Интимно-личностный аспект в межполовых отношениях молодежи

Библиографическое описание: Нудель Е. Л. Интимно-личностный аспект в межполовых отношениях молодежи [Текст] / Е. Л. Нудель // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 75-77.

Межличностные отношения в социальной психологии являются одной из тех проблем, актуальность которой не утрачивается со временем. Вопросы о специфических особенностях межличностных отношений, о механизмах их формирования и развития продолжают интересовать исследователей. Это связано с тем, что в каждый отдельный отрезок исторического времени ценности и образы человеческих взаимоотношений могут изменяться. Вопросы подготовки молодых людей к будущей семейной жизни и, в частности, вопросы полового воспитания, давно привлекали внимание общества.

Разработка категории «отношение» в отечественной науке принадлежит В. Н. Мясищеву, который определяет их как «содержательную» связь человека с внешним миром. Через «отношение» проясняется природа субъективного в человеке. Раскрывается социально-психологическое содержание связей личности со средой. Таким образом, отношения есть некий результат взаимодействия человека с миром.

Отношения представляют собой целостную систему избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами действительности, включающие три взаимосвязанных компонента: отношение человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира [6, с. 130].

Наиболее важными отношениями личности В. Н. Мясищев выделяет социально-психологические отношения, которые представляют собой взаимоотношения, т. е. результат взаимных усилий партнеров по совместной деятельности и общению. Взаимоотношения формируются посредством общения через межличностное отражение. Общение выступает как процесс, который делает реальностью отношения людей.

Категория «отношение» является одной из ключевых в психологической науке. Содержание и характер взаимодействия людей определяется не только их внутренними побуждениями (потребности, интересы, мотивы и т. д.) и особенностями выполняемых деятельностей (цели, методы, средства), но и их отношениями друг к другу. Отношения — это взаимосвязи между людьми, во-первых, как представителями определенных социальных общностей в разных сферах социальной жизни, во-вторых, как личностями (индивидуальностями). Первый из указанных типов отношений в психологии принято называть общественными, второй тип — межличностными отношениями. [5, с.171]

Как указывал Я. Л. Коломинский (1970), взаимоотношения представляют собой специфический вид отношения человека к человеку, в котором имеется возможность непосредственного одновременного или отсроченного ответного личностного отношения. Следует подчеркнуть, что они выступают не только как отношения субъекта к другому человеку как объекту-субъекту, но и как взаимоотношения двух субъектов.

Особенностями межличностных отношений являются: обязательно персонифицированный контакт, длительность и устойчивость контактов, которые основаны на чувствах, как устойчивом эмоциональном отношении одного человека друг к другу. Ядром отношений являются сознательные усилия партнеров, направленные на взаимопонимание, а чувства, выражающиеся в действиях и поступках, задают содержание отношений. Основными структурными компонентами межличностных отношений выделяются: действенная, эмоциональная, оценочная (Киричук А. В. 1964); поведенческая, аффективная и когнитивная (Коломинский Я. Л. 1977), поведенческая, аффективная, гностическая (Бодалев А. А. 1994). Поведенческий или действенный компонент подразумевает действия и поступки, проявляется в стиле взаимодействия, особенностях коммуникации. Эмоциональный компонент выражается в эмоциональных переживаниях, межличностной привлекательности. Оценочный (или когнитивный) участвует в процессе социального восприятия и выражается в социальных стереотипах, представлениях. К параметрам, задающим содержание отношений, относят следующее: степень психологической близости, валентность отношений, позиция партнеров, степень знакомства [6, с. 132].

Гозман Л. Я. (1987) основным критерием типологизации отношений определяет эмоционально-оценочный компонент. В зависимости от содержания (или типологии) отношений (дружеские, любовные, приятельские, деловые и т. д.) определяются особенности коммуникации, роли партнеров по общению, их функции, сценарий поведения.

Поведение людей в межличностных отношениях задается не только эмоциональным отношением друг к другу, но и их социальными представлениями об отношениях (о дружбе, любви и т. д.), которые приобретаются в процессе познания окружающего мира и выступают как один из регуляторов социального поведения человека. Социальные представления о тех или иных отношениях содержат информацию о том, как должны развиваться эти отношения, каким должен быть партнер (его качества, стиль поведения). Каналами трансляции информации социальных представлений выступают средства массовой информации, малые группы, традиции и т. д. поэтому зачастую она выражена в стереотипах. Конечно, нельзя говорить о том, что поведение людей предопределяется его социальными представлениями только прошлого опыта, но как отмечал В. Н. Мясищев «…стереотипы можно рассматривать как функциональный момент человеческих отношений».

Одной из стратегических линий поведения в периоде ранней взрослости является усиление субъективной значимости полоролевых стереотипов социальных ролей, сексуальное поведение молодых, выбор партнера или, по выражению А. А. Ухтомского, «смещения доминанты на другом», планирование и формирование семьи. В повседневной жизни такая «поисковая активность» становится основным ингредиентом, который придает жизни молодых людей особую чувственность, насыщенность, эмоциональность, ощущение полной реализации жизненных сил, состояние близкого счастья и обозначается нами как интимно-личностная сфера, под которой мы будем понимать глубинную, базовую сферу личности, представленными особыми переживаниями и избирательно-чувственными отношениями [11, с.146].

