Поиск

ЛЕКЦИЯ 3. Психология добрачных отношений

  1. История проблемы и модели ухаживания.
  2. Понятие аттракции, факторы её сохранения.
  3. Типология эмоциональных отношений.

1. В зарубежной психологии в конце сороковых годов 20 века возникает направление, изучающее проблему выбора партнёра. Раздел психологии добрачного ухаживания имеет как теоретические модели, так и экспериментальные исследования.

В числе первых моделей брачного выбора называют модель «химия любви». В добрачный период отношения формируются как индивидуальный, а не диадический феномен. В констатации «влюбился» содержится информация о том, что не зависит от воли и действий субъекта. Индивид ощущает влечение к другому индивиду, которому он не может противостоять. Биологические аспекты этого феномена ещё в 19в. были отмечены А. Шопенгауэром, названные им «зовом (инстинктом) рода». Суть этого феномена заключается в том, что происходит оптимальный выбор партнёра для рождения потомства наиболее умного, красивого, жизнеспособного. Получается выбор одного организма другим. В 20в. механизм подобного явления объяснили влиянием ферромонов одного индивида и бессознательным их восприятием другим индивидом.

В модели «брачного рынка» главной считается возможность человека выбрать партнёра в зависимости от важных ресурсов: внешность, возраст, образование, обеспеченность, статус и т.п. Дж. Эдвардс и Б. Мурстейн считают, что участники добрачного взаимодействия как бы совершают сделку, то есть при минимуме затрат стремятся получить максимум выгоды.

В модели Р. Винча рассматривается сочетание личностных свойств. Условием продуктивного общения автор считает принцип дополнения (сочетания) потребностей. При этом удовлетворение потребности одного является одновременно удовлетворением потребности другого партнёра. Так сочетаются потребность в доминировании одного и подчинении другого. Как показали эмпирические исследования, временной фактор играет важную роль. Вначале более значимо соответствие ценностей, а после полутора лет общения –дополнение потребностей.

Концепция фильтров (барьеров) предполагает, что развитие эмоциональных отношений пары схематически напоминает движение по сужающемуся перегороженному коридору. Продолжение отношений возможно только в случае последовательного «преодоления» всех барьеров. Известна модель с последовательностью таких фильтров как «стимул», «ценность», «роль» (Murstein). В модели фильтров Дж.Удри первый фильтр связан с возможностью пространственно-временной близости партнёров. Отношения могут закончиться в связи с редкостью встреч. Следующие два - согласно Мурстейну. Четвёртый добавочный фильтр касается брачно-семейных ценностей, пятый – оценки комплементарности удовлетворения значимых потребностей партнёров, в первую очередь потребности любить и быть любимым. Прохождение фильтра связано с возникновением чувства безопасности, доверия партнёру, переживания чувства Alter Ego. Последний фильтр принятия решения о вступлении в брак.

Критика. Во-первых, представление, что пары, несмотря на различия между ними, проходят одинаковый путь, явно упрощает реальную картину. Во-вторых, сами люди меняются в результате развития отношений. Следовательно, набор фильтров также должен измениться. В-третьих, продвижение по этому коридору является следствием активности самой пары. Отношения будут долговременными в том случае, когда пара воспринимает их сохранение как значимую цель.

2. Понятие аттракции рассматривается Л.Я.Гозманом более широко, чем просто привлечение внимания, как это делается традиционно в социальной перцепции. Он выделяет трёхкомпонентную структуру: чувство, отношение (аттитюд, класс социальных установок), оценка.

Факторы стабилизации эмоциональных отношений: субъект-субъектные взаимоотношения, адекватная организация взаимодействия, наличие у партнёров личностных свойств для совместной деятельности. В консультировании это более значимая проблема, чем возникновение аттракции. Факт сохранения отношений не является доказательством их стабильности.

Закономерности распада эмоциональных отношений. Распад не означает, что партнёр будет эмоционально не значим. Переживание распада, а также расставания является весьма психотравматичным. Л.Я. Гозман обозначает в качестве факторов, негативно влияющих на эмоциональные отношения, отклонения в общении и отсутствие развития отношений.

3.Типы любви. Из множества классификаций рассмотрим те, которые наиболее уместны для добрачного и брачного периода.

Д.А.Ли объединил исторически сложившиеся типы любви, которые можно рассматривать с позиции их совместимости у партнёров. Сторгэ – спокойная, надёжная любовь, более похожа на дружбу. Агапэ – альтруистическая любовь-самоотдача, как правидо одного партнёра, ничего требующего взамен. Эрос - характеризуется высокой интенсивностью чувства, в котором физическое влечение играет важную, но не единственную роль. Маниа – болезненная страсть, иррациональная одержимость, стремление к тотальному обладанию партнёром. Его восприятие может меняться от «идола» до «ничтожества». Прагма - рассудочное и рациональное отношение, недостойного партнёра не полюбят. Людус – игра, флирт, количественный подход, при котором личность партнёра не играет роли.

Эрих Фромм называет тип любви по выбранному объекту. Он, по сути, показывает этиологию эмоционального отношения, начиная от «любви к себе». Тогда становится понятной психологическая природа эротической, а также родительской любви.

Т.Кемпер в рамках социально-интерактивной теории эмоций выделяет два фактора: власть - способность заставить партнёра выполнить нечто желаемое, статус – желание партнёра идти навстречу требованиям субъекта. В связи с этим в паре возможны следующие типы любви: романтическая, братская, харизматическая, «измена», влюблённость, поклонение (нет реального взаимодействия), Любовь родителя к маленькому ребёнку.

В.В.Столин указывает, что при описании любви часто используются дихотомичные критерии, такие как любовь-ненависть и доминирование-подчинение. При этом виды любви весьма схематичны, гармоничная любовь предполагает равноправие партнёров, подчинение одного приводит к жертвенной любви, а при доминировании возникает деспотическая любовь.

Любовь представляет собой социокультурный, исторический феномен. Сложность феномена любви, с одной стороны, и её интимный характер, с другой стороны, приводят к схематичности и фрагментарности научных знаний об этом явлении. Современные эмоциональные отношения предполагают партнёрство, обеспечивают саморазвитие личности в исключительных, близких отношениях со значимым другим.