Отношение к смерти

У каждого человека свое отношение к смерти. но, имея разное мнение о ней, нам всем свойственно сторониться всего, что так или иначе связано со смертью. Сегодня многие люди рождаются и умирают уже не у себя дома, а в больницах и клиниках. Заручившись поддержкой Минздрава, мы получили освобождение от многих проблем, а великое таинство смерти сейчас скорее тягостная обязанность, о которой не принято рассуждать. Мы оберегаем умы и сердца наших детей от мыслей о смерти, не хотим говорить с ними о смерти в зрелом возрасте и, молча, провожаем в последний путь родных и близких.

Некогда по городским улицам шли похоронные процессии, ехал богато украшенный катафалк, оркестр играл духовную музыку. Сейчас же с бортов автобусов-катафалков, которые вливаются в нескончаемый поток автомобилей, исчезли даже траурные ленты.

Впрочем, люди всегда избегали разговоров о смерти, и само слово «умереть» стараются в повседневной жизни заменять более мягкими выражениями - «уйти из жизни», «отправится в иной мир», «протянуть ноги», «приказать долго жить» и т.д. Есть подобные смягчающие слова «смерть» и «умереть» и на других языках мира.

Известный писатель-сатирик Михаил Зощенко в своей философской книге «Перед восходом солнца » писал: «Отношение к смерти - это одна из величайших проблем, с которой непременно сталкивается человек в своей жизни. Однако эта проблема не только не разрешена (в литературе, в искусстве, в философии), но она даже мало продумана. Решение ее предоставлено каждому человеку в отдельности. А ум человеческий слаб, пуглив. Он откладывает этот вопрос до последних дней, когда решать уже поздно. И тем более поздно бороться, поздно сожалеть, что мысли о смерти застали врасплох. »

Английский философ Фрэнсис Бэкон. говоря об отношении к смерти, отмечал, что «Люди страшатся смерти, как малые дети потемок и как у детей этот врожденный страх усиливается сказками, так же точно и страх смерти ».

Живущие сейчас исследователи человеческой говорят о том, что первые проблески мысли у неандертальцев и питекантропов могли быть вызваны инстинктом самосохранения, стремлением продлить свою жизнь, преодолеть неизбежность смерти.

Советский знаток античной мифологии Яков Голосовкер говорил: «Убегая от смерти, не понимая ее, и чем дальше, тем все сосредоточенней, мучительней и трагичней мысля о ней и тем самым все, более не понимая ее, человек, борясь за существование, за свою жизнь, за свою мысль, устремлялся к вечной жизни, к бессмертию. Иначе он не мог, иначе мысль не могла. Он жизнь не выдержал бы без мысли о речной жизни. »

В шумеро-вавилонском эпосе, который повествует о Гильгамеше (3-е тысячелетие до нашей эры) мы впервые встречаемся с документальным свидетельством страха смерти. В эпосе Гильгамеш оплакивает смерть друга Энкиду словами: «Я проливал слезы подле его трупа, надеясь, что Энкиду встанет. Но на седьмой день в его нос проникли черви, и я понял, что он уже не вернется, и похоронил его. С тех пор я не знаю покоя. Тело моего друга рассыпалось в прах и смешалось с землей. Я знаю, что и мне суждена такая же участь. Мое тело также превратится в прах и глину. Я страшусь смерти. »

Согласитесь, большинство из нас боится цифры 13, хотя мы сами не можем объяснить, почему. На самом деде, у некоторых народов цифры буквами, и, как оказывается, у древних евреев слово «смерть» и число 13 писались одним знаком, а мы, даже не понимая и не зная этого, избегаем этого числа.

В Японии боятся цифры 4, так как при чтении иероглиф 4 – «си» - звучит как иероглиф, который означает слово «смерть». Так, в японских больницах нет палаты с номером 4, если здание многоэтажное, то Вы в перечне этажей не найдете 4-го этажа.

Также известно, что государь Московский и всея Руси Михаил Романов от непрестанных раздумий о смерти «впал в неподвижность» и «от. кручины» скончался.

Говорят, что российская императрица Елизавета Петровна боялась покойников: она не входила в дом, где лежал покойник. Когда в Царском Селе в казенном здании умер граф Федор Апраксин, то его тело вынесли под шатер. Чеглокова отправили домой, чтобы он не дай Бог не умер в покоях дворца. В 1755 году при Елизавете вышел указ, который запрещал носить покойников мимо дворца.

Примеров отношения людей к смерти в истории можно найти много, но надо отметить, что в разные исторические эпохи отношение к смерти меняется. Как считают некоторые ученые, отношение к смерти является эталоном, мерилом характера цивилизации.

Смерть Сократа на многие столетия вперед предопределила отношение к смерти большинства мыслителей древности. Сократ говорил: «Смерть, приговоренный афинским судом к смертной казни и ожидающий, когда тюремщик поднесет ему чашу ядовитой цикуты, - это одно из двух: либо умереть, значит стать ничем, так что умерший ничего уже не чувствует, либо же, если верить преданиям, это какая-то перемена для души, переселение ее из здешних мест в другое место. Если ничего не чувствовать, то это все равно, что сон, когда спишь так, что даже ничего не видишь во сне; тогда смерть удивительное приобретение. С другой стороны, если смерть есть как бы переселение отсюда в другое место и верно предание, что там находятся все умершие, то есть ли что-нибудь лучше этого? Да я готов умереть много раз, если все это правда: для меня было бы восхитительно вести там беседы. »

Еще большее влияние оказало отношение к смерти Эпикура. В письме к другу Менекею Эпикур писал: «Привыкай думать, что смерть для нас - ничто: ведь все и хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений. Стало быть, самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения: когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет».

Сегодня в обществе наблюдается тенденция o вытеснении смерти из коллективного сознания, когда общество ведет себя так, словно вовсе никто не умирает, и смерть человека не пробивает никакой бреши в обществе. В наиболее развитых странах смерть человека обставлена так, что смерть является делом одних лишь врачей и бизнесменов, которые заняты похоронным бизнесом. Не лучше обстоят дела и в нашей стране, и удивляться этому не стоит. Нет необходимой литературы, утерян опыт поколений и утрачены многие этические нормативы.

Сегодня подготовленному человеку смерть видится естественным финалом его жизненного пути, а не безысходным крахом. К подобному мнению приходят во многих современных странах.

Сегодня наука утверждает, что человек – это всего лишь тело, продукт дарвиновской эволюции соединений, которые образовались из молекул газа, тело, растущее и стареющее согласно генетическому коду, который находится в молекулах ДНК. Значит смерть - это конец всего. Но в коллективном бессознательном людей существует знание, говорящее о том, что это «объективное» определение не охватывает полностью того, что мы собой представляем. Мы убедили себя, что по жизни нас должен вести не интуиция, а интеллект, и поэтому считаем себя вправе признавать лишь то, что можем рационально познать. Но интуитивная мудрость не удовлетворяет этому критерию. Кажется, что она вырастает за пределы объективного ума, и поэтому мы чаще всего не принимаем во внимание то, что она говорит нам, хотя все великие религии и выдающиеся философы всегда полагались на эту глубинную мудрость.