Скачать:

Рабочая программа факультативного курса "Этика и психология семейной жизни"

количество часов: 34 часа (1 час в неделю)

ступень образования – среднего (полного) общего образования

уровень – базовый

на 2011-2012 учебный год

Рабочая программа составлена на основе:

Романово 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемый нами курс основан на программе И.В. Гребенникова "Основы семейной жизни" (1991) и методических рекомендациях Л.М. Панковой к курсу "Этика и психология семейной жизни" (1991). Аксиологический аспект данной программы остается неизменным и в настоящее время. То же самое касается и этического, психологического, педагогического, эстетического, правового и хозяйственно-экономического аспектов подготовки подрастающего поколения к семейной жизни.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель: способствовать формированию у юношей и девушек потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения правильно строить внутрисемейные отношения и воспитывать будущих детей.

Задачи:

    формировать теоретические знания о семье как социальном институте; повышать юридическую компетенцию в области знаний семейного законодательства; воспитывать высоконравственные межличностные отношения.

Реализация программы курса предполагает учет следующих принципов.

    Гуманистический характер взаимодействия между педагогом и учащимися; Использование проблемного обучения за счет привлечения учащихся к обсуждению проблем, заявленных преподавателем и учащимися; Учащимся на каждом шагу предлагаются для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания; Соблюдение системы и последовательности предлагаемого материала; Учет объема накопленных знаний, умений и навыков учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей; Возможность закрепления полученных знаний на практических занятиях, связь с жизнью.

Методологическую основу  системы подготовки школьников к семейной жизни составляют положения:

    о сущности личности; об определяющей роли общественного бытия в развитии сознания; об активности самой личности в овладении знаниями, культурой, опытом социально ценной деятельности; об исторически закономерном развитии брачно-семейных отношений.

Ключевые идеи курса:

В каждом человеке изначально заложена потребность любить и быть любимым, каждому хочется встретить своего единственного и неповторимого и жить с ним счастливо всю жизнь, разделяя радости и горести, воспитывая детей.

Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества.

Основную роль в становлении личности играет ее собственная активность.

Курс "Этика и психология семейной жизни" рассчитан на 34 часа: 22 лекционно-практических занятий и 12 практических. Включает в себя введение, 6 основных разделов ("Личность", "Межличностные отношения", "Брак и семья", "Основы семейных отношений", "Семья и дети", "Семейное законодательство") и заключение.

Семья должна вбирать в себя лучшие черты гуманистического образа жизни, не утратив при этом ничего из того индивидуального, неповторимого, что привносит в семейный союз каждая отдельная личность. Вот почему программа курса начинается разделом "Личность". Этот раздел включает уроки о личности, ее разностороннем развитии и факторах, ее формирующих. Потребности, мотивы, интересы, убеждения, способности, характер – знакомство с этими понятиями побуждает старшеклассников к самопознанию. При этом у них возникают вопросы: что я знаю о себе, что не устраивает меня в моем характере, каким я кажусь другим людям, какие недостатки вижу у себя и т.д. Такие вопросы – шаг к самовоспитанию. Раздел включает в себя 4 лекционных и 3 практических занятия.

Второй раздел посвящен особенностям межличностных отношений юношества.  Психология межличностных отношений, нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек, понятие о мужественности и женственности – изучение этих вопросов помогает осознать сущность дружбы, любви. Любовь мужчины и женщины как естественное отношение человека к человеку; зависимость богатства чувства любви от богатства внутреннего мира личности; личностный характер проявления любви в зависимости от социальных устоев, национальных традиций и психофизиологических особенностей человека; развитая способность любить как выражение высшего уровня развития личности – программа предусматривает раскрытие всех этих вопросов. Особое внимание обращается на сущность нравственных основ взаимоотношений влюбленных, подчеркиваются характерные черты поведения и устремленности влюбленных. На занятиях показывается несовместимость настоящей любви с распущенностью, с неуважительным отношением к противоположному полу, с пьянством, наркоманией. Обсуждаются взаимоотношения юноши и девушки при ситуации, когда чувство любви проявляется только с одной стороны. Раздел включает 3 лекционных и 4 практических занятия.

