Связанные словари

Диагностика межличностных отношений

диагностика межличностных отношений

(ДМО). Л. Н. Собчик. Вербальная методика диагностика межличностных отношений (ДМО) апеллируя, на первый взгляд, к осознаваемому Я, позволяет получать достаточно объективную информацию. Автор оригинального теста Т. Лири был последователем идей Г. С. Салливэна, к-рый главенствующее значение в развитии личности придавал оценкам и мнению значимых окружающих лиц, под влиянием которых происходит формирующая личность идентификация со «значимыми другими». Диагностика межличностных отношений не является простым переводом и адаптацией интерперсональной диагностики Т. Лири. ДМО это модификация, в к-рой тест претерпел значительные изменения. 8 октантов теста, выявляющие преобладающий индивидуальный стиль отношения к окружающим, по своей психол. сущности оказались в значительной степени близкими к 8 личностным характеристикам индивидуально-типологического теста ИТО, разработанного на базе теории ведущих тенденций. Методика состоит из 128 пунктов. На первом и осн. этапе исследования респондент в регистрационном листе должен зачеркнуть номера, соответствующие тем пунктам в опроснике, к-рые на его взгляд отражают присущие ему особенности характера. После подсчета результатов выявляется преобладающий стиль межличностных отношений у соответствующего лица в виде октантов (1/8 круга), каждый из к-рых выявляет 8 типов межличностных отношений:

1) Властный-лидирующий. Умеренные показатели (до 8 баллов включительно) выявляют уверенность в себе, умение быть хорошим наставником и организатором, свойства руководителя. При более высоких баллах (до 12 баллов) наблюдается нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей); при баллах выше 12 дидактический стиль высказываний, императивная потребность командовать другими, черты деспотизма;

2) Независимый-доминирующий. Выявляет стиль межличностных отношений от уверенного, независимого, соперничающего (при умеренных показателях в пределах 8 баллов) до самодовольного, нарциссического, с выраженным чувством собственного превосходства над окружающими (9-12 баллов); с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе при баллах выше 12;

3) Прямолинейный-агрессивный. В зависимости от степени выраженности показателей этот октант выявляет искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели (8-10 баллов); чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость (11-6 баллов);

4) Недоверчивый-скептический стиль межличностного поведения. Для него характерна реалистичность базы суждений и поступков, скептицизм и не конформность (до 8 баллов), а при высоких баллах (12-1

6) крайне обидчивый и недоверчивый модус отношения к окружающим с выраженной склонностью к критицизму, недовольством другими и подозрительностью;

5) Покорный-застенчивый. Отражает такие особенности межличностных отношений как скромность, застенчивость. склонность брать на себя чужие обязанности. При высоких баллах полная покорность, повышенное чувство вины, самоуничижение;

6) Зависимый-послушный. При умеренных баллах потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании. При высоких показателях сверхконформность, полная зависимость от мнения окружающих;

7) Сотрудничающий-конвенциальный. Выявляет стиль межличностных отношений, свойственный лицам, стремящимся к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими. Лица с высокими баллами по этому октанту (выше 12 баллов) отличаются компромиссным поведением, несдержанностью в излияниях своего дружелюбия по отношению к окружающим, стремлением подчеркнуть свою причастность к интересам большинства;

8) Ответственно-великодушный вариант межличностного поведения проявляется выраженной готовностью помогать окружающим, развитым чувством ответственности (от 4 до 8 баллов). Высокие баллы выявляют мягкосердечность, сверхобязательность, гиперсоциальность установок, подчеркнутый альтруизм.

Показатели ниже 4 баллов свидетельствуют о недостаточно выраженном соответствующем качестве. Если по всем октантам баллы не выше 4, то респондент не был достаточно откровенным. Равномерно выраженные баллы в пределах 8 отражают сбалансированный стиль межличностного поведения уравновешенной личности без выраженных особенностей. Результаты откладываются на соответствующих шкалах круговой диаграммы и очерчиваются на соответствующем уровне дугами. Если бы исследование на этом заканчивалось, то было бы рискованно судить о преобладающем стиле межличностного поведения данного лица. Аналогичное оценивание респондент осуществляет по отношению к «идеальному Я». Полученные данные обсчитываются и наносятся на вторую круговую диаграмму так же, как и в первом случае, после чего проводится анализ и сопоставление оценки респондентом его актуального и идеального образов Я. Количественные различия между показателями первого (реальное Я) и второго (идеальное Я) позволяют судить о том, какие особенности своей личности индивида не устраивают, от каких черт характера он хотел бы избавиться, какие хотел бы добавить. Сравнительный психометрический анализ обнаружил позитивную корреляцию октантов ДМО с созвучными по психол. сущности индивидуально-личностными показателями теста ИТО. На третьем этапе исследования, к-рый необходим при изучении межличностных отношений в группе, помимо оценки своего реального и идеального образов Я, респондент должен дать характеристику членам группы или любому значимому лицу, описав реальный (в его глазах) образ данного человека, а затем его желаемый (идеальный) образ. Рассогласование идеала с актуальным образом представляет интерес для понимания степени несоответствия реально существующих начальника, партнерасотрудника, подчиненного, родственника, супруга (жены) или др. значимых лиц с представлением о том, какими они должны быть, по мнению респондента. При этом может обнаружиться большое разнообразие существующих вариантов, на основании к-рых можно судить о сложившихся межличностных отношениях. В процессе изучения структуры малой группы с помощью социометрии по методу Дж. Морено применение ДМО значительно обогащает исследование. B связи с достаточной простотой в применении тест ДМО представляет собой удобный метод для оценки стиля межличностного поведения индивида, его внутриличностной конгруэнтности и для исследования отношений в производственной (коллектив, экипаж, команда, бригада), семейной, учебной или психотерапевтической группе.

Лит. Собчик Л. Н. Диагностики межличностных отношений. М. 1990; Она же. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб. 2003, 2005, 2007; Она же. Диагностика межличностных отношений. Практическое руководство. М. 2009; Leary T. Coffey I. Interpersonal Diagnosis // Theories of Personality Ibvestigation. New York, 1969; Sullivan H. S. The Interpersonal Theory, New York, 1953; Moreno J. L. Gruppenpsychoterapie und Psychodrama. Stuttgart, Thieme, 1959. Л. Н. Собчик