку» Мари и Настасью Филипповну. Слова Вари Иволгиной «уж не прощения ли просить у ней за то, что она твою мать оскорбила и твой дом срамить приехала, низкий ты человек», иллюстрируют отношение к мужчине, неспособному оградить от посягательств своих близких, что тоже вполне соответствует традиционным взглядам.

">Как правило, рядом с понятием «бесчестье» оказываются слова «низость», «унижение». Честь же воспринимается как достойное уважения и в то же время обязательное для порядочного человека качество.

">Потеря чести и уважения окружающих воспринимается большинством героев романа как «падение». «Падший человек» клеймится позором и виной. Например, Мари, обманутая, кроткая, несчастная Мари не вызывает сочувствия ни в ком из односельчан и фактически изгоняется из общества. Поэтому князь, говорящий Мари о своем уважении к ней, целующий ей руки, действительно выглядит безумцем.

">Как же определить, соответствует ли поступок критериям честного и достойного поведения? Дело в том, что у каждого свои мерки, свой «аршин».

">Например, для Гани этот критерий отражается в его же словах: «Смешным быть не хочу». И он действительно остается верен своему кредо, даже когда «на кон поставлена» огромная сумма денег в расчете на известную жадность этого человека. Ганю нельзя назвать бесчестным человеком, однако избранный им критерий чести ориентирован на мнение других людей, а не на его собственное мнение. То же можно сказать и о «господах нигилистах», которые держали себя так, будто «боялись как-нибудь уронить достоинство» в глазах окружающих.

">Другая точка зрения основана на том, что достойный поступок — это умный поступок. Похоже, что этого мнения придерживается мать Аглаи, недаром во время беседы князя с «нигилистами» она то и дело восклицает: «сумасшедший дом», «я тут с ума сойду», называет князя «идиотом», себя — «дурой». Другим критерием и для нее, и для некоторых других героев, иногда и для Аглаи, является «приличность». Чтобы «протестировать» будущего жениха, Епанчины приглашают Мышкина в светское общество и очень стараются, чтобы он произвел благоприятное впечатление.

">Еще одно «больное место» Аглаи — ее самолюбие. «Преступления» против него она не прощает даже человеку, которого, по ее утверждению, любила.

">Лебедев же, кажется, считает такое понятие, как «честь», слишком обременительным и мешающим достижению его целей. Он с легкостью лжет друзьям и бесконечно «из самоумаления» признает перед каждым встречным, что он «низок», будто заранее выпрашивая снисходительности.

">Что касается Настасьи Филипповны, то сама она считает себя падшей женщиной, однако ее внутреннее благородство и честность не позволяют ей выйти замуж за чистого, искренне любящего ее человека. Почему? А потому, что она боится «сгубить и опозорить» его. Вместо этого она старается склонить на брак со своим возлюбленным понравившуюся ему девушку. Ее понятия о чести и честности видны и в словах, сказанных Рогожину, не любимому ею человеку: «А коли выйду за тебя. то я тебе верною буду женой, в этом не сомневайся и не беспокойся». Мнение посторонних людей Настасье Филипповне безразлично.

">Есть в романе и еще одна женщина, поставившая свои внутренние честь и милосердие превыше общественного мнения. Это — Нина Александровна Иволгина, помогающая любовнице своего мужа и ее детям.

">Главный герой романа — Лев Николаевич Мышкин сам часто упоминает о том, что, по его мнению, честно, а что «совестно». Стыдно лгать детям, жениться ради наживы, а думать о человеке дурно — и вовсе низость, за которую князь то и дело себя корит.

">Зато по-дружески беседовать с лакеем, поспешно извиняться перед человеком, только что ругавшим его, жениться на содержанке, считая это честью для себя, Мышкин не считает зазорным. Общественных стереотипов «положено — неположено» для него не существует, а существует внутренний закон чести, которому и подчиняется герой.

">Исследуя отношение «света» и князя Мышкина к «падшей женщине», можно обнаружить огромную разницу двух мировоззрений. И Мари, и Настасья Филипповна, и множество других обманувшихся и обманутых женщин, зачастую не виноватых в случившемся с ними, воспринимаются обществом как низшие, порочные и даже преступные существа.

">Князь же видит в Мари несчастную девушку, достойную сострадания и помощи. Он не только говорит ей о том, что она невиновна, но и пытается донести понимание этого в детские души. Мышкин, рассказывая об этом случае, говорит, что через детей Мари приняла прощение и умерла счастливой. И, скорее всего, это действительно так: князь прервал роковую цепь переживаний Мари (бесчестье — порицание и обвинение жертвы окружающими — самообвинение жертвы и ощущение собственной ничтожности — умирание личности). Если принять во внимание то, что в основе полноценной личности лежит ощущение собственной «хорошести», то личность, лишенная этого основания, поистине становится умирающей. Не что иное, как духовное возрождение, даруют Мари князь и дети своим прощением, отрицанием ее вины.

