Взаимосвязи социальной психологии с другими отраслями знания

Социальная психология черпает сведения из различных областей социальных, психологических, обще гуманитарных знаний, обогащая одновременно их своими открытиями. Тесными являются ее связи с психологией и социологией.

Значимость связей с психологией обусловлена тем, что в конце XIX — начале XX века. она существенно изменила содержание своего предмета, рассматривая психическое как продукт социально-исторического развития человека и общества. Не менее важным является и то, что с целью объяснения онтогенеза (развития) психических процессов психология стала пользоваться такими социальными категориями, как "взаимодействие", "общение", "сотрудничество". Все это обусловило особенности анализа взаимосвязи индивидуального и социального, внутреннего и внешнего. Не ослабляя своего интереса к отражения человеком объективной действительности, психология одновременно рассматривала психическое и как регулятор социальных отношений. Социальное она перестала считать внешним фактором, под давлением которого происходит трансформация внутреннего (психического) жизни человека, и предоставила ему значение первичного фактора. А внутренние психические процессы рассматривались во взаимодействии с социальными факторами. их психология начала трактовать как внешние операции, которые в процессе взаимодействия перешли во внутреннюю сферу индиви-

Рис. 2. в Категории социальной психологии

да, стали его эмоциональным, волевым или интеллектуальным актом.

Начатые в 20-е годы XX века. американским психологом Флойдом Олпортом и российским физиологом Владимиром Бехтєревим экспериментальные исследования воздействия социально-психологического фактора показали, что в присутствии других людей, особенно во время взаимодействия с ними, результативность деятельности индивида меняется — повышается или снижается. Непосредственное воздействие одного индивида на другого является простейшим социально-психологическим явлением. Это дает основания утверждать, что психология стала ориентироваться на использование социальных факторов в объяснении сущности психического, а социальная психология как самостоятельная наука начала формироваться с первых попыток объяснить, почему изменяется активность индивида в присутствии других. Современная психология изучает общие закономерности психики человека и является источником развития всех отраслей психологической науки, определяет основы научно-психологических исследований и в области социальной психологии.

Взаимосвязь социальной психологии с социологией возник в начале XX ст. с использованием психологических данных во время анализа социальных структур и отношений. Это ярко проявилось в мікросоціології, которая больше всего внимания в объяснении социальных явлений уделяет мотивам и смыслам поведения, межличностными взаимоотношениям. В этом контексте психология и социология, решая каждая свои задачи, образуют новую дисциплину — социальную психологию. Однако не все, кто назывался социальным психологом, одинаково понимали сущность этой науки. Нередко профессиональные социологи считали себя социальными психологами, и наоборот.

в Целом социология как наука об обществе, социальные институты и социальные общности изучает законы развития и функционирования общества, природу и характер общественных, групповых и индивидуальных ценностей и норм. Социальная психология исследует конкретные механизмы их формирования. Если социология объясняет источники социальной активности человека, то социальная психология — пути и закономерности ее проявления. В отличие от социологии изучает не объективно существующие социальные отношения между людьми, не социальные общности, возникающие на основе этих отношений, а то, как люди отражают в своем сознании, конкретизируют в оценках и реальном поведении. Исследуя конкретные закономерности и механизмы взаимосвязи между личностью и обществом, социальная психология выясняет, как и почему социальное (общество, организация, группа) влияет на личность; как личность, ее деятельность сказываются на функционировании социальной группы; как проявляется социально-психологическая реальность, возникающая в процессе такой взаимосвязи.

Много общих особенностей имеют социальная психология и психология личности, изучающая закономерности формирования человека как субъекта жизнедеятельности, механизмы интегрирования всех психических процессов и свойств индивида в системное качество, которое опосредует его взаимодействие с социальной средой через процесс социализации. Обе науки изучают индивида. Предмет психологии личности охватывает структуру, функциональные характеристики, движущие силы формирования и отклонения в развитии личности и тому подобное. При этом внимание фокусируется на индивидуальных внутренних механизмах и на различиях между индивидами. Социальная психология, сосредотачиваясь на индивиде или группе людей, озабочен тем, как социум влияет на человека, сообщество, как социальные ситуации изменяют поведение личности, чем обусловлено формирование conformal или независимых, агрессивных или альтруистических индивидов, что определяет массовое поведение и явления групповой динамики.

Актуальным является связь социальной психологии с спелеологией (греч. акте — высшая степень, вершина, высшая точка, лучшая пора в развитии человека) — отраслью психологической науки, которая изучает закономерности и механизмы развития человека на ступени зрелости, достижения ею высокого уровня. Поскольку непрофессионализм порождает психологический дискомфорт, неопределенность, растерянность, апатию, состояние фрустрации (обман, тщетное ожидание) и тому подобное, большое значение придают освоению секретов мастерства, формированию психологической готовности осуществлять деятельность эффективно и результативно, видению путей, что ведут к профессионализму. Важной проблемой акмеологии является формирование общих принципов усовершенствования профессиональной деятельности и общения специалистов. Именно в аспекте профессионализма общения и взаимодействия усматривается непосредственный выход социальной психологии на акмеологію, ведь проблема социально-психологического отражения непосредственно связана с проблемой психологии общения, а профессиональное взаимодействие неотделима от общения.

Традиционно акмеология рассматривает закономерности и механизмы развития человека на стадии его зрелости. Однако развитие умений и навыков социально-психологического отражения, в том числе и коммуникативных, обретение социального и нравственного опыта, являющихся неотъемлемыми атрибутами мастерства и профессионализма, закладываются в детстве. Итак, зрелой человек не рождается, состояние зрелости влияют все предыдущие этапы ее развития. Поэтому акмеология рассматривает развитие личности в дошкольном и школьном периодах. В значительной степени это предопределяет связь социальной психологии с возрастной психологией, которая исследует специфические свойства индивида, его психики в процессе смены возрастных стадий развития. Особый научный интерес представляет проблема раннего формирования профессиональных основ жизни личности, что обеспечивает ее устойчивость в экстремальных условиях.

Интенсификация международных экономических, культурных отношений актуализирует взаимодействие социальной психологии с етнопсихологією. Профессионализм современной коммуникативной деятельности предполагает наличие у специалистов знаний и умений деловых международных переговоров, неформального общения с представителями разных национальностей. Для социальной психологии и этнопсихологии, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функционирования национального самосознания, этнических стереотипов, особенно ценным является поиск путей регуляции делового общения как внутри этнической группы, так и на межнациональном уровне.

Эффективным является взаимодействие социальной психологии с психологией управления, которая продуцирует психологические знания об управленческой деятельности. Речь идет об исследовании социально-психологических факторов управленческой деятельности и карьеры, социально-психологического консультирования по проблемам управленческого развития, социально-психологических механизмов управленческой адаптации, социально-психологических механизмов профессиональной управленческой деформации и регрессивного личностного развития. Важной является проблема коммуникативной подготовки руководителя как одного из важнейших факторов эффективности его работы.

Социальная психология связана и с другими отраслями психологической науки (педагогической психологией, психологией культуры, политической психологией, юридической психологией), а также с педагогикой, философией, историей, экономикой.