Динамичность межличностных отношений и механизм их развития

Наиболее полно динамичность межличностных отношений изучена в зависимости от уровня группового развития [1] и психологического климата. А. В. Петровским [2] предложена следующая классификация групп по уровню их развития: 1) диффузная группа; 2) ассоциация; 3) коллектив; 4) корпорация [3]. На уровне диффузной группы межличностные отношения подобны "песчаной россыпи". В ней каждый человек как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно; нет того, что сцепляло бы, соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга или просто не решаются, а может быть, и нс желают пойти навстречу друг другу. Нет общих ин – тересов, общих дел. Отсутствие твердого авторитетного центра приводит к рыхлости, "рассыпчатости" группы. Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит. В группе, находящейся на стадии ассоциации, или "мягкой глины", заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим элементом здесь пока выступает формальная дисциплина. Отношения в данной группе разные: и доброжелательные, и конфликтные. В группе кооперации, или "мерцающем маяке", преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание – это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых, вспышек. В группе есть на кого опереться. Она заметно выделяется среди других групп своей индивидуальностью, однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил у некоторых членов группы подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не так уж часто вносятся предложения по улучшению дел. Активность проявляется "всплесками", да и то не у всех. Высшая стадия группового развития – коллектив, или "горящий факел", – характеризуется тем, что основой межличностных отношений здесь выступают тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив.

Механизмом развития межличностных отношений является эмпатия – отклик одной личности на переживания другой. Выделяют три уровня эмпатии:

1) когнитивная эмпатия, проявляющаяся в виде понимания психического состояния человека без изменения своего состояния;

2) эмоциональная эмпатия не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания и сочувствия ему, т.е. эмпатического реагирования; эта форма эмпатии включает два варианта – сопереживание и сочувствие;

3) высшая форма эмпатии, включающая когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты. Она в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой), но и действенной.

Между указанными уровнями эмпатии существуют сложные иерархически организованные взаимосвязи. Различные формы эмпатии и ее интенсивности могут быть присущи как субъекту, так и объекту общения. Высокий уровень эмпатийности обусловливает эмоциональность, отзывчивость и др.

Существенное значение в формировании межличностных отношений имеют конкретные условия, в которых люди общаются. Это связано с видами совместной деятельности, в ходе которой устанавливаются межперсональные контакты (учеба, работа, отдых); с ситуацией (обычная или экстремальная); этнической средой; материальными ресурсами и т.д. В городских условиях по сравнению с сельской местностью межличностные контакты более многочисленны, быстро возникают и так же быстро прерываются. Влияние временного фактора различно в зависимости от этнической среды: в восточных культурах развитие межличностных отношений как бы растянуто во времени, в западных – спрессовано, динамично.

Специфика межгрупповых отношений. Проблема межгрупповых отношений – одна из ключевых в социальной психологии, поскольку характер межгруппового взаимодействия оказывает существенное влияние на целый ряд межличностных процессов и явлений. Однако, как отмечает В. С. Агеев, межгрупповое взаимодействие до сих пор рассматривается как некий побочный, второстепенный, а иногда и "досадный" феномен, искажающий "чистоту" внутригрупповой динамики [4]. Такое мнение автора касается лишь случаев влияния межгрупповых отношений на группы-аутсайдеры и "группы неуспеха" в условиях соревновательной деятельности. Как показывает практика, межгрупповая дифференциация зависит от многих причин, которые исследуются не только в рамках социальной психологии, но и в пределах наиболее близких для нее дисциплин: социологии и психологии.

Все межгрупповые отношения в обществе могут быть рассмотрены на макро-, мезо- и микроуровне социальной жизни. На макроуровне складываются отношения между большими социальными группами в рамках всего общества или даже между обществами (государствами, странами, этносами, расами, национальностями и т.д.). На мезоуровне возникают отношения между первичными группами в рамках определенной общности, например, отношения классов в школе или студенческих групп в вузе. На микроуровне отношения существуют между микрогруппами, которые образуются уже в самой первичной группе. Это могут быть диады, триады или более крупные микрогруппы. Даже семья может быть рассмотрена с точки зрения особых межгрупповых отношений микрогрупп: например, мать и сын образуют одну микрогруппу, бабушка с внучкой – другую и т.д.