">Прощение действительно очень дорого провинившемуся, например, неукротимый Рогожин «полторы сутки ровно не спал, не ел, не пил, из комнаты ее [Н. Ф.] не выходил, на коленки перед ней становился», чтобы вымолить прощение. Пожалуй, это одно из наиболее действенных средств для манипуляции человеком.

">Отношение князя к Настасье Филипповне чем-то похоже на его отношение к бедной поселянке, за исключением одного: Мышкин восхищается этой женщиной и в глаза ей говорит, что считает ее совершенством. «Я ничто, а вы страдали и из такого ада чистая вышли, а это много», — глубоко убежден Лев Мышкин. Конечно, не безупречность репутации ценит герой романа, а чистоту сердца, ту самую внутреннюю, истинную честь. Мне кажется, что вера князя, его убеждение в чистоте Настасьи могли бы спасти эту женщину от страданий, причиной которых было глубоко въевшееся в ее душу чувство вины и собственной неполноценности. Она сама себя не могла простить и отталкивала любимого человека, потому что не верила, что ему может быть с нею хорошо, что она его достойна. Возможно, простив себя, она сделалась бы более счастливой сама и подарила бы счастье князю. В некоторые моменты она понимает, что обвиняет себя напрасно, и недоумевает, удивляется самой себе: «И зачем же я себя так унизила перед ними?»

">Способность человека искренне просить прощения вряд ли вписывается в рамки внешней чести: князь, спешащий извиниться или извинить виноватого, вызывает в обществе смех и сомнения в его психическом здоровье. В обществе более принято картинно обижаться и заявлять о поруганной чести, разрывая отношения с обидчиком навсегда и надменно отклоняя его попытки примириться.

">Настасья Филипповна, проведя пять лет в обиде на своего развратителя и вынашивая план мести, после досадует: «И за что я моих пять лет в этой злобе потеряла!» Получается, что в проигрыше остается не только виноватый, но и обидевшийся на него.

">Таким образом, пожалуй, ничто не сочетается лучше, чем примирение, настоящая честь, готовность прощать и честно признавать свою вину. А нечестно, наверное, как раз изображать из себя оскорбленную невинность и истязать человека его виной, тем более мнимой.

">Ориентация на внешнюю честь ведет к потере чего-то главного в жизни, разменивание ее на выяснение того, кто чью честь сильнее задел и кто должен играть роль оскорбленного, а кто — виноватого.

">Р. Энрайт ;color:#000000">1 "> показал, что стадии понимания прощения зависят от возраста. Детям свойственно:

    ">□ прощение, основанное на мести: я смогу простить, только если я накажу его в мере, пропорциональной моему собственному страданию; ">□ прощение, основанное на возмещении: если я получу обратно то, чего лишился, если мне будут принесены извинения, если простив, я буду чувствовать себя менее виноватым, тогда я смогу простить; ">□ прощение во исполнение ожиданий других: я смогу простить, если меня побуждают к этому другие.

">А взрослым:

    ">□ прощение во исполнение требований моей религии; ">□ прощение как средство достижения социальной гармонии: я прощаю, т. к. это восстановит социальную гармонию и хорошие отношения в обществе; ">□ прощение как любовь: я прощаю безо всяких условий, из любви к обидевшему меня, т. к. должен испытывать искреннюю любовь к другому человеку и его ущемляющему меня поведению, не отражающемуся на моей любви к нему.

">Разброс используемых типов прощения с возрастом увеличивается, из чего видно, что некоторые взрослые остаются на первых стадиях.

">ИСКУССТВО ПРОЩАТЬ И ИСКУССТВО ПРИНИМАТЬ ПРОЩЕНИЕ

">Процесс прощения. Единственное описание процесса прощения приводит Р. Энрайт. В его гипотезе описаны стадии продвижения к прощению, которые не являются жесткими, что позволяет включиться в процесс прощения на любой из них, и необязательно проходить их все. Можно также повторить некоторые стадии неоднократно.

">Стадии процесса прощения.

;text-decoration:underline">Фаза открытия:

">1. Осмысление психологической защиты, признаков факта, что обида имеет место.

">2. Признание наличия гнева с целью избавления от него.

">3. Признание стыда, если это отвечает обстоятельствам.

