Раздел 6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ

Глава 1. Вербальное и невербальное общение

Известная формула говорит, что ничто не важнее для личности, чем роскошь человеческого обшения. Межличностные, внутри-групповые и межгрупповые формы обшения являются совершенно необходимыми для нормальной жизни людей. В той или иной форме общение включено в практику взаимодействия людей в виде совместного труда, учения, коллективных игр и т.д. Потребность в общении занимает важное место среди высших мотиваций личности, и удовлетворение этой потребности связано с положительными эмоциями и чувствами. В результате обшения люди обмениваются продуктами труда, многочисленными и разнообразными услугами, начиная от услуг по передаче информации и оканчивая услугами по оказанию друг другу моральной и дружеской поддержки.

Основные виды обшения связаны с вербальным и невербальным способом передачи информации (32; 49). Невербальное общение подразумевает использование при общении мимики, жестов, интонаций речи, использование которых так или иначе свойственно всем животным. У человека роль социально значимых жестов и поз является предметом специального изучения в работах по анализу кросскультурных и межнациональных различий разных этнических групп и социальных слоев. Неправильное истолкование таких действий может привести к появлению подсознательного, инстинктивного неприятия, к отрицательной преднастроенности. Показательным примером таких недоразумений может служить плохое знание местных манер "хорошего" тона. Скажем, в Японии и других азиатских странах даже незнакомые люди при встрече должны вежливо улыбаться и кланяться друг другу. Этого требуют обычаи, отступление от которых воспринимается как невежливость (4).

С другой стороны, такое поведение в среде людей европейской культуры может быть воспринято какугодничество или раболепие. Поза внимания, заключающаяся в вытягивании шеи и повороте головы в сторону говорящего, является совершенно нормальной, например, в одних областях Германии. Отсутствие такого жеста в этой культурной среде может быть воспринято как выражение неприязни к собеседнику, что вполне может вызвать ответное конфликтное поведение. Культурные обычаи северных американцев и европейцев требуют от людей, вступающих в общение, наличия постоянной улыбки, что очень часто воспринимается представителями другой культуры как знак дружбы и личной заинтересованности. А так как на самом деле эта улыбка представляет собой всего лишьсимвол формальной вежливости, приезжий может посчитать себя обманутым, а своего партнера - ненадежным человеком, дающим обещания и сразу же не выполняющим их.

Вербальное (речевое) общение присуще только человеку. Речь осуществляет функцию общения при помощи языка, то есть системы знаков той или иной физической природы. Речевые сообщения служат для выражения мыслей, определения предметов, указания действий. Все эти функции осуществляются благодаря возможностям языка тонко отслеживать мыслительные процессы. Оперирование правильно построенными фразами детально, точно и глубоко отображает различные аспекты мира, описывает объекты, отношения, свойства, позволяет указывать на то, ктосоверша-е! действие, на кого оно направлено, обстоятельства и условия действия. В процессе вербального обшения люди могут использовать и передавать друг другу такие результаты мышления, как умозаключения, простые и сложные высказывания, логические построения, предположения и гипотезы.

Глава 2. Психология межличностных отношений и малых групп

Общение людей происходит какпри деловых, таки приличных контактах. Деловые отношения складываются в связи с совместной работой; личные отношения часто независимы от работы, хотя их формированию часто помогает наличие обших интересов и общей работы.

Большую часть времени обшения люди проводят в так называемых малых группах, в состав которых входятот 2-3 до 20-30 человек. Примерами таких малых (или первичных) групп являются семья, друзья, коллеги по учебе или работе. Классическая малая социальная группа - семья, также как группы близких друзей, является примером групп, формирующихся на основе интимных личностных отношений. Эти отношения подразумевают существование между членами группы, с одной стороны, системы обших моральных норм, ценностей, взглядов. С другой стороны, между членами малой группы обязательно присутствуют глубокие, ярко и явно выраженные чувства (17; 49).

Кстати говоря, эти чувства не обязательно являются положительными (любовь, дружба). Личностные отношения в малых группах могут быть и отрицательными (вражда, ненависть, взаимное непонимание и "одиночество среди людей").

Между членами малой группы, занимающими разные уровни иерархии, как правило, существуют сложные индивидуальные, неравнозначные отношения. Внутри сформированной малой группы существует определенная иерархия отношений и определенное распределение ролевых функций, занимаемых ее членами. В частности, во многих типах групп различаются роль неформального лидера и роль руководителя или менеджера. Различие между их позициями заключается в том, что лидер определяет направление движения, воодушеаляет и мотивирует членов группы, менеджер разрабатывает графики работы, следит за их исполнением, контролирует достижение промежуточных результатов, оформляет результаты работы. Справедливости ради следует сказать, что деятельность менеджеров высшего уровня по определению должна содержать элементы лидерства.

Кроме этого одни члены малой группы могут выполнять ролевые функции, связанные с генерацией "свежих" рабочих идей, другие - с созданием психологического климата, основанного на справедливости, взаимном доверии и доброжелательности, третьи - обеспечивают надежное исполнение наиболее сложных задач. Выбор ролевых функцийяаляетсядостаточнонепростой задачей: не все люди заранее знают свои склонности и предпочтения. Естественную помошь в выявлении таковых оказывают, с одной стороны, представления каждого человека о типе собственной личности, характера, темперамента, уровне способностей, способе мышления. С другой стороны, помощь в определении ролевых функций членов коллектива является функцией лидера и топ-менеджеров группы.

