Школа человеческих отношений

Школа человеческих отношений – это гуманистически ориентированное направление в социологии организаций, теориях организации и управления, которое доминировало в пауке до середины 1960-х гг. Представители школы, отталкиваясь от критики рационалистических теорий формальных организаций и традиционной модели экономического человека [1]. особое внимание уделили таким организационным феноменам, как неформальные отношения, неформальное лидерство, неформальный контроль, процессы самоорганизации в малых группах, мотивация трудового поведения.

Большой вклад в гуманизацию производственных отношений внесла политическая философия и промышленная философия М. Фоллетт. которая была не только оригинальным мыслителем, но и одним из первых социальных работников. С точки зрения Фоллетт, индивидуальность человека складывается в процессе группового общения, поэтому свое Я человек также может реализовать только в группе. Производственная организация является целевой группой, требующей руководства, вместе с тем люди испытывают потребность работать с кем-то, а не под руководством кого-то. Это противоречие может быть разрешено следующим образом. Во-первых, необходимо установить общеорганизационные цели, интегрированные с групповыми и индивидуальными целями работников, и убедить их в необходимости достижения общих (а не чьих-то) целей для блага всех. Так формируется групповая ответственность и ответственность каждого за свою работу перед группой, а не перед начальником. Во-вторых, менеджеру следует контролировать не людей, а ситуации, т.е. управленческие решения должны объективно вытекать из научно установленных закономерностей складывающихся производственных ситуаций. Главная же функция менеджера состоит в том, чтобы интегрировать все материальные и нематериальными факторы производственных ситуаций для реализации общих целей путем прямого обмена информацией между всеми ответственными лицами [2] .

Первые эмпирические данные о значении "человеческих отношений" на производстве были получены в ходе исследований, проведенных в компании "Вестерн Электрик" в Хоторне и впервые описанных их участником Э. Мэйо. Несмотря на недостаточную чистоту так называемых Хоторнских экспериментов и свободное, близкое к публицистическому их описание Э. Мейо, именно он считается основателем не только школы человеческих отношений в менеджменте, но и одним из основателей производственной социологии.

В целом результаты экспериментов подняли проблемы трудовой мотивации и неформального контроля в производственной группе. Так, было установлено, что работники на производстве помимо материальных потребностей удовлетворяют и свои социальные потребности в групповой принадлежности, социальных отношениях и понимании со стороны руководства. Кроме того, выяснилось, что в ряде случаев неформальный контроль в производственной группе бывает более значимым, чем формальный контроль со стороны руководства. В результате школу человеческих отношений стали характеризовать: определяющее значение психологического климата для повышения производительности; использование групповых методов организации труда; внедрение сложных систем мотивации; ограниченное развитие производственной демократии.

Своеобразной манифестацией взглядов представителей школы человеческих отношений является доктрина управления человеческими ресурсами Д. МакГрегора, которая во многом построена на прямом противопоставлении тейлоризму. В наиболее явном виде это противопоставление нашло отражение в двух предположениях МакГрегора относительно природы человека (работника) – теории "X" и теории "Y" (см. табл. 1.2) [3]. Согласно теории "X" человек ленив, стремится избегать ответственности и поэтому может работать только под строгим контролем. В теории "Y" человек, наоборот, воспринимает работу столь же естественно, как отдых или игру, и способен принимать на себя ответственность за выполнение порученных ему задач.

Таблица 1.2

Предположения о природе человека по Д. МакГрегору