">4. Осознание затраты эмоциональной энергии на переживание обиды.

">5. Осознание личной вовлеченности в когнитивную «репетицию» обиды (постоянные мысли о ней).

">6. Понимание того, что обиженный сравнивает себя с обидчиком.

">7. Понимание изменившихся взглядов на справедливость в мире.

;text-decoration:underline">Фаза принятия решения:

">1. Изменение восприятия и новое понимание того, что прежние стратегии избавления от обиды не работают.

">2. Готовность рассматривать прощение как предпочтительный выбор.

">3. Готовность простить обидчика.

;text-decoration:underline">Фаза действий:

">1. Пересмотр собственных взглядов на обидчика и ситуацию в целом с помощью промеривания на себя различных ролей («влезть в шкуру обидчика»).

">2. Эмпатия по отношению к обидчику.

">3. Осознание своего собственного сочувствия к обидчику.

">4. «Поглощение» боли.

;text-decoration:underline">Фаза результата:

">1. Нахождение личностного смысла для себя и других в прощении.

">2. Понимание собственной потребности в прощении со стороны других и в прошлом.

">3. Понимание того факта, что человек не изолирован от других. Многие были в похожих ситуациях.

">4. Понимание того, что пережитая обида может изменить жизнь.

">5. Осознание уменьшения негативных чувств и роста позитивных чувств в отношении обидчика.

">При кратком рассмотрении этого процесса расчет идет на то, что индивид в первой фазе должен проявлять открытость, так как его задача — быть честным перед собой. Главная задача обиженного — сознавать, что он обиделся и что есть последствия этой обиды. Обиженный человек осознает психологические защиты (отречение, подавление чувств), которыми он пользовался, чтобы защитить себя от боли обиды. Но боль часто выходит наружу, что ведет к появлению гнева и зла. Также происходит осознание, что вся эмоциональная и когнитивная энергия тратится на переживание травмирующей ситуации.

">Переживание — это преодоление некоторого «разрыва» жизни, это некая восстановительная работа, как бы перпендикулярная линии реализации жизни. Пережить — значит перенести какие-либо, обычно тягостные, события, преодолеть какое-нибудь тяжелое чувство или состояние. Переживание состоит в достижении смыслового соответствия сознания и бытия, то есть обеспечение смыслом бытия. Например, мужчине, от которого ушла жена и образовала новую семью, больно представлять себе, как она теперь счастлива. Для данного мужчины идет восстановительная работа, он переживает, испытывает обиду и гнев. Но настанет момент (4-я стадия), когда он поймет, что эта обида может изменить его жизнь в отрицательную сторону. Все это осознание приводит к экзистенциональному кризису, сомнению в наличии справедливости.

">На фазе действия происходит пересмотр индивидом своих взглядов и стремлений к пониманию ситуации обидчика и действующих на него стрессов, что позволяет более полно понять его поведение. Происходит реформация — процесс рассмотрения обидчика в каком-то определенном контексте, учитывая его предысторию, возможность того, что он находится под каким-либо давлением. Это делается не для извинения или оправдания обидчика, не для забывания или искажения обиды, а для более ясного понимания дела. Эта реформация приводит к эмпатии. Эмпатия есть аффективная сторона когнитивной реформации, так как прощающий чувствует то, что чувствует обидчик. После этого появляется сострадание, которое делает более возможными и принятие боли, и само прощение. Эмпатия и сострадание — эмоциональные компоненты пересмотра взглядов, мы чувствуем его боль и смягчаемся. Причем важно не находить оправданий обидчику, так как каждый ответственен за свои поступки.

">В фазе результата экзистенциональная рефлексия может привести жертву к пониманию того, что и сама обида, и продвижение в сторону примирения имеют глубоко позитивное значение для людей. Например, женщина после развода с мужем пришла к выводу, что стала более независима, а прощение выступило как поддержка отношений с детьми. Человек находит новые цели в жизни из-за перенесенной обиды, в этом есть экзистенциальное значение обиды и процесса прощения: он развивает новую цель в жизни. Прощающий осознает несовершенство свое и других. Это приводит к скромности и осторожности в суждении о других. Как только прощающий почувствует некоторое понижение негативных аффектов, это будет указывать на наступление прощения.

">Процесс принятия прощения. Феномен прощения и сама обида проявляются в межличностных (супружеских) отношениях, то есть в процесс вовлечены двое (как минимум) — обидчик и жертва. Чаще всего это конфликтные ситуации, в которых конфликтующие являются взаимоважными друг для друга. Обидчик может тоже испытывать дискомфорт и сожаление от содеянного, и это чувство вины, возможно, изменит его жизнь, став тяжким грузом.

