Проблема становления личности ребенка в свете теории привязанности 0

Полный текст

Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание личности, является семья. Значимость взрослых для психического развития ребенка признавалась (и признается) большинством западных и отечественных психологов [1, 2, 3, 4 и др.].

В западной психологической литературе значительное место занимают описания тяжелых последствий разлуки ребенка с матерью или другими близкими родственниками. Разлука с близкими в ранний период жизни фатальным образом предопределяет дальнейшую судьбу ребенка. Разлука с матерью сказывается на развитии познавательных функций детей. В особенности ведет к отставанию речевого или предречевого развития.

Данные изучения детей, растущих в разлуке с матерью, коррелируют с данными анализа индивидов с отклонениями, которая не может быть разорвана без серьезных последствий для эмоционального развития ребенка. Так, М. Раттер, описывая варианты поведения детей вне семьи [3] (например, в больнице) говорит, что дети от 4 до 7 лет мыслят в эгоцентрических понятиях и полагают, что помещение в больницу, приют, сама болезнь – есть результат их неправильных поступков (наказание). Такие волнения представляют сильный стресс и приводят в ряде случаев к эмоциональному расстройству.

Также многие источники свидетельствуют о том, что лишение ребенка материнской любви в раннем возрасте имеет далеко идущие последствия не только для эмоционального, но и для умственного и личностного развития [5].

Лишение материнской заботы почти всегда приводит к задержке развития ребенка - физического, интеллектуального, социального. Речь идет прежде всего о переплетении разных видов депривации – эмоциональной, сенсорной, социальной. Известно, например, что в плохо организованном интернате ребенок лишен не только материнского тепла, но и полноценной помощи со стороны обслуживающего персонала, он получает мало социальной информации, бытовых знаний и пр.

Счастливый ребенок, уверенный в материнской любви, не становится невыносимо тревожным; обеспокоенный ребенок, сомневающийся в добрых чувствах матери, часто неправильно понимает события. Более того, эти неверные истолкования могут тлеть скрыто от всех, даже от самого ребенка.

Главным условием полноценного развития ребенка является соответствующее его природе общение со взрослыми. В основе такого общения лежит система личностных связей, которые устанавливаются в первые месяцы жизни ребенка и развиваются в дальнейшем по определенным законам. Игнорирование этих законов ведет к задержкам и искажениям в психическом развитии детей, негативно отражаясь на их последующей жизни.

Также все чаще ученые стали подчеркивать роль отца в общем развитии детей. Причем на первый план выдвигается его взаимодействие с ребенком. Если интенсивность общения высока, и отец искренне «дарит» ребенку свои чувства, то порой он привязывается к отцу даже сильнее, чем к матери, хотя она проводит с ним больше времени.

Воспитание будущего семьянина зависит от многих факторов, главную роль среди которых играет образ жизни и поведение родителей, т.к. ребенок наблюдает взаимоотношения между отцом и матерью. Эти взаимоотношения оказывают сильное влияние на ребенка.

Семейные отношения следует строить таким образом, чтобы они стали уроком, хорошим примером для детей. Чем меньше дети, тем это важнее, т.к. они неспособны еще критично воспринимать поведение взрослых. В детстве благодаря поразительной наблюдательности детей закрепляется модель человеческих отношений, которые потом изменить достаточно сложно.

Семейные конфликты и споры возникают зачастую в присутствии ребенка (родители и не пытаются скрыть: «он еще не понимает»). Но происходящее у него на глазах запечатлевается в его сознании и подсознании и существенно влияет на всю последующую жизнь.

Велика потребность в эмоциональном общении. Равнодушные родители в этом отношении наносят непоправимое зло своим детям, которые вырастают неотзывчивыми, бездушными людьми.

Тесная привязанность к другим человеческим существам является той осью, вокруг которой вращается жизнь человеческого индивидуума, не только когда он еще младенец, но и в период его отрочества, зрелости и вплоть до старости.

Шавер, Хейзан и др. рассматривали взрослые варианты типов привязанности. Было показано, что «надежно привязанным» легче войти в контакт с другими, и они не испытывают особых мучений, когда попадают в слишком сильную зависимость или когда их бросают.

Амбиваленто-привязанные меньше доверяют окружающему миру и поэтому, как правило, являются большими собственниками и ревнивцами.

Ненадежно-привязанные опасаются чрезмерной близости отношений и потому меньше заинтересованы в их создании и легче идут на разрыв. Они также более склонны «к сексу на одну ночь», не подразумевающему любви.

В ранние периоды жизни ребенка происходит установление детско-родительских отношений, которые формируются в результате взаимодействий ребенка и родителей. Привязанность возникает между младенцем и лицом, осуществляющим первичный уход. Это достаточно длительные отношения. Младенец имеет своего рода «антенну», с помощью которой он отыскивает и настраивается на мать.

Эти отношения, если они основаны на защищающей (безопасной) привязанности, позволяют развивающемуся организму конструировать «внутренние модели» себя и других, которые формируются вокруг «внутренних моделей привязанности». Последние, в свою очередь, обеспечивают построение внутренних структур, основанных на взаимодействии между этой личностью и объектом привязанности. На основе этой внутренней модели привязанности развиваются системы доверия и когнитивные системы переработки восприятий, с помощью которых ребенок формирует свой образ окружающего мира. Развитие привязанности происходит на основе реального опыта со значимыми, а не фантазийными фигурами. Хотя мы должны сказать, что у ребенка все же существуют представления об идеальном уходе.

Из сказанного следует необходимость детального анализа всей ситуации взаимодействия ребенка с близкими в отношении социализации людьми, вклада в становление личности самого фактора привязанности, поскольку существенна и проблема зависимости как крайней меры привязанности, что становится в дальнейшем тормозом социального становления индивида. Необходимо также изучить конкретные поведенческие «выходы» в результате формирования различных форм привязанности в отношении полового, психосексуального, социального, политического, семейного статуса личности. Важное место в этих исследованиях занимает и более определенное выявление возрастных этапов, более сенситивных для становления личности под влиянием фактора привязанности и направленности ее компонентов.