В начале 90-х гг. американский ученый М. Кнэпп разработал коммуникационную модель развития и ухудшения отношений. По его мнению, аффилиация может меняться как в сторону увеличения, так и снижения. Модель включает 10 этапов развития взаимодействия. Первые пять этапов связаны с нарастающей близостью и включают в себя поступательное развитие отношений: Вступление — период вступления в контакт и первичного узнавания;

  • Экспериментирование — партнеры узнают друг друга; апробируют общие темы и темы, которых следует избегать, выявляя ценности и отношение к разным вещам;
  • Интенсификация — отношения усиливаются и предполагают большее раскрытие, основанное на доверии;
  • Интеграция — партнеры начинают разделять друг с другом разные аспекты своей профессиональной и личной жизни, включая «парную» идентичность;
  • Объединение — публично объявляется, что обязательства взяты и контракт заключен. В любовных отношениях это этап объявления помолвки и вступления в официальный брак.

На каждом этапе развитие взаимных отношений может замедляться, приостанавливаться, стабилизироваться или замирать. В обыденной жизни мы называем первый этап простым знакомством. После этапа экспериментирования такие отношения уже переходят в приятельские. На этапе интенсификации возникает дружба, которая на этапе интеграции приводит к тесному взаимодействию, сотрудничеству и совместной деятельности. Объединение предполагает союзнические отношения в любых ситуациях.

Человек чувствует себя полностью счастливым лишь тогда, когда он любит и ему отвечают взаимностью. Это подтверждается и многочисленными исследованиями, согласно которым наличие тесных, проверенных временем взаимоотношений повышает жизнеспособность индивида. В поисках таких взаимоотношений мы готовы провести половину жизни. Можно рассмотреть любовь как зарождение, развитие и укрепление чувства по той же схеме, по которой Кнепп рассматривал дружбу. Большинство начальных проявлений будущей любви будут такими же [10, с.330–331].

Сложность развития интимно-личностной сферы связана с необходимым уровнем зрелости чувств человека, формированием особых отношений с людьми, принятием и реализацией собственной половой роли. Становление интимно-личностной сферы происходит постепенно и представляет собой эволюционную систему психологических качеств личности, развитие способности дружить, любить и заботиться о детях.

Каждая стадия развития человека характеризуется, по Эриксону (1996), выделением собственной витальной силы, в которой нуждается человек, чтобы стремиться к чему-либо, бороться и достигать. Базисными добродетелями юности он предлагает считать надежду и верность. Стадию ранней взрослости можно дополнить третьей добродетелью — любовью, которая не противоречит первым двум, а органически вписывается в общий контекст, превнося дополнительные силы. Г. Е. Зборовский (1991) пишет, что любовь как социальный феномен ближе и понятнее студенческой молодежи, чем что-либо другое.

Особую роль удовлетворения потребности в любви и дружбе отводится в гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс). Данные авторы считают, что потребность в самоактуализации реализуется только в том случае, если будут удовлетворены обе эти потребности.

Молодые люди испытывают необходимость заводить дружбу, чувствовать привязанность, радоваться другим людям, любить. В радиус значимых отношений входят друзья и сексуальные партнеры. Сформированная потребность в аффилиации постепенно фокусируется, считает Э. Эриксон (1996), на выборе партнера, «который будет допущен во внутреннее пространство «навсегда»».

Таким образом, основной выбор данного возрастного периода — это интимность. Определяющую роль в формировании сексуальных норм человека играет чувство любви.

Обобщив все сказанное как вызревание потребности молодых в любви. В установлении интимных отношений, можно утверждать, что полоролевое и сексуальное поведение молодежи является одним из ведущих в их жизненном сценарии интимно-личностной сферы, при котором контекстуальная частота событий, связанных с вопросами пола, велика. Позитивным результатом такого поведения можно считать выбор спутника жизни, «вместе с которым предстоит совершить цикл «работа — рождение детей — отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие».

Литература: Бодалев А. А. Психология межличностного общения. — Рязань, 1994.

  • Бодалев А. А. Психология межличностных отношений. — М. 1979.
  • Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. — М. Изд. МГУ, 1987.
  • Журавлев А. Л. Соснин В. А. Красников М. А. Социальная психология: учебное пособие. — М. ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. — 416 с. — (Высшее образование).
  • Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Учебное пособие. — Минск: ТетраСистемс, 2000. — 432 с
  • Куницына В. Н. Казаринова Н. В. Погольша В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов. — СПб: Изд. Питер, 2001.
  • Мясищев В. Н. Психология отношений// Под ред. А. А. Бодалева- М. Издательство «Институт практической психологии», Воронеж, 1995. — 356с.
  • Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Л. ЛГУ, 1979.
  • Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. — Киев, 1990.
  • Почебут Л. Г. Мейжис И. А. Социальная психология. — СПб. Питер, 2010. — 672с. ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  • Ухтомский А. А. Письма. «Пути в незнаемое». М.,1973.