">Стадии процесса получения прощения.

;text-decoration:underline">Фаза осознания ситуации:

">1. Формальное отрицание, но внутреннее признание своего поступка.

">2. Возникновение чувства вины (в силу нарушенной справедливости).

">3. Стыд — ощущение того, что другие осуждают и отвергают.

">4. Осознание катарсиса.

">5. Осознание когнитивного репетирования.

">6. Сравнение себя с обиженной, сравнение взаимоотношений до и после обиды.

">7. Понимание последствий и значения пережитого для обиженного.

">8. Осознание того, что самовосприятие изменилось в худшую сторону (повышение уровня самокритичности, снижение самоуважения).

;text-decoration:underline">Фаза принятия решения:

">1. Понимание, что нужно изменить свои взаимоотношения с жертвой.

">2. Желание получить прощение. Принесение извинений в попытке загладить ущерб.

">3. Понимание, что прощение — это готовность терпеливо ждать этот дар.

;text-decoration:underline">Фаза действий:

">1. Пересмотр своего понимания другого, осознание того, что он нуждается во времени, чтобы простить.

">2. Эмпатия по отношению к жертве.

">3. Проявление сострадания.

">4. Принятие боли: готовность терпеть гнев обиженного и трудности своего пути к прощению.

;text-decoration:underline">Фаза результата:

">1. Нахождение смысла в страдании.

">2. Осознание, что простил других.

">3. Понимание, что не одинок и что все оказывались в подобных ситуациях.

">4. Нахождение новой цели (как впредь жить иначе).

">5. Освобождение от чувства вины, проявление чувства благодарности к другому.

">6. Примирение.

">Процессы дарования и получения прощения тесно связаны. Сравнивая процессы прощения и его принятия, обнаруживается разница в том, что в первой фазе этих процессов обиженный переоценивает существующую справедливость, а обидчик переоценивает себя самого.

    ">Эффект получения прощения выражается в: ">□ улучшении отношений с обиженным, ">□ ослаблении самоугнетения, ">□ улучшении мнения об обиженном, ">□ положительных внутренних и моральных изменениях.

">В исследованиях Р. Энрайта прощение оценивалось по собственному мнению испытуемых о степени превозмогания отрицательных и выработке позитивных мыслей, эмоций и поведения в отношении обидчика.

">Также в его работе приведены данные о связи прощения с депрессией и тревожностью в ситуациях, когда человек испытывает глубокую обиду в важных для его развития отношениях (со сверстниками, семьей и т. д.). Данные других авторов подтверждают, что прощение связано не только с отсутствием депрессии и тревожности, но и с другими позитивными характеристиками, такими как самоуважение и самооценка.

">Один из экспериментов был поставлен со студентами, лишенными родительской любви в детстве, им читалась лекция о прощении и предлагалось пройти фазы прощения. Результаты показали рост готовности прощать, самоуважения, снижение тревожности и положительное отношение к родителям. Значит, прохождение фаз прощения ведет не только к достижению более высоких фаз, но и к улучшению психического состояния.

">Стремление получить прощение и его получение благоприятно влияют на обидчика, снижая самоугнетение виной, и влекут положительные внутренние и моральные изменения.

">Таким образом, феномен прощения и сама обида проявляются в браке, при этом супруги — обидчик и жертва — вовлечены во взаимоважные отношения.

">Прощение — нравственный акт, исцеляющий боль межличностных обид, включающий готовность к примирению, преодоление негативных аффектов и суждений по отношению к обидчику, задействующий аффективную, когнитивную и поведенческую сферы и являющийся свободным выбором личности. Как ни сложно перевернуть страницу в супружеских отношениях и позволить супругу начать с чистого листа, еще сложнее никогда не делать этого.

">Прощение — сложный процесс, требующий сил и энергии и дарующий ценное исцеление от обид, вредно воздействующих на психическое и физическое здоровье человека. Прощение подобно спасательному кругу, который в ситуации обиды не даст утонуть в потоке гнева и агрессии и избавит нас от несения тяжких мук обид через всю жизнь.

Другие работы

Тичні задачі ставили боги як ось наприклад задача подвоєння куба з нагоди вимірювань розмірів дельфі

Потім настав другий період коли задачі ставили напівбоги: Ньютон Ейлер Лагранж. Тепер третій період коли задачі ставить практика. Чебишов ЗАДАЧІ ДРОБОВОЛІНІЙНОГО ПРОГРАМУВАННЯ.

Дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук львів

71 УПРАВЛІННЯ ПРОЦЕНТНИМИ АКТИВАМИ І ПАСИВАМИ КОМЕРЦІЙНИХ БАНКІВ на матеріалах банківського сектора Закарпатської області Спеціальність 08. В умовах функціонування ринкових механізмів управління комерційним банком –це багатогранний і динамічний процес змістом якого є забезпечення діяльності банківської установи необхідними ресурсами та організація цілісного циклу що включає розробку і вдосконалення банківських технологій забезпечення необхідного рівня банківських продуктів виконання різноманітних видів банківських операцій у структурі.

Образование множественного числа примеры заданий ответы

ium ium ium orum um um um orum rum rum Переведите следующие термины обращая внимание на число и падеж. rdices flores plice gingivrum fcierum vertebrrum ligmentorum sinuum nervorum rticultionum корни цветки складки десен лиц поверхностей позвонков связок пазух нервов суставов ТЕМА: СОГЛАСОВАННОЕ И НЕСОГЛАСОВАННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ В СТРУКТУРЕ МНОГОСЛОВНОГО ТЕРМИНА Примеры заданий Ответы Переведите следующие словосочетания: vs lymphticum superficile uris medi incisur picis cordis cput pncretis mrgo dexter cordis epithelium lentis mrgo inferior.

Кровеносной системой обеспечивающей жизнедеятельность предприятия

Результаты в любой сфере бизнеса зависят от наличия и эффективности использования финансовых ресурсов значение которых столь велико что они сравниваются с кровеносной системой обеспечивающей жизнедеятельность предприятия. Профессиональное управление финансами неизбежно требует глубокого их анализа основным содержанием которого является комплексное системное изучение финансового состояния предприятия и факторов его формирования с целью обеспечения финансовой стабильности и финансовой безопасности предприятия.

Посттромбоемболічна легенева гіпертензія у хворих з супутньою ішемічно

4 ПОСТТРОМБОЕМБОЛІЧНА ЛЕГЕНЕВА ГІПЕРТЕНЗІЯ У ХВОРИХ З СУПУТНЬОЮ ІШЕМІЧНОЮ ХВОРОБОЮ СЕРЦЯ: ОСОБЛИВОСТІ МОРФОФУНКЦІОНАЛЬНОГО СТАНУ СЕРЦЯ ТА ЕФЕКТИВНІСТЬ МЕДИКАМЕНТОЗНОЇ КОРЕКЦІЇ ПРИ ДОВГОТРИВАЛОМУ СПОСТЕРЕЖЕННІ. Розвитку її у таких хворих сприяють: похилий вік зниження фізичної активності наявність легеневої гіпертензії ЛГ схильність до гіперкоагуляції та системний венозний застій. Крім посткапілярнної ЛГ яка супроводжує хронічну СН при ІХС у значної частини таких хворих розвивається також прекапілярна ЛГ що обумовлена.

Турист штатное расписание предприятия ооо турист и функции отделов

Понятие и требования предъявляемые к организационным структурам управления предприятиями.Факторы влияющие на организационные структуры управления предприятиями.Типы организационных структур управления современными предприятиями.Организационная структура управления предприятием ООО Турист.

Научно теоретические аспекты изучения девиантного поведения

НАУЧНО ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 1. История изучения девиантного поведения. ВВЕДЕНИЕ Очень часто каждый из нас в своей жизни сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения – агрессией вредными привычками противозаконными действиями. Специалисты занимающиеся подобными проблемами многие годы ищут ответы на ряд вопросов каковы причины такого поведения Что заставляет человека вновь и вновь причинять вред самому себе и окружающим как избежать этого Наконец правомерно ли.

Дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата історичних наук

Робота виконана на кафедрі історії України науки і техніки Інституту гуманітарних і соціальних наук Національного університету ldquo;Львівська політехнікаrdquo;. Грінченка кандидат історичних наук Бондаренко Костянтин Петрович директор Центру досліджень суспільних процесів ldquo;Експертrdquo; Провідна установа: Інститут історії України НАН України відділ історії України періоду Другої світової війни. За роки незалежності України.

Теория работы земля представляет собой шаровой магнит и в любой точке на ее поверхности и в окружающем пр

Вектор индукции магнитного поля Земли можно разложить на две составляющие: горизонтальную и вертикальную. Свободно подвешенная магнитная стрелка устанавливается вдоль поля и составляет с горизонтом угол магнитное наклонение и с плоскостью географического меридиана угол магнитное склонение. Величины являются основными параметрами магнитного поля Земли в заданной географической точке. Необходимость измерения магнитного поля в конкретных помещениях возникает также в связи с влиянием окружающих намагниченных тел.