21. Изучение межгрупповых отношений в социальной психологии.

До недавнего времени была недостаточно исследованной. Считалось, что это область социологии, а также был сильный интерес к малым группам. Необходимость изучения: усложнение общественной жизни, этнические, классовые и другие конфликты.

Исследования А.Тэшфела и М.Шерифа.

Шериф: 1 st эксперименты, 1954 г. американский лагерь для подростков. Эксперимент состоял из четырех стадий: 1. предложена общая деятельность по уборке лагеря, в ходе которой были выявлены стихийно сложившиеся дружеские группы; 2. подростков разделили на две группы так, чтобы разрушить естественно сложившиеся дружеские отношения (измерили враждебность между группами – не выявилась); 3. была задана различная деятельность на условиях соревнования, рост межгрупповой враждебности; 4. группы были вновь объединены и занялись общей деятельностью (ремонтировали водопровод). Когда снова замерили отношения «бывших» групп, оказалось, что межгрупповая враждебность уменьшилась, но не исчезла полностью. Шериф предложил собственно "групповой" подход к изучению межгрупповых отношений: источники межгрупповой враждебности или сотрудничества проявляются не в мотивах отдельной личности, а в ситуациях группового взаимодействия. Критика: не учёл когнитивные и эмоциональные процессы, регулирующие взаимодействие.

А.Тэшфел (когнитивист). критиковал Шерифа, что является причиной ингруппового фаворитизма и межгрупповой агрессии (по Тешфелу), это результат когнитивных процессов, связанных с установлением сходства и различий между представителями различных социальных групп). Доказал, что позитивное отношение к своей группе – константа, не зависит от конфликта между группами. Эксперимент: студентам показали две картины и предложили посчитать количество точек на каждой картине. Затем произвольно разделили людей на две группы: в одну попали те, кто зафиксировал больше точек на первой, в другую – на второй картине. Возник эффект "своих" и "чужих" и были выявлены приверженность своей группе (внутригрупповой фаворитизм) и враждебность по отношению к чужой группе. Вывод: причина межгрупповой дискриминации не в характере взаимодействия, а в простом факте осознания принадлежности к своей группе и, как следствие, проявление враждебности к чужой группе.

Психология межгруппового восприятия (В.С.Агеев) Изучение проблем межгруппового восприятия в условиях совместной деятельности групп.

Совместная межгрупповая деятельность не сводится к взаимодействию (как у Шерифа). Межгрупповые отношения могут возникать и при отсутствии непосредственного взаимодействия между группами, (между большими группами через обмен ценностями культуры, фольклора и т.п.).

Восприятие чужой группы через стереотип – явление широко распространенное. Стереотип помогает составить представление об этой группе, но есть негативные характеристики – поляризация суждений – межгрупповая враждебность. Особенно жестко - в межэтнических отношениях.

Кэмпбелл: "гипотеза контакта": чем больше благоприятных условий для контактов между группами, чем дольше и глубже они взаимодействуют и обмениваются индивидами, тем выше удельный вес реальных черт в содержании стереотипа (т.е. важен анализ факторов совместной деятельности). Это развитие принципа Д.

Агеев исследовал особенности межгруппового восприятия в условиях разных видов межгруппового взаимодействия. Эксперимент 1: соревнование между группами студентов за право получения зачета. Победить могла только одна из групп. Итоги: поддерживали свою группу, предпочтение своей группы по всем критериям (учеба, проведение досуга, взаимоотношения в группе), более выражена идентификация со своей группой (местоимения МЫ и ОНИ). В эксперименте было установлено, что присутствует феномен внутригруппового фаворитизма. Межгрупповое восприятие зависит от характера совместной групповой деятельности; в ситуациях соревнования обе экспериментальные группы выбрали стратегию внутригруппового фаворитизма, т.е. их восприятие другой группы оказалось неадекватным.

Эксперимент 2. 1 этап: разделили отряд в пионерском лагере на 2 части - соревновались между собой, воспитатели поддерживали состязательные отношения, 2 этап: совместная работа этих детей в совхозе, также соревнования, но взрослые не акцентировали внимание на соревновании. То есть игра с нулевой суммой, нет конкретной цели и значимой Д. Результаты: 1 этап – резкий рост внутригруппового фаворитизма по сравнению с оценками до соревнования, 2 этап – резкое снижение. Вывод: на выраженность внутригруппового фаворитизма оказывают влияние не столько характер взаимодействия между группами (соревновательный), сколько характер совместной деятельности групп (1 – была групповая цель, 2 - надгрупповая социальная ценность). Образ другой группы формируется непосредственно в зависимости от ситуаций совместной межгрупповой деятельности

Результаты исследования В.С.Агеева показали зависимость адекватности межгруппового восприятии от конкретных факторов межгруппового взаимодействия. межгрупповая дискриминация может быть снята или ослаблена в зависимости от целей и характера организации межгруппового взаимодействия.

Если группы не включены в значимую совместную Д, то очень ярко проявляется феном внутригруппового фаворитизма. Стабилизация - если группы включить в значимую деятельность с общими для них целями и ценностями.

Этническая идентификация

Этнос – устойчивая группа людей, осознающих себя её членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие.

Один этнос от другого отличают. язык, ценности и нормы, историческая память, религия, национ характер, искусство – отражают некую объективную реальность, чаще всего духовную культуру. Современные этнические общности не имеют как раньше ярких традиций и стабильной картины мира, многие элементы их культуры размываются, интернализируются в хоз Д, пищу (итальянская и китайская,напр), искусство.

Интенсификация межэтнических контактов может быть как непосредственная (трудовые миграции, студенческие обмены, беженцы, туризм), так и опосредованными. Современные СМИ, спутниковое ТВ, интернет актуализируют этническую идентичность как нечто особое («русскость»).

Межэтнические отношения это не только отношения между группами, но и отношение к группе, которые проявляются в представлении о ней – от позитивных образов до предрассудков.

Степень влияния межгрупповых отношений на межличностные зависит от того, насколько включенные в них люди воспринимают себя и других как членов какой-то группы.

То есть, важны 2 штуки: 1. Процесс категоризации – с помощью него мы интерпретируем окружающий мир и своё место в нём (мы и они). 2. Социальная идентичность – часть я-концепции, которая возникает из осознания своего членства в группе в процессе сравнения своей группы с другой.

Социальные стереотипы – упрощенные, схематичные образы соц. объектов, характеризуются высокой согласованностью индивидуальных представлений (единство мнений в 1 группе). Характеристики: - устойчивые, ригидны к новой информации (изменяются при изменении межэтнических взаимоотношений); - носят эмоционально-оценочный характер; - единство представлений среди членов группы; - свойства, приписываемые другой группе косвенно отражают особенности группы, в которой распространяются стереотипы;

Стереотипы влияют на межэтнические отношения. Во время конфликта положительные качества – только своей группе, отрицательные – чужой. Приводят к сложностям межличностного восприятия. Бывают не только негативные, но и позитивные стереотипы (например, ожидают от русского трудолюбия, а он не оправдал – меняется отношение).

Считается, что стереотипы истинны, если существует единое мнение двух групп о третьей. Межэтнические конфликты: соц-эконом (выдвигаются требования равноправия), культурно-языковые (требуют возрождения или сохранения языка и культуры), политические (добиваются политических прав), территориальные (требования изменить границы, присоединиться к государству).