Основой межгрупповых отношений являются процессы дифференциации и интеграции, определяющие не только сами эти отношения, но и условия существования социальных групп. Эти две тенденции лежат в основе формирования соответствующих им типов отношений: 1) отношений, обусловленных процессами дифференциации; 2) отношений, обусловленных процессами интеграции. Дифференциация определяется различиями и ведет к обособленности групп. Интеграция содержит в себе то общее, что способствует развитию тенденции к объединению в том или ином аспекте. Эти две тенденции сосуществуют, и их динамка определяет жизнедеятельность социальной группы. Преобладание какой-либо одной тенденции может привести к негативным социально-психологическим результатам. Например, преобладание дифференциации приводит к такой обособленности группы от социальной жизни, которая разрывает социальные связи, блокирует поступление новой информации и в конечном счете останавливает развитие группы, приводя ее к стагнации (застою). В то же время группа, в которой доминируют тенденции интеграции, настолько открыта социальной жизни, что не умеет защищать свои интересы. Такая группа также быстро утрачивает жизнеспособность, поскольку позволяет другим группам чрезмерно влиять на внутригрупповые процессы, в результате чего и теряет собственную социальную устойчивость. Следовательно, баланс интеграции и дифференциации выступает важнейшим условием жизнеспособности и развития социальной группы.

При анализе межгрупповых интегративных отношений обычно исходят из феноменов групповой аффилиации, групповой открытости, межгрупповой референтности.

Групповая аффилиация (от англ. affiliate – присоединять, связывать) означает такие отношения между группами, которые предполагают, что одна из них является составной частью другой. Любой группе свойственно стремление быть составной частью и чувствовать свою принадлежность к более широкой социальной общности. Такое взаимодействие групп разнопорядкового масштаба и объема составляет отношения по вертикали, в отличие от отношения равнопорядковых групп по горизонтали. Следовательно, для анализа малой группы необходимо сначала понять особенности большой социальной группы, частью которой она является, а затем определить существенные различия между данными большими группами и на основании этого давать сравнительную характеристику малым группам, которые входят в их состав.

Групповая открытость проявляется в стремлении группы получить информацию и влияние извне, вследствие чего она подвергается различного рода воздействиям и оценкам со стороны других групп. Уровень групповой открытости можно рассматривать как своеобразный критерий обновления группы и соблюдения баланса процессов дифференциации и интеграции. Открытость группы может быть связана и с привлечением новых членов или даже изменением состава группы. Открытость группы необходима для того, чтобы поддерживать ее существование в постоянно меняющихся социальных условиях и обеспечивать полноценное функционирование и развитие. Все процессы взаимодействия группы с окружающим социумом осуществляются через групповую открытость. Уровень такой открытости определяется благополучием существования группы в социуме: чем выше уровень благополучия, тем более открытой может быть группа. При неблагоприятных условиях открытая группа становится закрытой. Закрытость в данном случае значима с точки зрения сохранения группы как целого и на какое- то время спасает группу, однако если группа закрыта достаточно продолжительный период времени, она постепенно утрачивает свои позитивные адаптационные функции и через стагнацию перерождается, превращаясь из адаптивного социального явления в дезадаптивное.

Межгрупповая референтность (от лат. referens, род. п. referentis – сообщающий) проявляется в обращении к значимой внешней группе, которая выступает в качестве носителя определенных ценностей и норм, некой эталонной модели. Как особый тип отношений межгрупповая референтность определяется ценностными ориентациями группы, ее социальными установками и ведущими тенденциями развития.

  • [1] Стадии развития группы в свое время были описаны психологом Анатолием Николаевичем Лутошкиным, который придумал для них запоминающиеся романтичные названия: "Песчаная россыпь", "Мягкая глина", "Мерцающий маяк", "Алый парус", "Горящий факел".
  • [2] Петровский Артур Владимирович (1924–2006) – российский психолог, автор социально-психологической теории коллектива. Разработан теоретические проблемы психологии личности и ее развития.
  • [3] Подробнее см. Петровский, А. В. Психологическая теория коллектива. – М. 1979.
  • [4] См. Агеев, В. С. Психология межгрупповых отношений. – М. 1983. – С. 126.