В третьем разделе "Брак и семья" характеризуются факторы, обуславливающие необходимость для молодежи готовиться к браку и семейной жизни. К ним относятся сложность процесса создания семьи, изменение образа жизни и функций семьи, новый характер взаимоотношений. Раскрывается понятие "готовность к браку". Учащиеся знакомятся со структурой и динамикой развития семьи. Особенно освещаются функции семьи. Раздел включает в себя 4 лекционных и 2 практических занятия.

В разделе "Основы семейных отношений"  раскрываются устои, нравственные основы, психологический климат, эстетика быта, последствия нарушений семейных отношений. Особенно рассматриваются семейные роли, качества семьянина, семейные правила. Большое внимание уделяется последствиям нарушений семейных отношений, раскрываются типичные "зоны" конфликтов. Раздел включает 5 лекционных и 4 практических занятия.

Пятый раздел программы – "Семья и дети"  – имеет педагогическую направленность. В нем рассматривается влияние родителей на детей и детей на родителей, влияние на подрастающее поколение уклада жизни семьи, особенности семейного воспитания, его трудности, типичные ошибки и пути их устранения. Этот раздел предусматривает 1 лекционное и 1 практическое занятие, на которых предполагается совместное участие детей и родителей.

Последний раздел "Семейное законодательство" включает в себя всего 1 урок. Это обусловлено тем, что на протяжении всего курса учащиеся знакомятся с отдельными статьями Семейного Кодекса, соответствующие темам уроков. Урок по семейному праву дополняет уже имеющиеся сведения и обобщает их.

Виды занятий:

    Урок-лекция. Преимущество этого урока в том, что он отличается четкостью, логичностью. Недостатком является неучастие учеников: им предлагается принять к сведению определенную информацию, их мнение об этой информации и то, насколько близко они ее принимают, - неизвестно. Урок-беседа. Его преимущество в наличии обратной связи, активности учеников, доверительности. Недостатком является относительно малый объем информации, который можно вместить в одну беседу, а также избыточная эмоциональность, порой даже неуправляемая. Урок-семинар. Достоинством урока является активность учеников, недостатком – воздействие учителя на формирование тех или иных позиций учеников. Учитель вмешивается в урок только по требованию ведущего. Практические занятия - проводятся в форме упражнений, тестов, тренингов, предназначены для овладения учащимися навыками решения задач, связанных с семейными отношениями; для полного проявления личности каждого учащегося, необходимого для их самосознания и саморазвития.  

Особое место в курсе этики и психологии семейной жизни занимает последний урок. В конце курса нет экзамена, зачета, нет даже контрольной работы; приходит срок, заканчивается учебный год, заканчивается преподавание этики и психологии семейной жизни. Совместно с учениками учитель определяет форму последнего урока, желание учеников учитывается в первую очередь. Цель урока – подведение итогов. Рекомендуется готовиться заранее – за месяц, полтора.

    Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов пед. ин-тов. – М. Просвещение, 1991. Истратова О.Н. Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы (2-е изд.) / Серия "Справочники". – Ростов н/Д: "Феникс", 2004. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. материалы к курсу "Этика и психология семейной жизни": Кн. для учителя. – М. Просвещение, 1988. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М. Просвещение, 1989. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М. Изд-во Эксмо, 2005. Особенности обучения и психического развития школьников 13 – 17 лет/ Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова; науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М. Педагогика, 1988. Панкова Л.М. У порога семейной жизни: Кн. для учителя. – М. Просвещение, 1991. Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? – М. Педагогика, 1988. Пономаренко Л.П. Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М. Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. Семейный Кодекс Российской Федерации. – М. "Издательство ЭЛИТ", 2005. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. – М. Просвещение, 1987. Фридман Л.М. Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. – М. Просвещение, 1985. Фридман Л.М. Пушкина Т.А. Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. – М. Просвещение, 1988.

Примечание. для разработки уроков используются статьи из журналов "Школьный психолог", "Вопросы психологии", "Семья и школа", "Классный руководитель" и др.