Семьи со взрослыми детьми

Этот период называют «пустым гнездышком». Это депрессивное состояние женщины, лишившейся забот. Здесь появляются внуки, и приходится создавать новые взаимоотношения. В основном семья на этом этапе прекращает воспитательную деятельность и попытки продолжать ее вызывают сопротивление у детей. Здесь начинают играть роль проблемы здоровья, восстановительные функции, отдых. Они приобретают все более важное значение. Очень часто этот период «потерь» становится приобретением (выход на пенсию).

Итак, функции семьи заключаются в следующем.

1. Воспитательная функция – удовлетворение потребности в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, воспитании, самореализации в детях.

2. Хозяйственно бытовая – удовлетворение материальных потребностей.

3. Эмоциональная – удовлетворение потребности семьи в симпатии, уважении, признании, поддержке.

4. Духовная (культурная) – функция общения, взаимное духовное обогащение, досуг.

5. Функция первичного социального контроля.

6. Сексуально эротическая – регулирование моральных, этических норм поведения и биологического воспроизводства.

Другая очень интересная теория семьи была изложена Джеральдом Капланом, так называемая «теория возрастных кризов».

В жизни каждого человека существуют угрожающие ситуации. Д. Каплан понимал их как состояния:

1) эмоционального блока, когда блокируются потребности на эмоциональном уровне;

2) тогда наступает период дезорганизации, который характеризуется тревогой;

3) далее идет поиск выхода из создавшейся ситуации, когда идет возможный перебор вариантов. К примеру, человек берет ответственность на себя или перекладывает ее на других.

Максимальный период дезорганизации – один месяц. Есть свои закономерности в каждом кризисе, в котором видны конструктивные и неконструктивные отношения.

Ниже приводятся эти критические периоды.

1. Рождение ребенка. Еще внутриутробно, а особенно после рождения, ребенок может чувствовать нецелостную мотивацию со стороны матери и отца. Чувственная сторона оптимального развития ребенка касается ласки, прикосновений, речи, т. е. всего того, что происходит между любящей матерью и ребенком. Ребенок впитывает все: фигуру, лицо матери, глаза и особенно руки (руки матери могут быть теплыми, ласкающими и жесткими, «нервными»). Через эти паттерны ребенок воспринимает мир как угрожающий ему или как дружественный, оберегающий. Ребенок чувствует поэтому, является ли он желанным или является обузой. Особенно важно в этом плане работать с молодыми супружескими парами, когда родительская подсистема находится еще в стадии взаимного приспосабливания, когда имеются еще выраженные конфликтные отношения, когда родительский холон испытывает большие материальные и психологические трудности. В последующей жизни, при таком положении дел ребенок будет нести отпечаток этих отношений (вплоть до формирования психологических отклонений в развитии личности, неврозов, психосоматика).

2. Поступление в детские ясли, сад. Многие дети в этот период дают выраженные реакции протеста, если между родителями и детьми существуют слишком тесные связи или ребенок боится оставить мать одну наедине с отцом. Тесный симбиоз матери и ребенка связан с функцией защиты матери (мать больна, отец плохо к ней относится). Эти реакции часто у ребенка переходят в психосоматические состояния. Пример: каждый раз при пребывании в детском саду ребенок испытывал приступы удушья.

3. Школа. Ребенок вступает в новые отношения с окружающим миром, формируется функция самосознания. В этот период формируется самооценка, вырабатываются механизмы конфронтации, идет и осуществляется поиск половой роли. Идет оценка способностей ребенка, предъявляются строгие требования, проявляется конкуренция со своими сверстниками.

4. Вступление в подростковый возраст. Полностью формируется (при нормальном развитии) самоосознание личности, и закрепляется самооценка. Если у ребенка в более раннем периоде были заложены неконструктивные отношения, скажем, жесткая система табу, то возникает дезадаптация личности. Отсюда вырастают девиантные отношения (протест, агрессия или, наоборот, неуверенность, пассивность, инфантилизм). Запаздывание развития довольно частый результат, возникающий в ответ на дисфункциональные отношения в семье – в подростковом возрасте решается то, что должно быть решено в детстве. Еще более худшая ситуация состоит в том, что эти запаздывания в развитии в том или ином отношении проявляют себя и во взрослой жизни. Здесь адекватная психотерапия необходима как в работе с родительским холоном, так и с их детьми.

5. Окончание школы. В этом периоде очень многие выпускники затрудняются в выборе жизненного пути. Выбор может осуществляться самостоятельно, с помощью других (родителей, авторитетов) или принудительно. Если выбор был неконструктивным, то счастливой жизни не будет, так как личности приходится удовлетворять свои потребности на более низком уровне.

6. Поступление в ВУЗ либо начало самостоятельной трудовой деятельности. В этом периоде проявляются такие важные категории личностных черт, как способность к автономному мышлению и действию, способность к коммуникации, конкуренции, выживанию, работоспособность, настойчивость в достижении целей и, особенная категория, – зрелость личности.

7. Вступление в брак. Требует реорганизации всей внутренней жизни.

8. Беременность. Подготовка к роли матери.

9. Рождение ребенка. Новые заботы, новые трудности в отношениях с мужем.

10. Разрыв с родительской семьей. Необходимость сделать приоритетный выбор.

11. Уход на пенсию. Для многих это трагическая ситуация. Сталкиваются воочию с бытом, происходит расставание с иллюзиями, кончается ослепление, испытывают меньшее уважение со стороны близких. Ломается привычный стереотип. Тревога объясняется тем, что за душой больше ничего нет.