ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

В данной работе рассматривается отношение молодых людей – выпускников школы и студентов вузов – к высшему образованию. Постановка этой проблемы на первый взгляд кажется необоснованной, поскольку образование является необходимым компонентом профессиональной подготовки молодежи. Однако, как показывают наши исследования, отношение молодежи к высшему образованию нельзя трактовать однозначно: при направленности на высшее образование наблюдается тенденция к недооценке возможностей, которое это образование дает.

В проведенном нами исследовании мы предложили учащимся 11-х классов (30 человек) и студентам 1–2-х курсов педуниверситета (39 человек) оценить ситуацию и мотивировать свое отношение. Ситуация заключалась в следующем: “Михаил К. 25 лет, очень интересуется музыкой, окончил музыкальное училище. Полученные корочки убрал подальше за ненадобностью. Деньги зарабатывает торговлей на базаре”.

В этой ситуации моделировалась сложившаяся в настоящее время ситуация на рынке труда и стратегии разрешения молодежью проблемы соотнесения личных интересов и оплаты за труд при выборе профессии.

Анализ ответов респондентов позволил нам выделить 4 стратегии поведения молодежи в ситуации, когда полученное образование, соответствующее интересам человека, не позволяет найти высокооплачиваемую работу и человек вынужден прибегнуть к “подсобным” видам труда, чтобы обеспечить достойный материальный уровень жизни. Выделенные стратегии мы классифицировали как активные и пассивные по критерию активности человека, прилагаемых им усилий и как конструктивные и неконструктивные по критерию достижения целей.

Стратегия 1 – пассивная неконструктивная: “В стране неблагоприятная ситуация, на работу устроиться трудно, человеку надо выживать”. Стратегия 2 - пассивная неконструктивная: “Образование и работа никак не связаны друг с другом”. Стратегия 3 – активная неконструктивная: “Деньги важнее интересов”. Стратегия 4 – активная конструктивная: “Деньги нужно зарабатывать любимым делом, отстаивать свои интересы”. Ответы школьников распределились следующим образом: 42% высказываний относятся к стратегии 1; 12% – к стратегии 2; по 23% – стратегии 3 и 4.

Ответы студентов распределились так: 25% предпочли стратегию 1; 8% – стратегию 2; 39% – стратегию 3; 28% – стратегию 4.

Заметны изменения в отношении к высшему образованию:

1) заметно меньше доля лиц, готовых “пожертвовать” полученным образованием из-за “ситуации в стране”, т.е. прибегнуть к стратегии 1;

2) среди студентов больше людей, готовых пожертвовать интересами и взяться за более оплачиваемую работу, несмотря на полученное образование, т.е. прибегнуть к стратегии 3;

3) среди студентов больше людей, готовых приложить усилия для достижения поставленной цели, не взирая на объективные трудности;

4) доля молодых людей, выбирающих конструктивную стратегию, меньше доли тех, кто выбирает одну из неконструктивных стратегий.

В связи с вышеизложенным хотелось бы отметить следующее. Поскольку уровень технологий в России на многие десятилетия отстал от развитых стран, необходим качественный интеллектуальный и технологический прорыв. Материальные и интеллектуальные ценности создаются людьми, высокотехнологичный процесс может быть осуществлен только высококвалифицированными специалистами.

Население страны стареет. Благосостояние, уровень жизни все увеличивающегося количества пенсионеров напрямую зависит от производительности труда в будущем у сегодняшних 20-летних. Таким образом, проблема профессионального самоопределения тех, кто завтра выйдет на рынок труда и будет основной производительной силой общества, является чрезвычайно актуальной. У подавляющего большинства опрошенных нами молодых людей нет установки на рост достижений в определенной сфере (что достигается только при следовании стратегии 4).

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости разработки новых подходов к профориентационной работе с выпускниками школ и студентами вузов, которая должна быть направлена не только на информирование о существующих профессиях и состоянии рынка труда, но и на выработку активных и конструктивных установок.