Преподавание курса "Этика и психология семейной жизни" для учащихся 10–11-х классов, воспитывающихся вне семьи

Курс разработан на базе Волжской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но может проводиться и в обычных массовых школах

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ТЕМ:

На вводном занятии характеризуются цели, задачи, содержание курса.

1. “СЕМЬЯ В СВЕТЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ ОБЩЕСТВА” - 4 часа.

Раскрывается зависимость прочности семьи от сохранения традиционных норм нравственности, характерных для данной культуры. Рассматриваются негативные последствия устоев семьи. Рассматривается история происхождения и развития семьи. Форма занятий: лекция, урок с использованием практических заданий – мини-тесты, обсуждение проблемных вопросов, выражение собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам.

2. “ЛИЧНОСТЬ И СЕМЬЯ” - 9 часов.

Дается представление о личности, индивидуальных особенностях и способностях человека через призму семейных отношений. Преобладающей формой работы являются практические работы и уроки с использованием практических заданий.

3. “ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ” - 7 часов

Раскрываются нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек. В рамках данной темы речь пойдет о таких понятиях как товарищество, дружба, любовь, культура поведения влюбленных. Тема изучается на уроках с использованием практических заданий: обсуждение проблемных вопросов, выражение собственной точки зрения по обсуждаемой проблеме, выполнение тренинговых упражнений и заданий. Учащиеся не только приобретают новые знания в области волнующих их в данном возрасте тем, но и приобретают навык позитивного общения с представителями противоположного пола.

4. “БРАК И СЕМЬЯ” - 7 часов.

Раскрывается понятие “готовность к браку”, дается характеристика основных функций семьи. Форма работы – урок с выполнением практических заданий. Учащиеся получают более полное и конкретизированное представление об институтах семьи и брака и формируют осознанное ответственное отношение к созданию будущей семьи.

5. “ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ СЕМЬИ” - 17 часов (7 часов – 10 класс, 10 часов – 11 класс).

В рамках данной темы происходит знакомство с особенностями молодой семьи, с проблемами, которые она неизбежно встретит на своем пути. Как распределить обязанности, как рассчитать семейный бюджет, кто должен создавать благоприятный психологический климат в семье, как решать спорные вопросы и кто в семье главный – ответы на все эти и многие другие вопросы дети смогут сформулировать сами в ходе изучения теоретического материала и выполнения практических заданий, проигрывания ситуаций и в ходе ролевых игр.

6. “СЕМЬЯ И ДЕТИ” - 8 часов.

Должна ли семья планировать рождение детей, сколько детей должно быть, чтобы стать счастливым отцом или матерью – эти и другие вопросы, связанные с рождением и воспитанием детей обсуждаются на уроках в рамках данной темы. Речь пойдет и о незаменимости семьи в воспитании детей. Рассматриваются основные проблемы семейного воспитания. Учащиеся смогут понять как сложно и как прекрасно быть родителем и смогут сделать первые шаги в решении проблемы “отцов и детей”.

7. “ЗАКОНЫ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ” - 7 часов.

Анализируются потребности супругов, условия их удовлетворения и последствия неудовлетворенности в браке. Дети откроют для себя секрет преодоления несовместимости в семейной жизни. Уроки проходят с обязательным выполнением практических заданий, предусмотренных программой курса.

8. “АЗБУКА ИНТИМНЫХ ОТНОШЕНИЙ”.

Рассматриваются нравственные основы интимных отношений в семье и не только. Учащиеся получат необходимый минимум знаний о сексе, болезнях, передаваемых половым путем и последствиях беспорядочной половой жизни для здоровья будущей семьи и потомства.

9. “ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ” - 3 часа.

Анализируются причины и последствия развода для каждого члена семьи. Учащиеся получат не только теоретические знания, но и в ходе выполнения практических заданий получат алгоритм построения позитивных отношений даже в кризисных жизненных ситуациях.

Урок 26 (10 класс).

Тема: “Функции семьи”.

ЦЕЛЬ: определить значимость семьи для каждого человека и для себя лично

1. Мозговой штурм “Для чего нужна семья”.

Дети делятся на микрогруппы для определения вариантов ответа на заданный вопрос. Время работы микрогрупп – 5 минут. Далее каждая микрогруппа предлагает свои варианты ответов, учитель записывает их на доске или на листе ватмана.

Ответы будут касаться функций, выполняемых семьей как социальным институтом:
  • Общение
  • Совместный досуг
  • Организация быта, ведение хозяйства
  • Развитие физических и духовных сил
  • Создание условий для профессиональной деятельности
  • Создание гармонии интимных отношений
  • Рождение и воспитание детей

2. Психологический практикум.

- прочитайте предложенные вам диалоги и определите функции семьи, отраженные в диалогах

(предлагаемые диалоги см. в приложении к уроку)

- определите возраст семьи – количество времени со дня образования семьи, когда на первый план в числе главных стоят определенные функции:

а) общение, досуг, создание гармонии интимных отношений

б) поддержание физических и духовных сил, ведение домашнего хозяйства, досуг

в) ведение домашнего хозяйства, рождение и воспитание детей, создание условий для профессиональной деятельности

г) создание условий для профессиональной деятельности, общение, совместный досуг, создание гармоничных интимных отношений

- какая функция семьи для вас наиболее значима?

В ходе обсуждения ответов детей следует подвести их к мысли о том, что самая важная функция семьи – это рождение и воспитание детей. В этом отношении ничто не заменит семью. Все остальные функции может выполнить общество друзей, близких людей, но рождение о полноценное воспитание детей возможно только в семье.

- чтение и анализ сказки

Предлагается прочитать на выбор сказки: А. Исаакян. “У Солнца” или английская народная сказка “Орел в голубином гнезде”.

(содержание сказок и вопросы для их анализа и обсуждения см. в приложении к уроку)

3. Дополнительный информационный материал.

РОДОСЛОВНАЯ.

Традиция составления родословной существует в России испокон веков. В русской истории трудно найти среди достопамятных личность, которая не относилась бы с почтением к своему роду, отцу, старшему брату. “неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности” - писал А. С. Пушкин. На мысли о прошлом, о пращурах наводило все, что было вокруг и внутри дома: аллеи и деревья, посаженные предками, сами постройки, выкопанные пруды, хозяйственные книги…

Это все так называемый высший свет. Но разве меньше напоминал о предках сельский дом? Причем многими предметами быта, сделанными руками крестьян, пользовались целые поколения. Конечно, в прежнее время не было того поклонения вещью, принадлежащей деду, прадеду – предметы носили практический характер и при изнашивании выбрасывались, но многими вещами пользовались несколько десятилетий, и в этом был глубокий смысл.

Из поколения в поколение передавались семейные истории.

Далее предлагается детям составить родословную своей семьи, знакомят их с правилами составления родословной.

4. Завершение урока, получение обратной связи.

Приложения к уроку 26 (Маленкова Л. И. Я – человек!” - М. 1996 г.

Задание: соотнеси диалоги с определенной функцией семьи, которая в данном диалоге проявляется.