Л. И. Августова КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ

Отношение к здоровью представляет собой один из важнейших вопросов, как психологии здоровья, так и психологии профессионального здоровья. В ряде последних исследований отношение к здоровью рассматривается на нескольких уровнях: когнитивном, эмоциональном, ценностно-мотивационном и поведенческом, каждый из которых имеет свои специфические особенности. Когнитивный компонент характеризует знания человека о своем здоровье, об основных факторах, оказывающих влияние на здоровье, понимание роли здоровья в жизнедеятельности. Одним из основных вопросов при исследовании когнитивного компонента остается наименее изученная проблема выделения и анализа критериев здоровья.

Выявление состава и раскрытие содержания критериев физического, психического и социального здоровья является одним из тех ключевых вопросов, от степени разработанности которого во многом зависит мера практической применимости психологии здоровья. Из этого следует, что направление работы по изучению и систематизации критериев здоровья должно предусматривать определенные усилия по их возможной внутренней интеграции, т. е. выделение критериев все более высокой степени общности. Представляется практически невозможным и маловероятным свести оценку физического, психического и социального здоровья к какому-то одному, универсальному критерию.

С целью изучения данного вопроса было проведено исследование по выявлению структуры представлений о критериях здоровья с использованием анкеты для выявления субъективных критериев здоровья человека (Никифоров, Августова, 2009). Общее количество испытуемых по всей выборке составило 1073 человека (190 мужчин и 883 женщины), при этом в исследовании принимали участие как студенты, так и люди зрелого возраста. Возраст испытуемых варьировал от 21 до 62 лет. В результате исследования выделено 14 обобщенных критериев здорового человека, из которых четыре были отнесены к уровню физического, а по пять критериев - к уровням психического и социального здоровья.

• Уровень физического здоровья: физическое здоровье (хорошее самочувствие, наследственность, сильный иммунитет, ничего не болит, физическая полноценность, отсутствие лишнего веса); энергичность (бодрость, работоспособность, выносливость, подвижность); здоровый образ жизни (отсутствие вредных привычек, физическая активность, занятие спортом, рациональное питание, полноценный сон, режим дня, гигиена, забота о своем здоровье); привлекательный внешний вид (красивый, чистая кожа, румянец, здоровые зубы, здоровая кожа лица, прямая осанка, ясные глаза, блестящие волосы, ухоженный).

• Уровень психического здоровья: психическое здоровье (эмоциональная стабильность, гармоничность, уравновешенность, спокойствие, отсутствие депрессий, срывов, фобий, психическое благополучие); жизнерадостность (оптимист, счастливый, хорошее настроение, веселый, сияющие глаза, радостный, позитивный); активность (желание действовать, целенаправленность, саморазвитие, наличие разнообразных интересов, хобби); интеллектуальное развитие (умный, мыслящий, знающий, любознательный, образованный, здравомыслящий, рассудительный, талантливый); уверенность в себе (отсутствие барьеров в поведении, свободный, самодостаточный, решительный).

• Уровень социального здоровья: адекватность поведения (гармония с окружающим миром, адаптивность, социальная адекватность, гибкость); полноценная жизнь (профессиональная и личностная успешность, социальное благополучие, семья, друзья, удачливый, финансовое благополучие, удовлетворенность жизнью); отзывчивость (добрый, доброжелательный, альтруист, желание помогать нуждающимся, добродушный); нравственное здоровье (соблюдение моральных ценностей, честность, порядочность, социальное здоровье); общительность (коммуникабельный, взаимодействие с другими людьми, открытый, искренний, дружелюбный, неагрессивный).

Представленный перечень высказываний содержит наиболее распространенные, чаще всего встречающиеся критерии. В качестве отдельных, не вошедших в указанный ряд можно назвать следующие критерии: чувство юмора, самоконтроль, волевой, самостоятельный (психический уровень); инициативный, независимый, воспитанный, модный (социальный уровень).

В заключение следует отметить, что и студенты, и взрослые в своих представлениях о здоровом человеке отдают явное предпочтение критериям физического здоровья по сравнению с психическим и, особенно, социальным.