Заметим также, что частью ролевых функций являются права и обязанности. Эти части ролевых функций формулируются в разного типа правилах, в том числе религиозных заповедях, гражданских, административных и уголовных кодексах, моральных нормах и т.д.

Некоторые ролевые функции, в основном связанные с любовными отношениями и ролями ребенка, рассмотрены в разделах "Дружба и любовь" и "Специфика возрастных периодов развития и воспитания". В качестве других примеров, показывающих широту распространения этих функций, можно привести роли, связанные с полом, возрастом, семейными, служебными, игровыми отношениями. Стоит отметить подвижность, динамичность ролевых функций. Один и тот же человек в разных ситуациях может выполнять разные роли. Причем это касается нормального поведения любого человека, а не только профессионального актера. Человек в течение каждогодня естественным образом играет не только разные, ночасто и противоположные роли. Например, матери и дочери, отца и сына, учителя и ученика, начальника и подчиненного, неформального лидера и исполнителя. При этом он не юлит, не ведет себя "как хамелеон", не обманывает окружающих, а проявляет свойственные ему различные социальные функции. Недаром еще В. Шекспир сформулировал знаменитую формулу "Весь мир театр и люди в нем актеры".

Для иллюстрации того, как виделась исторически ролевая функция человека на службе, приведем указ Петра I от 09.12.1708 г. "Подчиненный перед лицом начальствующего должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим начальство не смущать". Спрашивается, насколько изменилась ролевая функция подчиненного в настоящее время?

Сточки зрения члена малой группы она может быть референтной и нереферентной. Референтной для человека является такая группа, членом которой он хотел бы стать. Мнением людей референтной группы человек дорожит, среди этих людей находит образцы для подражания. Референтная малая группа характеризуется психологической и поведенческой общностью ее членов. Это означает, что внутри группы существуют осознанные или не вполне осознанные, но интуитивно принимаемые всеми членами группы, групповые нормы и правила поведения, правила взаимоотношений, моральные ценности.

Малую группу с высокоразвитыми моральными и нравственными отношениями в социальной психологии называют коллективом. Особенностью такой группы является сверхаддитивный эффект, когда результаты групповой деятельности превосходят сумму индивидуальных достижений членов группы. Примерами такого типа эффектов можно считать работу всеми признанных творческих коллективов, успешно развивающихся фирм, всемирно известных научных школ. Одной из важнейших целей работы топ-менеджеров любой компании является достижение сверхаддитивного режима работы коллектива.

Нереферентной является малая группа, психология которой безразлична или чужда для человека. Наряду с этими типами малых групп существуют и антиреферентные группы, поведение, моральные и нравственные нормы членов этих групп представляются для человека совершенно и принципиально не приемлемыми.

Глава 3. Межгрупповые отношения и взаимодействия

Сам факт существования групп является причиной возникновения определенных противоречий между ними. Члены каждой малой группы или коллектива связаны между собой общими социальными, этическими, моральными нормами, общими интересами, целями. В этом смысле разные малые группы и сообщества часто обладают различиями, отличаются по ряду принятых в их среде культурных традиций, интересов и целей. В не меньшей степени это касается и больших сообществ, таких, как нация, страна, религиозное, этническое объединение. Существование различных групп и группировок людей с разными культурными традициями является необходимой нормой социальной структуры общества.

В теории и практике межгрупповых отношений существуют два взаимно противоположных мнения о неизбежности межгрупповых конфликтов. Сам факт существования отдельных групп людей может порождать, с одной стороны, фаворитизм по отношению к членам сообщества и, с другой, - дискриминацию по отношению к членам других, "чужих", групп. Этим объясняется "природная" неизбежность конфликтов, так как враждебность, по крайней мере настороженность поотношению к чужой группе и ее представителям, рассматривается как ведущий способ сохранения единства и сплоченности внутри собственной группы.

Тем не менее анализ взаимных отношений социальных групп, слоев и объединений разноготипа показывает, что само их существование необязательно связано с развитием межгрупповых конфликтных отношений. Групповые стереотипы, воспринимаемые членами групп в виде языковых, сленговых, религиозных, внешних физических, культурных отличий, не являются обязательным условием межгрупповых конфликтов, хотя и могут усиливать уже возникшую враждебность.

В своем развитии конфликт, в том числе межгрупповой конфликт, проходит стадии возникновения, становления, зрелости, преобразования (17; 49). Психологические методы коррекции, разрешения конфликтов наиболее эффективны на стадии возникновения, не допускания его эскалации. Способами разрешения конфликта являются: компромисс, то есть взаимные уступки сторон; привлечение "объективных" судей, обладающих знанием конфликтной ситуации, авторитетом у обеих сторон и незаинтересованностью в победе одной из сторон; отсрочка: переключение внимания сторон на другие мирные пути развития отношений; разделение эмоциональной и содержательной компоненты конфликта, когда проводятся процедуры выделения, локализации существенных противоречий.

В основе формирования нормальных межгрупповых отношений лежат процессы создания четких сводов правил межгруппового взаимодействия, правил и норм определения зон ответственности каждой группы, сфер компетенции. На всех уровнях идеология позитивных межгрупповых отношений строится путем разработки систем законов, в рамках которых люди договариваются проводить межгрупповое взаимодействие. Для законопослушных малых групп эти законы представляют собой более или менее полные отображения сводов законов государства.