Ведущие категории психологии

Кроме принципов на развитие психологии как нау­ки влияет и формирова­ние ее категориаль­ного строя, т. е. тех постоян­ных проблем ( инвариант), которые составля­ют ее предмет и его содержание.

В настоящее время выделя­ют несколь­ко основ­ных категорий, которые являлись основой психологической нау­ки на протяжении почти всей ее истории. Это категории мотива, образа, деятельности, личности, общения, переживания. В раз­ные периоды развития психологии и в раз­ных школах эти категории имели неодинако­вое значение, одна­ко всегда так или иначе присутствовали в психологических концепциях.

Од­ной из первых в психологии появилась категория образа, которая стала ведущей при изучении познания. Уже в антич­ности уче­ные изучали как формирует­ся у челове­ка образ мира, впоследствии в центре внима­ния психологов оказал­ся образ себя, самосозна­ние человека, его содержа­ние и структура. Если в первых психологических теори­ях образ себя рассматривал­ся преимуществен­но как одна из областей сознания, то в современ­ной науке образ—Я стал одним из ведущих.

Образ предмета рассматривал­ся многими уче­ными как сигнал, на основе которого зарождает­ся и начинает функционировать рефлекс, поведе­ние человека. Образ как сенсорная основа мысли считал­ся незыблемым постулатом учеными, которые рассматривали психику как сенсорную мозаику, состоящую из ощуще­ний и представлений. Безобразный характер мышле­ния стал в начале XX в. одним из важнейших открытий Вюрцбургской школы. Образ как основа восприятия, его целостный и системный характер стал ведущей категорией в психологической школе гештальтпсихологии.

Рассматривая развитие образа, психоло­ги пришли к выводу о взаимосвязи чувствен­ного и умствен­ного образов. Изуче­ние этой связи, так же как и сочета­ния умствен­ного образа и слова, бы­ло и остает­ся од­ной из важнейших пробл­ем для психологии. Достаточ­но сказать, что такие великие ученые, как А. А. Потебня, Выготский, Г. Г. Шпет, Ж. Пиаже, Д. Брунер и другие посвятили свои наиболее значитель­ные труды исследованию имен­но этой проблемы.

И чувственный, и умственный образы являют­ся содержани­ем сознания, поэтому совокупность образов может рассматривать­ся как определенный аналог этой категории. Одна­ко для психологии не менее важным являет­ся и вопрос о степени осознан­ности образов, так как и бессознательное, и надсознатель­ное игра­ют не менее важную роль, ч­ем сознание.

Не меньшее значе­ние имеет в психологии и категория мотива. Уже в первых психологических теори­ях уче­ные рассматривали источник активности, стремились найти причину, которая побуждает челове­ка к движению, т. е. стремились понять мотивы, которые лежат в основе нашего поведения. Были попыт­ки найти и материаль­ное объясне­ние этим побуждениям, при этом мотивы связывались и с движущими­ся атомами, и с « живот­ными духами», были и теории, которые говорили об их нематериальности. Так, Платон говорил о страст­ной или вожделеющей душах, которые и являют­ся носителями мотивов, а Лейбниц считал, что активность, побужде­ние к действию являет­ся свойством души—монады. Одна­ко независимо от истолкова­ния природы мотива, он, как правило, связывал­ся с эмоциями и был од­ной из глав­ных пробл­ем для всех психологов. Поэтому естественно, что и в современ­ной психологии понятие мотива ( потребность, влечение, стремление) ста­ло ведущей категорией практичес­ки для всех психологических школ.

С категорией мотива тес­но связана другая категория — переживания, эмоциональ­ного откли­ка челове­ка на явле­ния внешнего мира и свои поступ­ки и мысли. Еще Эпикур утверждал, что имен­но пережива­ния направля­ют и регулиру­ют поведение, в качестве таковых рассматрива­ют их и современ­ные психологи. Несмотря на то что проблема природы и динами­ки эмоциональ­ных процессов не получила еще в психологии однознач­ного решения, сам факт важ­ности эмоций и пережива­ний не толь­ко в регуляции активности, но и в присвоении знаний, идентификации с окружающим миром, в том числе и со значимыми людьми, не вызывает сомнения.

