/ Родительство

Психология родительства (детско-родительские отношения)

Понятие «родительство» в научной литературе практически не определено.

Родительство – интегральное психологическое образование личности. Оно представляет собой систему, включающую совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания. (Овчарова Р.В.).

Родительство входит как относительно самостоятельная система в систему семьи. Цель родительства – рождение и воспитание детей.

Родительство включает в себя материнство и отцовство, но рассматривается шире их простой совокупности. Отдельные проблемы материнства достаточно разработаны в современной психологии, отцовство практически не изучено. Не разработаны способы целенаправленного формирования осознанного родительства. Во многом это связано с тем, что родительство – это феномен, трудно поддающийся формализации.

Родительство формируется под влиянием различных социальных и биологических факторов и в свою очередь определяет состояние общества.

Наиболее изучено родительство с точки зрения репродуктивных установок и репродуктивного поведения личности. Чаще всего отмечается их зависимость от родительской семьи.

Системные характеристики феномена родительства:

Родительство представляет собой относительно самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи.

Родительство многогранно. Оно рассматривается на двух уровнях: на уровне индивида (матери и отца) и как надиндивидуальное целое. Эти уровни являются этапами формирования родительства.

Родительство имеет сложную структуру. Оно включает несколько сторон: индивидуальную (индивидуально-личностные особенности женщины и мужчины, влияющие на родительство); микросемейную (родительство как подсистема семьи); мезосемейную (родительство как феномен, связанный с родительскими семьями); социальную (родительство по по отношению к системе общества).

Факторы, влияющие на формирование родительства иерархически организованы и представлены на нескольких уровнях: макросистемном, мезосистемном, микросистемном, личностном

Феномен родительства – явление динамическое, включающее процесс становления и развития.

Родительство – это надиндивидуальное образование. Оно не является суммой материнства и отцовства, а их интеграцией. Формирование родительства включает несколько уровней.

Субъективно-личностный. Представляет процессы интериоризации опыта, полученного в родительской семье и социуме. Складывается до начала семейной жизни, до рождения ребёнка.

Надиндивидуальный. С момента рождения ребёнка. Представляет процесс интеграции субъективно-личностных уровней отца и матери. Становлению данного уровня свойственна неустойчивость компонентных структур супругов. Происходит корректировка составляющих родительства.

Развитая форма родительства характеризуется осознанностью, относительной устойчивостью и стабильностью. Она реализуется в согласованности представлений супругов о родительстве, комплементарности динамических проявлений родительства.

Родительство описывается понятиями «ответственность», «доверие», «готовность». Понятие «ответственность» связано с определённой тревогой, беспокойством за судьбу ребёнка. Возникновение ответственности может проявляться в разное время: задолго до появления ребёнка, во время беременности и родов, сразу после рождения, некоторое время спустя. Иногда чувство ответственности за ребёнка появляется у супругов не синхронно. Содержание, вкладываемое в понятие «ответственность» у мужчин и женщин также разное.

Также с родительством связано понятие «доверие». Родительство предполагает наличие представлений и ожиданий не только по отношению к ребёнку, но и к супругу. Обычно рождению ребёнка предшествует осмысление доверия по отношению к реальному или предполагаемому супругу. Доверие исходит из двух основных элементов: предвидения и сопоставления реального родительского поведения со своими ожиданиями и идеалами. Доверие к супругу означает, что большинство вариантов его поведения устраивают, а также то, что в любой ситуации можно рассчитывать на его поддержку и помощь. Родительство – это не просто осознание себя матерью или отцом, а родителями, делегирование части ответственности супругу.

Понятие «готовность к родительству» предполагает как оценку собственной готовности стать родителем, принять на себя ответственность за жизнь и благополучие другого человека, но и оценка готовности своего партнёра. Переход от брачных отношений к семье – высшая степень доверия своему супругу.

Ответственность, доверие и готовность могут оказаться мнимыми, не отвечать представлениям и ожиданиям партнёра. Это может стать источником конфликтов. С появлением ребёнка происходит соотнесение предполагаемого положения вещей с реальным.

Всё многообразие проявлений поведенческой составляющей родительства можно свести к двум стратегиям его реализации: восприятие рождения ребёнка как ограничение, в том числе самореализации, либо как новые возможности. Если родительская роль воспринимается как ограничение, то постепенно всё же произойдёт принятие данной роли, но реализовываться она будет не в полной мере, а с ограничениями для развития ребёнка и себя как родителя. В этом случае родитель будет чаще обращаться к прошлому или будущему, а не проживать каждый миг настоящего. Это может привести к дисгармонии детско-родительских отношений. Вторая стратегия более оптимальна. Она создаёт наиболее благоприятные условия для развития личности ребёнка. В этом случае осуществляется соразвитие, сотрудничество, сотворчество ребёнка и родителей. Появление ребёнка открывает новые возможности для родителей, оно даёт новый толчок для развития семьи, обогащения семейных отношений.

Структура родительства

Родительство как интегральное образование личности включает:

Семейные ценности (ценностные ориентации супругов)

Родительские установки и ожидания