Говоря о категории деятельности, необходимо помнить о том, что в психологии рассматривает­ся и внешняя деятельность ( поведение), и внутренняя ( прежде всего, мыслительная деятельность). На первых этапах развития психологии уче­ными не подвергалась сомнению мысль о том, что поведе­ние являет­ся таким же психологическим понятием, как и мышление. Одна­ко со време­нем психологи, как уже говорилось выше, отождествлять психику толь­ко с сознанием, а все внеш­ние проявле­ния актив­ности выходили, таким образом, за рам­ки собствен­но психического. Поэтому на долю психологических исследова­ний оставалось изуче­ние толь­ко внутренней, умствен­ной деятельности. Это меша­ло развитию объектив­ных методов исследова­ния психики, останавлива­ло и развитие эксперименталь­ной психологии. В середине XIX в. английский психолог и философ Г. Спенсер впервые сказал о том, что предметом психологии являют­ся ассоциации между внутренним и внешним, т. е. между сознани­ем и поведением. Таким образом, бы­ло не толь­ко зафиксирова­но уникаль­ное положе­ние психологии, но и узаконе­но место внешней деятель­ности в качестве психологической категории. В современ­ной психологии существует несколь­ко школ, для которых категория деятель­ности являет­ся ведущей — это и бихевиоризм, и отечественная психология, в которой теория деятель­ности занимает од­но из централь­ных мест. В то же время изуче­ние внутренней и внешней деятельности, их взаимосвязи и взаимопереходов — одна из централь­ных пробл­ем возраст­ной психологии, так же как и многих других психологических направле­ний и отраслей.

Слова о том, что человек — существо социальное, т. е. что он не может существовать вне с другими, были высказа­ны еще Аристотелем. За период своего существова­ния психология накопила м­ного дан­ных о важнейшей роли других людей в развитии психи­ки индивида, в формировании его представле­ний о себе и о мире. В возраст­ной психологии огромная роль взрослого и отноше­ний взрослый — ребенок являет­ся од­ной из аксиом, указывающей на то, что полноцен­ное психическое развитие ребен­ка не может осуществлять­ся в изоляции. С появлени­ем социаль­ной психологии начинает­ся серьез­ное изуче­ние обще­ния взрослых людей друг с другом, при этом особое внима­ние уделяет­ся общению людей, принадлежа­щих к разным нациям, культурам, а также особенностям массовых коммуникаций. Исследова­ния позволили выделить раз­ные сторо­ны общения ( коммуникативную, перцептивную, интерактивную), структуру и динамику. Анализ направле­ния развития психологической нау­ки показывает, что значе­ние этой категории, так же как и доля исследований, посвящен­ных различным проблемам общения, будет и дальше возрастать.

В отличие от других, категория лич­ности появилась в психологии сравнитель­но недавно, хотя вопросы о сущ­ности человека, развитии его представле­ния о себе и оцен­ки себя ставились еще в античности. Одна­ко в то время понятия « личность» и « человек» рассматривались как тождественные, не существова­ло и современ­ных понятий « личность», « индивид» и « индивидуальность». На протяжении длитель­ного времени, как уже отмечалось, ведущими вопросами психологии были вопросы познания, а категории образа и внутренней, умствен­ной деятель­ности оставались ведущими. Неда­ром известный ученый В. Вундт говорил о дикта­те « интеллектуализма» в психологии, противопоставляя свою волюнтаристскую психологию прежней, изучающей в основном « челове­ка познающего», а не чувствующего. Лишь в появлени­ем школы глубин­ной психологии имен­но личность стала од­ной из веду­щих категорий и остает­ся ею в современ­ной психологической науке, хотя и в настоящее время раз­ные школы ( гуманистическая, глубинная, отечественная психология) рассматрива­ют структуру, генезис и движущие силы развития лич­ности по—разному.

Большое влия­ние на развитие психологической нау­ки оказал и подход к решению ключевых пробл­ем психологии, изучаю­щих природу психического, взаимоотноше­ния психического и физического, телес­ного и духов­ного в психике. При этом на первый план выходили либо общие проблемы, т. е. соотноше­ния психического и физического, либо более частные, связан­ные с исследовани­ем связи организма ( тела) с психикой ( душой). Соответствен­но в первом случае эта проблема звучала как психофизическая, а во вто­ром — как психофизиологическая.

Сама постанов­ка проблемы и подходы к ее решению были связа­ны с вопросами о роли и мес­те челове­ка в мире. В антич­ной психологии уче­ные рассматривали челове­ка как од­но из звеньев в цепи всеоб­щих закономерностей. С этой точ­ки зре­ния человек подчинял­ся т­ем же законам, что и все жи­вое и нежи­вое в природе, а психические зако­ны были отражени­ем физических, т. е. вариациями основ­ных законов природы. Исследова­ние этих законов приводи­ло уче­ных к мысли о том, что существует единая первооснова, которая составляет сущность и психического, и физического. Такое реше­ние психофизической проблемы получи­ло назва­ние монизма ( общая, единая первооснова, субстанция). В зависимости от того, идеаль­ной или материаль­ной являет­ся эта субстанция, монизм может быть идеалистическим или материалистическим. Некоторые ученые, как Декарт, отвергали наличие еди­ной субстанции, доказывая существова­ние двух первоначал, двух раз­ных субстанций для души и для тела. подход получил назва­ние дуализма. Так как часто процессы, которые происходят в душе и теле, рассматривались как параллель­ные и независимые друг от друга, в психологии появляет­ся понятие психофизическогопараллелизма, подчеркивавшего независимость и чисто внешнее соответствие этих явлений.

С течени­ем времени обостряет­ся интерес уче­ных имен­но к психике человека. При это, м уже в исследовани­ях Платона постулировались качествен­ные отличия психи­ки челове­ка от психи­ки других живых существ. Таким образом, и законы, которые управля­ют психикой человека, являют­ся уникаль­ными и не могут вать­ся по аналогии с законами природы. Такой антропологический подход, при кото­ром все рассматривает­ся лишь с точ­ки зре­ния человека, был характерен для многих не толь­ко психологических, но и философских школ. Одна­ко и в античности, и в Средневековье бы­ло еще недостаточ­но дан­ных для перевода психофизической проблемы в план психофизиологической, точнее — для науч­ного реше­ния этой проблемы.

С середи­ны XIX в. с развити­ем биологии и медици­ны психология получила достаточ­но важный объективный материал, позволявший по—новому подойти к решению психофизиологической проблемы. Работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, У. Кеннона и других уче­ных дали возможность не толь­ко лучше понять биологическую природу психики, но и точнее разграничить области биологических основ психи­ки и собствен­но психического. Т­ем не менее остает­ся еще м­ного вопросов, которые совмест­ными усилиями психологов, философов, физиологов, медиков и других уче­ных предсто­ит решить, чтобы дать более пол­ные ответы и на психофизическую, и на психофизиологическую проблемы.

Источник: Григорович Л. А. Педагоги­ка и психология

Анонс записи в рубрике: Психология. Лимфатические синусы и миграция клеток. В мозговом веществе синусы располагаются двояко. Одни промежуточные мозговые синусы залегают между соседними мякотными тяжами (межмякотные синусы). Другие находятся (на гистологическом срезе) между мякотными тяжами с одной стороны и хиларной трабекулой — с другой (трабекулярные синусы). Синусы мозгового вещества более широкие, чем подкапсульный и корковые синусы. Тонкие стенки синусов со стороны их просвета выстланы утолщенными эндотелиальными (береговыми) клетками. Краевой синус со стороны капсулы, а также стенки корковых, мозговых и воротного синусов, прилежащие к трабекулам и к воротному утолщению, имеют сплошной слой береговых клеток. Стенки синусов, ориентированные к лимфоидной паренхиме, построены таким образом, что через них из коркового и мозгового вещества в лимфу и в обратном направлении могут легко проникать лимфоциты, макрофаги и другие активно передвигающиеся клетки. В просвете синусов имеется мелкопетлистая сеть, образованная ретикулярными волокнами и клетками. В петлях этой сети могут задерживаться поступающие в лимфатический узел вместе с лимфой чужеродные частицы, микробные тела, опухолевые клетки. Постоянный адрес записи: Лимфатические синусы и миграция клеток http://deglon.ru/limfaticheskie-sinusy-i-migraciya-kletok

Анонс записи в рубрике: Психология. Вторая натура. К первой группе относятся все формы существующих патологических зависимостей, и с большим отрывом здесь лидирует курение. Статистические прогнозы безжалостны: к 2020 г. оно станет причиной смерти 10 млн. человек в год – это примерно 9% всех смертей и болезней. За ним следуют алкоголизм и наркомания, игровая зависимость – пристрастие спускать половину месячного оклада на «одноруких бандитов», шопаголизм – импульсивные покупки ненужных вещей, и ночные путешествия к холодильнику — патологическое переедание. Постоянный адрес записи: Вторая натура http://deglon.ru/vtoraya-natura

Анонс записи в рубрике: Психология. О жертвенности в нас синдром вечного помощника в детях и во взрослых, или кто мешает жить для себя. Напротив меня сидит красивая, яркая женщина, она рыдает, вспоминая про ситуацию дома, про то, что муж не понимает ее, не поддерживает, о том, как после родов она с головой ушла в депрессию. Она одинока и беззащитна – так она чувствует себя в последние 5–6 месяцев. Внимательно слушая ее и пытаясь понять ее чувства, я вглядываюсь в малышку, лежащую у нее на коленях. Уже прохладно, поэтому малышка добротно завернута в розовое одеяльце, из–под которого выглядывает девчачьего цвета костюмчик. Девочке столько же месяцев, сколько и маминому ощущению грусти и покинутости – 6 месяцев. Постоянный адрес записи: О жертвенности в нас синдром вечного помощника в детях и во взрослых, или кто мешает жить для себя http://deglon.ru/o-zhertvennosti-v-nas-sindrom-vechnogo-pomoshhnika-v-detyax-i-vo-vzroslyx-ili-kto-meshaet-zhit-dlya-sebya

Поделитесь записью: "Ведущие категории психологии" с другими читателями!